США демонстрируют готовность победить страны, бросающие вызову западной демократии в Африке. В первую очередь это Китай. Причем главную ставку Вашингтон в борьбе против него намерен сделать не на грубую силу.
20 января глава финансового ведомства США Джанет Йеллен прибыл в сенегальскую столицу Дакар, где презентовала план перезапуска новых взаимовыгодных экономических отношений Африки и Соединенных Штатов.
В нем она рассказала о предстоящих действиях Вашингтона, якобы выгодно отличающихся от работы там России и особенно Китая, поскольку-де «США полностью поддерживают» африканский континент.
Примечательно, что это заявление прозвучало в начале африканского турне Джанет Йеллен и тем самым она попыталась заинтриговать власти стран африканский континента.
Причем эта поездка – лишь одна из первых в серии подобных визитов, готовящихся видными высокопоставленными чиновниками администрации американского президента Дж.Байдена в ходе начатого им «дипломатического наступления на Африку» в декабре 2022 года.
Цель – возвращение Соединенными Штатами влияния на африканском континенте, превратившегося в арену ожесточенной экономической и политической конкуренции между большими державами.
Так, сам Дж.Байден на саммите «США – Африка» с участием лидеров пятидесяти африканских государств в декабре 2022 года пообещал совершить свой первый визит в новом году именно в страны Африки к югу от Сахары.
Причем глава его финансового ведомства Джанет Йеллен, прибыв в Сенегал, подтвердила подготовку данного визита в текущем году. Кроме того, по ее данным, в Африку собираются и вице-президент Камала Харрис и нескольких глав департаментов.
Что же касается сути «более выгодного» американского предложения африканским странам, нежели китайское и российское, то, по данным Джанет Йеллен, сообщенным группе видных местных предпринимателей, «Наше обязательство не является предметом торга, оно не носит внешнего характера и не является краткосрочным».
В связи с этим глава американского финансового ведомства продемонстрировала им готовность заключить равное «партнерство в области исследований, развития различных проектов, инвестиций и торговли в сферах климат, здравоохранение и безопасность.
Причем речь, по ее словам, идет о реализации «огромного экономического потенциала», имеющегося у Африки «благодаря ее молодости и росту населения и среднего класса».
Отдельного осуждения со стороны Джанет Йеллен вызвал «российский подход» ведения внешней политики, которому она также противопоставила американский.
Она «прозрачно намекнула» на то, что многие африканские страны отказались присоединиться к позициям Запада по Украине, осуждающего действия там Москвы. Между тем, по данным африканских источников, как заявила руководитель финансового ведомства США, «развязанная Россией война в Украине, усугубившая последствия пандемии COVID-19, ввергла миллионы африканцев в нищету и голод».
Как утверждает Джанет Йеллен, «Россия использовала продукты питания как оружие и первое, что мы можем сделать в интересах мировой экономики, это положить конец незаконной войне, развязанной Россией, без малейших колебаний».
Иными словами, чтобы получить пока еще призрачные обещания взаимовыгодного американо-африканского сотрудничества, власти стран Африки должны присоединиться к Вашингтону, осуждающему действия России на Украине.
Вопрос – как он будет поступать с теми, кто продолжит упрямиться и сохранять отношения со всеми сторонами украинского конфликта.
Впрочем, наибольшего внимания со стороны главы американского финансового ведомства заслужил Китай. И это не случайно – в отличие от России его действия считают самыми опасными. Так, американские и вообще западные специалисты отмечают, что проникновение России само по себе не несет в себе характера непоправимых последствий для интересов западной демократии. Ведь Москва приходят, главным образом, за алмазами и золотом, и отчасти с оружием. Ее появление там является неприятным, но и до определенной степени терпимым последствием, пока она не замахивается на стратегические для Запада африканские сырьевые отрасли – цветные и редкоземельные металлы, а также энергетику, включая добычу урана.
Однако действия России можно было бы с их точки зрения считать терпимыми, если бы не ее действия на Украине и то, что она начинает рушить систему безопасности африканских стран, служившую предметом договора между СССР и Западом. Она предусматривала наличие определенных государств с сохранением влияния там ряда бывших колониальных хозяев.
Теперь же на примере ситуации в Сахеле Запад усматривает опасность того, что в результате действий России старые правящие режимы рухнут, а с ними исчезнут и «прочерченные по линейке» африканские государства. И вместо них там фактически уже образовалась огромная «серая зона», где орудуют джихадисты, сепаратисты и организованная преступность.
И все это, по мнению западных аналитиков, широко открывает дверь в Африку Поднебесной. Которая, в отличие от России, интересуется буквально всем спектром сырьевого сотрудничества со странами африканского континента.
В результате создается конкуренция, которую зачастую западные компании не в силах вынести и как следствие год от года экономико-финансовое влияние Китая здесь неуклонно растет.
Параллельно увеличивается и его политическое влияние, что, в свою очередь, дает ему еще больше возможностей для вытеснения Запада из критически важных для него отраслей.
Соответственно, от главы американского финансового ведомства и досталось в ее выступлении больше всего Китаю. Так, отметив его все более активные действия на африканском континенте, благодаря чему он во многом и стал первым торгово-экономическим партнером большинства африканских стран, Джанет Йеллен указала, что результатом этого стало их «закабаление».
По ее словам, налицо «чрезмерная задолженность многих их них перед ним». И потому международное сообщество, включая Китай, должно значительно облегчить ее бремя, чтобы помочь странам встать на ноги. Вашингтон к этому готовы. Но готов ли к этому Пекин?» — задалась она вслух вопросом перед сенегальскими и другими африканскими бизнесменами.
Разумеется, с учетом размеров задолженности стран Африки США и Китаю Вашингтон в отличие от Пекина ничего не теряет.
Что же касается замыслов США, то они спохватились с целью выдавливания Китая из Африки слишком поздно, когда зависимость африканской экономики от него зашла слишком далеко.
С другой стороны, самым уязвимым местом в новом американском плане служит очередная попытка Вашингтона подверстать под экономико-финансовые дела политические обязательства. К примеру, в отличие от него Россия и Китай не требуют от него отказаться от связей с другими государствами. Поэтому, чтобы предложение американцев стало для африканцев выгодным, как представляется, они должны компенсировать свои политические увлечения более серьезными финансовыми затратами. Вопрос, пойдут ли на это Вашингтон и его европейские союзники.