Израильские эксперты о визитах высокопоставленных американских чиновников. Часть 1

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 19 января встретился с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, что стало первой встречей между высокопоставленным членом администрации Дж.Байдена и недавно вернувшим себе премьерский пост израильским лидером. В заявлении его канцелярии говорится, что Нетаньяху и Салливан обсудили «следующие шаги по углублению «Авраамовых соглашений» и расширению круга мира с акцентом на прорыв в отношениях с Саудовской Аравией». Координатор Совета национальной безопасности Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби, упоминая намерение Салливана обсуждать «углубление нормализации отношений между Израилем и некоторыми арабскими государствами», подчеркнул, что такие усилия не должны заменять прогресс на палестино-израильском фронте.

Эр-Рияд давно заявлял, что не нормализует отношения с Израилем без решения палестино-израильского конфликта на основе создания двух государств. Связи США с Саудовской Аравией, которые имеют решающее значение для такого соглашения, были подорваны по причине, в версии Times of Israel, «нарушений прав человека в королевстве»[i].

В то время, когда Б.Нетаньяху обсуждал нормализацию отношений с Саудовской Аравией на переговорах с  Салливаном, принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе заявил, что Саудовская Аравия не будет нормализовать отношения с Израилем в отсутствие решения о создании двух государств. «Настоящая нормализация и настоящая стабильность возможны только в том случае, если… дать палестинцам государство», — сказал принц. Б.Нетаньяху в свою очередь неоднократно выражал желание, чтобы Саудовская Аравия присоединилась к списку стран, подписавших «Авраамовы соглашения»[ii].

Израильские СМИ отмечают, что «саудовцы смягчились в отношении Израиля в последние годы, позволив израильским рейсам использовать воздушное пространство страны, однако новое радикальное правительство Нетаньяху вряд ли создаст благоприятную атмосферу для любой такой сделки».

Помимо вопроса расширения формата «Авраамовых соглашений» в заявлении канцелярии израильского премьера также говорится, что Нетаньяху поблагодарил Салливана за обязательство Байдена не позволить Ирану получить ядерное оружие, и сказал, что недавние антиизраильские действия палестинцев на международной арене «являются нападением на Израиль, которое требует от нас ответа».

По поводу палестинского вопроса, СМИ напоминают, что хотя администрация Байдена осудила успешные усилия Рамаллы в ООН по привлечению Международного суда к оценке политики Израиля на палестинских территориях, Белый дом также выразил неодобрение санкциям, которые Израиль ввел в ответ против Палестинской национальной администрации (ПНА).

В рабочей встрече Нетаньяху и Салливана в Иерусалиме приняли участие глава Совете национальной безопасности Цахи Ханегби, а также посол США в Израиле Том Найдс; посол Израиля в США Майкл Герцог; бывший посол в США, ныне министр по стратегическим вопросам Рон Дермер и координатор Белого дома по Ближнему Востоку Бретт Макгерк.

После встречи Салливан встретился с министром иностранных дел Эли Коэном, и они обсудили иранскую ядерную программу. По данным израильского МИДа, Э.Коэн утверждал, что единственный способ изменить поведение Ирана — это применить «массированное, немедленное и всестороннее давление» на Тегеран. Министр иностранных дел также призвал Салливана привлечь европейцев к усилению санкций против Ирана.

Салливан также обсудил Иран с министром обороны Йоавом Галантом, начальником Генштаба ЦАХАЛа Герци Галеви и другими высокопоставленными чиновниками Министерства обороны Израиля. «В центре внимания встречи была региональная и глобальная угроза, исходящая от Ирана, с акцентом на деятельность по достижению ядерного потенциала и важность подготовки ответа на эту угрозу наряду с привлечением международного сообщества», — говорится в сообщении Минобороны.

Салливан встретился один на один с Ц.Ханегби и главой «Моссада» Давидом Барнеа, чтобы обсудить «стратегические проблемы», стоящие перед обеими странами. Затем к Салливану и Ханегби виртуально присоединились их эмиратские и бахрейнские коллеги. Они обсудили пути активизации регионального сотрудничества, решение проблемы продовольственной безопасности в формате I2U2 (в котором участвуют Израиль, Индия, США и ОАЭ), а также прогресс, достигнутый рабочими группами на «Негевском форуме» в начале месяце в Абу-Даби. Во время встречи акцент был сделан на климатическом кризисе, поскольку ОАЭ готовятся принять 28-ю Конференцию сторон (COP28) в конце этого года.

