О репутационных издержках турецкой оборонной компании Baykar

Турецкое информационное агентство SavunmaSanayiST опубликовало интервью с генеральным директором частной оборонной компании Baykar Technology Халуком Байрактаром, в котором он высказался о дальнейших планах промышленного предприятия[i]. Он заявил, что в настоящее время ежемесячно на мощностях Baykar производится 20 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar TB2. Этого количества недостаточно для удовлетворения потребностей всех 22 стран-заказчиц (заказано более 500 БПЛА на 2023-2026 гг.), поэтому в 2023 году ожидается увеличение темпов производства до 30 БПЛА в месяц. Достичь этой цели представители компании намерены за счет строительства завода в Эсеньюрте, деньги на который были выделены еще в сентябре 2019 года. Дополнительно на этом предприятии планируется выпускать 46 БПЛА Bayraktar TB2, 24 БПЛА Akınc, 36 боевых беспилотных авиационных комплексов, а также множество наземных систем и дополнительных систем ежегодно. Кроме того, на украинских новостных агентствах появилась информация о намерении компании производить турецкие БПЛА на территории Украины. Причем речь идет о выпуске БПЛА Bayraktar TB2, Bayraktar Akıncı и Bayraktar Kizilelma. Со своей стороны отметим, что данные планы требуют детальной проверки, поскольку организация нового оборонного производства на территории Украины является по объективным причинам «утопией».

Администрация президента Турции Р.Т.Эрдогана ведет активную работу над возвращением когда-то утраченного господства согласно концепции «Великого Турана». В этом геополитическом проекте национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) играет определяющую роль. Достижение поставленных задач, в первую очередь, обусловлено эффективным частно-государственным партнерством и продвижением национальной продукции за рубеж. Именно это позволяет оперативно реагировать на региональные вызовы. Например, на Украине Bayraktar TB2 объективно никак не проявили себя в ударном варианте: роликов с их боевым применением единицы, что для почти года операции просто мизерное количество. Зато есть множество фотографий с их обломками. Однако благодаря рекламной кампании и вовремя проявляющимся кадрам туркам удается даже очевидные провалы выставить за успехи. Поэтому спрос на турецкую военную продукцию не падает. И именно такая политика весьма показательна на фоне информационного сопровождения российского ОПК, где госкомпании либо рассказывают о «не имеющих аналогов» прототипах, либо вообще никак не рекламируют реально и эффективно применяющиеся продукцию.

С другой стороны, необходимо отметить и репутационные издержки турецких БПЛА, которые затмили финансовую прибыль. В сети появились откровения главы Ассоциации оборонных предприятий Украины Сергея Пашинского о широко разрекламированных БПЛА Bayraktar TB2. В интервью с российскими пранкерами он озвучил, что турецкие дроны «не являются чудо-оружием» и добавил, что почти все они были потеряны всего за неделю боевых действий. Слова С.Пашинского вновь подняли вопрос о неэффективности турецких ударных БПЛА в ходе специальной военной операции (СВО) ВС РФ на территории Украины. И появился он не на пустом месте: только за неполных восемь месяцев СВО кадров боевой работы Bayraktar TB2 можно пересчитать чуть ли не по пальцам. Это очень мало в сравнении с конфликтами в Карабахе, Сирии и Ливии с десятками видео точных ударов по бронетехнике и средствам противовоздушной обороны (ПВО).

В сети есть десятки фотографий сбитых турецких БПЛА: в список вошли только аппараты, упавшие на подконтрольной ВС РФ территории, поскольку из-за цензуры украинские ресурсы не публикуют данные о БПЛА, пораженных в занятых украинской армией районах. Уже после начала боевых действий на Украину поставили десятки Bayraktar TB2, которые теоретически должны были восполнить потери аппаратов. Однако интенсивность их вылетов так и осталась невысокой относительно других конфликтов с участием турецких БПЛА. Применению Bayraktar TB2 также мешали технические проблемы, вроде быстрого износа стоек шасси из-за низкого качества взлетно-посадочных полос украинских аэродромов. ВС Украины вынуждены беречь ресурс аппаратов и еще больше ограничивать их применение.

Так что же, Bayraktar TB2 полностью бесполезен? Нет: в определенных условиях это вполне грозное оружие, способное эффективно решать задачи на поле боя. Турецкий БПЛА оснащен канадской камерой высокого разрешения, выдающей четкое изображение объектов на удалении свыше 40 км. Это позволяет применять БПЛА для разведки и целеуказания без захода в зону действия российских ЗРК средней и малой дальности. В условиях подавленной или недостаточной ПВО турецкие дроны можно применять и в ударном варианте. В мае 2022 года ВС Украины использовали БПЛА для атаки на гарнизон острова Змеиный, где всего дислоцировались несколько ЗРК без боекомплекта в ожидании поставок ракет с материка.

При отсутствии угрозы с земли Bayraktar TB2 могут оставить противника без артиллерии, снабжения и бронетехники, как это было в Карабахе или Ливии. Но ход СВО продемонстрировал: в условиях эшелонированной ПВО и отсутствии господства в воздухе они становятся хорошей целью для истребителей и зенитно-ракетных комплексов.

В заключение отметим, что боевые действия на Украине должны были подчеркнуть превосходство Bayraktar TB2, но в итоге лишь подпортили беспилотникам репутацию. А также окончательно разбили ореол «непобедимого оружия», который им годами усиленно создавали СМИ. И если экспорт ударных БПЛА в другие страны давал турецкому ВПК дивиденды, то поставки на Украину принесли ему лишь антирекламу, поскольку издержек оказалось куда больше, чем прибыли.

[i] https://www.savunmasanayist.com/haluk-bayraktar-aylik-tb2-uretim-kapasitesini-acikladi/

52.22MB | MySQL:103 | 0,493sec