Европа отметила Ид-аль-Фитр

Европа отмечает Ид-аль-Фитр. Ещё столетие назад эта фраза могла бы как минимум вызвать недоумение, а как максимум, показалась бы абсурдной. Однако за прошедшее время влияние ислама на территории традиционно христианского континента возросло настолько, что сегодня праздник разговения после месяца поста Рамадан можно, фактически, назвать одним из главных религиозных праздников Европы.

Такой статус Ид-аль-Фитр получил вполне заслужено. В самом деле, есть ли хоть одна причина, по которой последователи пророка Мухаммеда в кичащемся своей толерантностью и терпимостью Старом Свете не должны с большим размахом отметить этот день?

По самым последним данным, представленным немецкими социологами, сегодня в Европе проживает почти 54 млн мусульман, а в государствах, входящих в Евросоюз – 16 млн последователей пророка Мухаммеда, что приблизительно равно 3,2% от общей численности населения ЕС. Впрочем, эти данные можно считать сильно заниженными, поскольку они не учитывают масштабов нелегальной иммиграции адептов ислама. Италия постоянно отправляет лодки с нелегалами (большинство из которых мусульмане) из Северной Африки с приветом Муаммару Каддафи, а французские власти совсем недавно ликвидировали внушительных размеров палаточный городок на берегу Ла-Манша близ города Кале, в котором находилась почти тысяча выходцев из таких стран, как Афганистан, Ирак, Иран и Сомали.

Так или иначе, но при таком количестве мусульман, проживающих в главных городах Европы, праздник окончания месяца поста Рамадан Ид-аль-Фитр просто не мог пройти незамеченным. Мечети уже давно стали нормой архитектурного ландшафта во многих европейских столицах, а также и центром празднований. В Париже тысячи мусульман собрались воскресным утром, 20 сентября, в главной мечети на предрассветный намаз, символизирующий праздник разговения и окончание поста. Места хватило не всем, так что близлежащие улицы были также заполнены верующими, участвовавшими в религиозной церемонии.

В итальянской столице кроме мечети и молитвенных домов местом празднеств стала и одна из центральных площадей Пьяцца Витториа, несмотря на то, что власти запретили адептам ислам отмечать Ид-аль-Фитр где-нибудь, кроме как в сооружениях религиозного культа. У итальянского правительства на то были свои причины. На следующий день в Италии был объявлен траур, поскольку страна прощалась с шестью десантниками, погибшими в Афганистане. Военные пали от рук террористов, претендующих на то, чтобы действовать от имени ислама. Так что стихийные празднования мусульман на Пьяцца Витториа вызвали у политиков весьма болезненную реакцию, которая может иметь далеко идущие последствия, осложнить отношения между исламским религиозным меньшинством и коренным населением страны. К счастью для мусульман, премьер-министр страны Сильвио Берлускони, участвовавший в церемонии похорон в соборе Святого Павла наряду с другими представителями высшего руководства страны, пока озвучил другой вывод – о том, что «лучшим решением для итальянских военнослужащих будет покинуть Афганистан как можно скорее».

В Италии живёт не так много мусульман, как в иных странах Старого Света и здесь всего две мечети, построенные по всем правилам, однако в некоторых государствах Европы адепты ислама не имеют и этого. Так, в столице Греции Афинах, чтобы отметить окончание поста, верующие собрались на Олимпийском стадионе, поскольку не только в этом городе, но и во всей стране нет ни одной мечети, несмотря на то, что в Греции проживает порядка 700 тыс. мусульман. Лидеры греческой исламской общины использовали празднества для ряда публичных заявлений: «Мы призываем исламские страны поддержать нас, главным образом – дипломатически, не материально, оказать давление на правительство Греции, чтобы была построена мечеть и выделено место под мусульманское кладбище», — цитирует одного из них телеканал «Евроньюс».

В Соединённом Королевстве главные торжества, связанные с окончанием Рамадана, прошли в субботу, 26 сентября, на Трафальгарской площади. Фестиваль под названием «Ид на Площади» (Eid in the Square) проходит в этом месте четвёртый год подряд. На площади разместились различные выставки исламской тематики, детские игровые площадки, мусульманский театр, молитвенные шатры для взрослых, сцена, на которой выступали исламские музыкальные коллективы и многое другое. Фестиваль проходит под эгидой мэрии Лондона в сотрудничестве с Мусульманским советом Великобритании. Исламские организации и учреждения страны в этот период проводят множество специальных мероприятий, приуроченных к окончанию месяца поста. Так мечеть Аль-Ансар в Гудмейсе, Эссекс, провела праздник Ид-аль-Фитр для детей, а организация «События Джамаа» (Jamaah Events) подготовила аналогичное мероприятие для мусульманок, в рамках которого, в частности, прошли показ исламской моды и благотворительный аукцион.

