Ситуация в Марокко: ноябрь 2022 г.

1 ноября стало известно, что марокканская блогерша 39-летняя Фатима Карим к тому времени уже две недели находилась в режиме голодовки в знак протеста против того, что в середине сентября ее приговорили к 2 годам тюрьмы строгого режима по обвинению в «покушении на исламскую религию через электронные СМИ». Ф.Карим попала в заключение еще в середине июля за то, что в Фейсбуке позволила себе в сатирическом тоне прокомментировать тексты Корана и хадисы пророка Мухаммеда. Тем самым она нарушила одно из трех табу, действующих в королевстве, где запрещено критиковать ислам, монарха и не признавать марокканскую принадлежность Западной Сахары.

Сначала ее дело рассматривал суд первой инстанции в Уэд Зэм, что к востоку от Касабланки. 14 сентября суд второй инстанции подтвердил вынесенный ранее приговор. В ходе процесса она публично принесла извинения тем, кого возможно оскорбили ее высказывания, заверив, что у нее не было намерения нанести ущерб исламу – государственной религии в Марокко.

Статья 267 ч.5 уголовного кодекса Марокко, по которой была осуждена Ф.Карим, предусматривает наказание от 6 месяцев до 2 лет тюрьмы. Наказание может быть увеличено до 5 лет в случае, если преступление совершено публично, «в том числе электронным путем».

Аналогичное дело в 2021 г. привело итало-марокканку в тюрьму на 3 года после того, как он опубликовал в Фейсбуке сатирические фразы, имитировавшие строки Корана. После волны протестов суд второй инстанции вынес ей приговор в виде двух месяцев тюрьмы условно с ее немедленным освобождением.

2 ноября глава МИД Марокко Насер Бурита сообщил, что король Мухаммед VI пригласил президента Алжира Абдельмаджида Теббуна приехать в королевство «для диалога», хотя сам не использовал возможность для этого в ходе прошедшего в Алжире в начале ноября саммита Лиги арабских государств (ЛАГ). Отношения между двумя странами характеризуются острейшим кризисом после разрыва по инициативе Алжира дипотношений между ними в августе 2021 г. По словам Н.Буриты, монарх не поехал в Алжир на саммит потому, что «никакого подтверждения (с алжирской стороны) не поступило по доступным каналам» через марокканскую делегацию, которая готовила этот визит.

6 ноября делегация французских парламентариев при посещении Рабата призвала «покончить» с визовым кризисом, который свыше года отравлял франко-марокканские отношения. «Необходимо найти решения, чтобы выйти из этой ситуации достаточно быстро», — заявил, в частности, вице-спикер Сената Винсен Делахайе.

Напомним, что в сентябре 2021 г. Париж решил сократить на 50% число виз, выдаваемых алжирцам и марокканцам с тем, чтобы заставить правительства этих стран лучше сотрудничать в вопросах реадмиссии их граждан, ставших нежелательными во Франции. Это сразу же вызвало напряженность в отношениях между Парижем и Рабатом.

6 ноября в традиционном выступлении по случаю очередной (47-й) годовщины «Зеленого марша» король Марокко Мухаммед VI высказался в поддержку проекта строительства газопровода Нигерия – Марокко, по которому природный газ поступит в страны Западной Африки и Европы. Это заявление прозвучало на фоне усилившейся враждебности между Марокко и Алжиром – крупнейшим африканским экспортером природного газа. Напомним, что в середине сентября в Рабате был подписан Меморандум о взаимопонимании между Марокко и Экономическим сообществом стран Западной Африки. В проекте также намерены участвовать Мавритания и Сенегал. «Предназначенный на благо существующим и будущим поколениям, проект послужит делу мира, экономической интеграции африканского континента, его совместного развития», — заявил монарх. Трасса будущей артерии неизбежно пройдет через территорию сахарских провинций со всеми вытекающими отсюда рисками. Пока никак не определены сроки реализации этого проекта. Протяженность магистрали – 6 тысяч км. Она пройдет через 13 африканских стран вдоль побережья Атлантики, а также обеспечит газом анклавные государства Нигер, Буркина-Фасо и Мали. В Марокко газ из Нигерии поступит в существующий газопровод Магриб – Европа, по которому раньше природный газ из Алжира через Марокко поступал в Европу. Сейчас из-за кризиса в отношениях между  двумя странами он не используется.

Со своей стороны Алжир продвигает конкурирующий проект транссахарского газопровода, по которому предполагается прокачивать газ из Нигерии через Нигер в Алжир, и далее – в Европу. Его протяженность – свыше 4 тысяч км.

Что касается собственно «Зеленого марша» (невооруженный поход марокканцев в Западную Сахару), то, по оценке монарха, «процесс консолидации марокканской принадлежности Сахары вошел в решающую фазу».