В ходе всех своих встреч «Салливан напоминал, что давнее партнерство Соединенных Штатов с Израилем, которое в этом году отмечает свое 75-летие, основано на взаимных интересах и демократических ценностях», — заявили в Белом доме. При этом подчеркивается, что «администрация будет продолжать поддерживать двугосударственное решение и препятствовать политике, ставящей под угрозу его жизнеспособность [т.е. по факту будет препятствовать политике правительства Нетаньяху]». Салливан подчеркнул «настоятельную необходимость избегать односторонних шагов любой стороны, которые могут вызвать напряженность на местах, уделяя особое внимание сохранению исторического статус-кво в отношении святых мест в Иерусалиме».

Салливан переговорил также с президентом Ицхаком Герцогом.

Официальный представитель США сообщил The Times of Israel, что советник президента США по национальной безопасности использовал свои встречи, чтобы лучше понять политику нового правительства в отношении палестинцев и обозначить некоторые «красные линии» администрации Байдена, от аннексии Западного берега р. Иордан до легализации незаконных аванпостов и массового расширения еврейских поселений.

Считается, что И.Герцог рассматривает свою роль как своего рода посредника между правительством Нетаньяху и администрацией Байдена, учитывая его относительно более миролюбивую позицию в отношении палестинцев и его давние связи с различными высокопоставленными официальными лицами США. Это была его уже четвертая встреча с Салливаном.

После переговоров в Израиле Салливан отправился в Рамаллу для встречи с главой ПНА Махмудом Аббасом[iii].

Полковник (в отставке) Эльдад Шавит, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), бывший сотрудник разведывательного управления ЦАХАЛа и канцелярии премьер-министра, отмечает, что после выборов в Кнессет и, тем более, после приведения к присяге нового израильского правительства, высокопоставленные представители администрации США часто делали публичные заявления, основанные на ряде принципов.

Прежде всего, администрация США поддерживает решение палестино-израильского конфликта на основе создания двух государств, поэтому шаги, которые отдаляют стороны от этой цели, опасны для долгосрочной безопасности Израиля и его еврейской идентичности. При этом опираясь на высказывания госсекретаря США Энтони Блинкена, эксперт считает, что в Белом доме осознают, что в настоящее время шансы на продвижение политического урегулирования невелики, но они намерены сохранить этот вариант в будущем. Поэтому американская администрация будет противодействовать шагам, которые усиливают напряженность и ослабляют перспективы политического решения. Отмечается, что Блинкен прямо подчеркнул, что администрация будет возражать против расширения поселений на Западном берегу р. Иордан и против действий, направленных на аннексию территорий. Том Найдс, посол США в Израиле, добавил, что главная миссия администрации состоит в том, чтобы «сохранить двугосударственное решение».

Э.Шавит обращает внимание на то, что Соединенные Штаты ожидают, что Израиль сохранит статус-кво на Храмовой горе и в святых местах. Он приводит заявление Блинкена, который подчеркнул, что всем сторонам важно проявлять сдержанность и избегать провокаций на Храмовой горе и в других святых местах как на словах, так и на деле. Соединенные Штаты «будут требовать от [правительства Израиля] соблюдения взаимных стандартов, которые мы установили в наших отношениях за последние семь десятилетий», – пишет эксперт INSS. США будут продолжать поддерживать демократические ценности, в том числе права ЛГБТ и равное правосудие для всех граждан Израиля. Эксперт указывает на то, что чиновники администрации до сих пор избегали публично говорить о предложенной израильским правительством судебной реформе, однако в госдепартаменте указали на «общие демократические принципы, лежащие в основе отношений между двумя странами, тогда как независимые институты Израиля играют решающую роль в поддержании процветающей демократии в стране».

По мнению Э.Шавита, «визит высокопоставленных официальных лиц США в Израиль и возможный скорый визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Вашингтон дают обеим сторонам возможность представить свою политику в попытке разработать совместный план действий. Администрация явно обеспокоена шагами, изложенными в коалиционных соглашениях, особенно в контексте палестинского вопроса, а также внутриизраильской арены». Эксперт допускает, что визиты высокопоставленных представителей администрации США призваны подчеркнуть израильскому руководству серьезность ожиданий Вашингтона того, что новое правительство примет во внимание интересы и пожелания США. Целью визита также может быть согласование политики по иранскому вопросу.