Ранее мэр Лондона Борис Джонсон, представляющий партию консерваторов, призвал всех горожан, независимо от вероисповедания, соблюдать пост в Рамадан хотя бы один день, что, по мнению градоначальника британской столицы, должно способствовать налаживанию взаимопонимания между мусульманами и британцами, не исповедующими данной религии. Джонсон не ограничился призывом к посту, а предложил лондонцам по окончании Рамадана посетить одну из мечетей города. «Мусульмане бросают вызов традиционным стереотипам, они показали, что они хотят являться и уже являются частью нашего сообщества. Я призываю всех, особенно в Рамадан, узнавать больше об исламе, больше понимать и учиться», — заявил мэр Лондона в ходе своего выступления в Лондонском мусульманском центре 8 сентября этого года. От себя добавим, что утверждение г-на Джонсона о «вызове традиционным стереотипам» является более чем спорным. Возможно, мусульмане Соединённого Королевства и бросают вызов местным, британским стереотипам, но такие, «традиционные», с точки зрения многих выходцев из Пакистана и Бангладеш, явления, как убийство родственников ради защиты чести семьи всё ещё являются в сегодняшней Британии весьма распространёнными.

О том, что в настоящее время мусульмане играют в жизни британского общества серьёзную роль говорит и тот факт, что поздравления адептам ислама с окончанием поста и праздником Ид-аль-Фитр направили представители всех крупных политических сил страны, устроив своего рода соревнование в красноречии. «Ид-аль-Фитр – это особое время в конце святейшего месяца Рамадан! Это радостное время, но также и время, когда мы думаем о других. Когда семьи и друзья объединяются, ваши мысли – друг с другом, а наши мысли – с вами. Пожалуйста, примите мой сердечный привет в тот час, когда британские мусульмане присоединяются к мировой умме в праздновании Ид-аль-Фитр», — говорится в послании премьер-министра Соединённого Королевства Гордона Брауна. Лидер Тори Дэвид Кэмерон поздравил последователей пророка Мухаммеда следующим образом: «Ид-аль-Фитр – это время для прощения и помощи тем, кому повезло меньше, чем нам – принципы, в равной степени разделяемые как последователями ислама, так и немусульманами. Я хотел бы передать вам и вашим семьям мои самые наилучшие пожелания в этот праздник!». Лидер либеральных демократов Соединённого Королевства Ник Клегг отметил в своём праздничном послании, что окончание поста – хороший повод «осмыслить и отметить огромный вклад британских мусульман в национальную жизнь страны, а также большую важность объединения представителей всех культур, вероисповеданий и этносов с целью создать образ будущего, которое отражает нашу веру в возможность лучшего завтра».

Не остался в стороне от торжеств по поводу окончания Рамадана и первый министр Шотландии Алекс Салмонд, вспомнивший в своём поздравлении вклад в историю страны первого мусульманина, ставшего членом парламента Шотландии, Башира Ахмада, скончавшегося ранее в этом году: «Наши мусульманские сообщества оказали большое позитивное влияние на развитие Шотландии за прошедшие годы. Празднование Ид-аль-Фитр – самое подходящее время для того, чтобы осмыслить степень влияния мусульман на Шотландию и на остальной мир в самых разных областях – от философии и исламского искусства до науки и бизнеса».

Мусульман в Великобритании с каждым днём становится всё больше. Саркастическим подтверждением этого роста является тот факт, что в прошлом году в Лондоне и во многих других регионах Англии самым популярным именем для новорожденных младенцев было имя Мухаммед (включая прочие варианты написания). Соответствующие данные приводит британское Министерство статистики. Согласно им, Мухаммед оставил позади даже такие традиционно популярные в Соединённом Королевстве имена, как Томас, Джек и Дэниэл. Почти 2 тыс. младенцев, рождённых в Лондоне в прошлом году, были названы в честь главного пророка ислама, тогда как следующим по популярности именем были наречены лишь 844 ребёнка. Имя Мухаммед, по оценкам экспертов, является сегодня самым популярным в мире – на планете живёт более 15 млн тёзок лидера первых мусульман.

Число приверженцев ислама стремительно растёт сегодня не только в Соединённом Королевстве, но и в других странах Европы. Политики, нередко борющиеся за каждый голос избирателя, уже не могут позволить себе не обращать на это внимания. Но если в Великобритании власть и оппозиция видит в мусульманах скорее потенциальный электорат, чем проблему или угрозу, то в других странах Старого Света ситуация складывается по-разному.

В секуляризированном французском обществе действуют или готовятся к введению иные законы. Так, недавно министр по проблемам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития в правительстве Франции Эрик Бессон в очередной раз потребовал запретить никаб, который президент Пятой республики Николя Саркози ранее назвал знаком «подчинения и унижения». Данное требование Бессон озвучил после того, как в июне этого года 58 членов французского парламента выступили с инициативой провести опрос общественного мнения с целью выяснить, стоит ли запретить женщинам скрывать своё лицо в общественных местах. Если соответствующий закон будет принят, он дополнит действующий с 2004 года запрет на ношение мусульманками религиозных символов и соответствующих предметов одежды в школах. Активисты «Аль-Каиды» не стали мешкать с угрозами в адрес Франции в случае вынесения соответствующего запрета. Результаты исследований властей общественного мнения по этому вопросу ожидаются со дня на день.