7 ноября глава МВД Испании Фернандо Гранд-Марласка вновь вернулся к инциденту 24 июня на границе испанского анклава Мелилья, когда при попытке штурма границы погибли по меньшей мере 23 незаконных иммигранта (марокканские данные). По данным независимых экспертов, погибли по меньшей мере 37 человек. В штурме участвовали 2 тысячи нелегалов, главным образом – из Судана. По словам министра, на испанской территории не было зафиксировано «ни одной смерти». Он поддержал действия в тот день испанских сил безопасности, заверив, что они «действовали на законных основаниях, пропорционально сложившейся угрозе», отметив, что тогда 50 сотрудников Гражданской гвардии получили ранения.

8 ноября стало известно, что марокканский правозащитник 46-летний Рида Беносман получил 3 года тюрьмы строгого режима по обвинению в «оскорблении властных институтов» в социальных сетях. Он был арестован 9 сентября после датированных 2021 годом публикаций в Фейсбук и Ютюб, в которых содержались призывы к «протестам против экстремизма сил безопасности в Марокко». Со своей стороны «Международная амнистия» и Марокканская ассоциация по правам человека призвали к освобождению активиста и «отказу от каких-либо обвинений в его адрес».

11 – 19 ноября, после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, в Марракеше вновь прошел Международный кинофестиваль. В борьбе за «Золотую звезду» — главную награду кинофестиваля – участвовали 14 полнометражных фильмов. Жюри возглавил итальянец Паоло Соррентино. Всего на фестивале были представлены 76 фильмов из 33 стран. 19 ноября было объявлено, что «Золотую звезду» кинофестиваля в Марракеше получила лента «Черный всадник» иранского режиссера Имада Алибрахима Дехкорди. «Я посвящаю мою премию всем женщинам Ирана и молодому поколению, которое рискует жизнью за свободу», — заявил он на церемонии награждения.

12 ноября стало известно, что на заседании парламента, посвященного обсуждению проекта оборонного бюджета на 2023 год, министр по делам администрации национальной обороны Абдельлатиф Лудии заявил о намерении Марокко наладить производство в стране разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По его словам, в Марокко кроме БПЛА намерены развивать «отдельные секторы военной промышленности», и в частности, производство боеприпасов и авиаремонт. В частности, авиаремонтный завод предполагается построить в районе Бенслимана к северу от Касабланки.

14 ноября в Германии в районе Кельна был арестован марокканец Мухаммед А., подозревавшийся в слежении в интересах марокканских спецслужб за бывшими активистами протестного движения «Хирак», действовавшего на севере Марокко в 2016 – 2017 гг. Установлено, что он следил за активистами «Хирак», перебравшимися в Германию, на платной основе.

19 ноября испанская полиция объявила о выдворении из страны 40-летнего марокканца Мухаммеда Саида Бадауи, обвиненного в том, что он был «одним из самых ярых проповедников наиболее ортодоксальной версии салафизма» в Испании. Его выдворили в Марокко после того, как он провел несколько недель в специальном центре для иностранцев в Барселоне.

21 ноября после вынесения судом второй инстанции приговора в 3 года тюрьмы строгого режима в Рабате был арестован 79-летний Мухаммед Зиан, марокканский оппозиционер, бывший глава гильдии адвокатов Рабата, бывший министр по правам человека (1995 – 1996). Тут же он был перепровожден в тюрьму в Эль Арджат близ Рабата. Известно, что в 2016 – 2017 гг. он поддержал протестное движение рифаев «Хирак». Судебное преследование М.Зиана началось по иску МВД Марокко, которое предъявило ему 11 обвинений, и в частности, «препятствие работе госорганов и органов юстиции», «оскорбления госвласти», «клевета», «адюльтер» и «сексуальное домогательство». Суд первой инстанции вынес ему 3-летний приговор 23 февраля 2022 г., однако оставил его на свободе до вынесения приговора судом второй инстанции.

23 ноября в Рабате король Марокко Мухаммед VI принял генсека ООН Антониу Гутерриша. Как сообщили в королевском дворце и в ООН, обсуждалась проблематика западносахарского урегулирования. Согласно коммюнике дворца, в ходе встречи монарх «подтвердил постоянную позицию Марокко в поддержку урегулирования этого регионального конфликта на базе (марокканской) «инициативы об автономии», в рамках суверенитета и территориальной целостности королевства».

28 ноября марокканская полиция начала расследование попытки самоубийства 72-летнего французского туриста, подозревавшегося в убийстве двух его несовершеннолетних детей 9-ти и 13-ти лет в одном из отелей Марракеша путем разбрызгивания на них некоего вещества. Бывший аптекарь был обнаружен в состоянии комы близ тел детей. При нем была найдена записка о мотивах его поступка.

В целом, объяснимо стремление Марокко создать элементы своей собственной военной промышленности с тем, чтобы сократить траты на закупку оружия за рубежом. А то, что эти расходы будут огромными – сомневаться не приходится. Ведь Алжир практически вдвое увеличил свой военный бюджет на 2023 г., но у него такая возможность имеется. Теперь остается только ждать ответ Марокко на это.

52.22MB | MySQL:103 | 0,582sec