Тенденции секуляризма набирают обороты и в Бельгии. В ходе Рамадана мусульмане второго по величине города страны Антверпена получили печальное известие о том, что в местных учебных заведениях с начала следующего года будет запрещено носить хиджаб. Исключение составили лишь религиозные и философские школы. Соответствующее решение принял Городской Совет Антверпена после того, как в Бельгии поднялась новая волна полемики по поводу исламизации европейского общества и границ личных прав и свобод. Полемика была спровоцирована решением суда города Вервье, удовлетворившем жалобу нескольких родителей и разрешившем их детям ношение хиджаба.

Вообще, кампания по запрещению ношений хиджабов и других специфических предметов одежды мусульманок может приобрести в рамках Европы весьма широкий размах. В частности, с подобной инициативой, опять же в Рамадан, выступила Консервативная партия Дании, которую поддержала и проправительственная Партия датского народа. Министр юстиции правительства страны Брайан Миккельсен заявил, что уже создана рабочая группа, основная задача которой: «разными путями бороться с все возрастающей популярностью паранджи, носимой в общественных местах». К усилению напряжённости между властями и мусульманами, которых в Дании сегодня проживает порядка 200 тыс. (или около 3,5% от всего населения страны), очевидно, приведёт и недавно организованная в СМИ Партией датского народа кампания против строительства в стране мечетей, в рамках которой датчан пугают тем, что финансирование сооружений религиозного культа будет вестись из Ирана и Саудовской Аравии. Несмотря на столь внушительную по местным меркам исламскую диаспору (а мусульмане составляют вторую по величине религиозную общину государства) мечетей, в отличие от молельных домов, в Дании пока что нет. Проект постройки первой из них был в сентябре одобрен мэрией Копенгагена.

Подобные тенденции играют на руку правым силам, выступающим за жёсткие ограничения иммиграции в Европу и депортацию как можно большего количества мусульман на историческую родину. Одним из таких политиков является голландец Геерт Вилдерс, недавно в очередной раз заявивший, что «расплатой за наплыв иммигрантов и исламизацию рано или поздно станет свобода европейцев». Создаётся впечатление, что и власти Нидерландов, до сих пор считавшие Вилдерса политическим маргиналом, стали понемногу переходить на его методы. Так, в сентябре правительство на 5% сократило 4,5 миллионную субсидию одной из мусульманских начальных школ Амстердама. Муниципалитет города, также финансировавший это учебное заведение, и вовсе полностью прекратил выплаты. Государственные субсидии в Нидерландах получают все религиозные школы, так что эту меру можно считать достаточно жёсткой. Причиной, как заявили в министерстве образования, стало то, что данная школа «активно препятствовала» интеграции детей в общество: ученикам на уроках говорили, что христианство в будущем исчезнет, а немусульмане являются людьми второго сорта.

Что же касается самого Вилдерса, то наибольшую обеспокоенность у него вызывает сегодняшняя ситуация с распространением ислама в Великобритании, премьер-министра которой он назвал «самым большим трусом в Европе» в интервью телеканалу «Евроньюс» (проводившемся, к слову, в специальном защищённом бункере парламента Нидерландов): «В случае усиления потока иммигрантов мы получим расширение исламской культуры, исламских настроений и исламской идеологии в нашем обществе. И тогда наше общество изменится. Мы получим то, что случилось в Великобритании, где сегодня уже действуют 85 шариатских судов, в которых женщина не равна мужчине, в которых считают, что гомосексуалистов надо убивать. Я говорю, что это антидемократические законы, что шариат это часть идеологии Ислама. И это происходит сегодня в Европе!».

Рамадан считается в исламе месяцем испытаний и для европейских мусульман, а заодно и для коренных жителей континента, не исповедующих эту религию, он поистине вышел таковым. В то время как европейские мусульмане борются за строительство новых мечетей и расширение своих прав, европейские политики всё активнее продвигают законы, призванные, по их мнению, защитить континент от исламизации. Сегодня адепты ислама, пока ещё слабо представленные в высших эшелонах власти Старого Света, являются одним из ключевых элементов в борьбе политиков за потенциальные голоса на выборах. Но если одни рассматривают их как потенциальный электорат и активно добиваются их поддержки, как, например, в Великобритании, то другие используют последователей пророка Мухаммеда как фактор страха, пытаясь завоевать симпатии немусульманского населения, как это происходит в Дании. Как бы то ни было, а взаимоотношения адептов ислама с европейскими немусульманами прочно прописались в политической повестке дня на одной из первых позиций. Столь же прочно прописались на улицах крупных европейских городов и ежегодные торжества по случаю завершения священного месяца Рамадан, а праздник Ид-аль-Фитр стал одним из главных религиозных торжеств континента.

62.92MB | MySQL:102 | 0,497sec