Э.Шавит приводит мнение Меира Бен-Шаббата, бывшего главы Совета национальной безопасности Израиля, а в настоящее время старшего научного сотрудника INSS. Он полагает, что Белый дом скорректировал свои ожидания относительно состава нового правительства, позиции коалиции по палестинскому вопросу и внутренней ситуации в Израиле. Более того, «Нетаньяху должен подчеркнуть [американцам], что Израиль — это молодая и энергичная демократия, которая использует демократические инструменты для обсуждения вопросов, находящихся в центре серьезных внутренних разногласий. Нет никаких причин для вмешательства или иностранного влияния с какой-либо стороны».

Однако Э.Шавит сомневается, что Вашингтон поддержит подход Бен-Шаббата. «Администрация президента Байдена действительно с самого начала продемонстрировала большую приверженность безопасности и благополучию Израиля, и, похоже, она не спешит вступать в конфронтацию с ним. Однако иммунитет не вечен, прежде всего, в отношении событий на палестинской арене. Любое существенное отклонение Израиля от статус-кво в целом, и особенно продвижение односторонних шагов, повлияет на действия Белого дома. Реакция США может варьироваться от публичного осуждения до реального отказа от поддержки, которую Израиль получает в международных организациях, включая Совет Безопасности, который, вероятно, рассмотрит этот вопрос», – полагает эксперт.

Он считает, что Израилю важно не игнорировать послание США о необходимости «сохранения общих ценностей» как основы особых отношений между странами. При этом он опровергает некоторые утверждения, что требования США расплывчаты и являются не более чем риторикой администрации, которая сама имеет контакты со странами, поведение которых не имеет ничего общего с демократическими принципами. По словам Э.Шавита, «контакты между администрацией и такими странами меркнут по сравнению с глубиной ее отношений с демократическими странами».

Исходя из того, что «администрация США считает своей главной задачей продвижение либеральной повестки дня и укрепление демократии, и, по ее мнению, Израиль должен сохранить эти принципы, особенно на фоне возможного ущерба правам человека и его независимой судебной системе», эксперт определяет ценность Израиля для американцев, прежде всего, в том, что «они могут представить его как единственную демократию на Ближнем Востоке». Сейчас усиливается критика США поведения Израиля, особенно его демократически избранных законодателей. В то же время снижается мотивация и способность поддерживать Израиль со стороны американских евреев, лидеры которых все чаще критикуют израильское правительство.

В этих условиях, полагает Э.Шавит, визиты Салливана и Блинкена дадут премьер-министру Нетаньяху возможность представить администрации свои цели и, в частности, изложить свои идеи о потребностях Израиля и предпочтительном характере сотрудничества между двумя странами. Однако предположение о том, что, независимо от его действий, Израиль будет продолжать оставаться активом для Соединенных Штатов с точки зрения безопасности, экономики и технологий, и что поэтому Белый дом закроет глаза и продолжит удовлетворять все израильские просьбы, неверно. Более того, эксперт опасается того, что это «ошибочное предположение может нанести ущерб способности Израиля наладить стратегический диалог с администрацией Байдена, что так важно ввиду стоящих перед ним проблем. Конкретным фокусом повестки дня для Израиля является иранский вопрос. Даже если администрация считает, что дипломатия является предпочтительным способом предотвращения приобретения Ираном ядерного оружия, значительный прогресс Ирана в возможностях обогащения урана вынуждает США подготовить альтернативный план, направленный на его сдерживание — процесс, требующий «бесшумной» среды. Одностороннее изменение политики Израиля по палестинскому вопросу и необходимость администрации разобраться с ситуацией, которую она считает проблематичной, очень затруднит сосредоточение внимания на координации по иранскому вопросу».

Более того, премьер-министр Нетаньяху определил расширение «Авраамовых соглашений» в целом и развитие отношений с Саудовской Аравией в частности в качестве стратегической цели своего правительства. В этой связи допускается, что во время визита официальных лиц США Нетаньяху попросил Вашингтон поработать с этими странами, чтобы обеспечить быструю реализацию заявленной цели. Предполагается также, что Нетаньяху мог попросить американцев поддержать Израиль против политически враждебных действий ПНА на международной арене, особенно с учетом недавнего запроса ГА ООН в Международный суд в Гааге о заключении по поводу законности израильской оккупации.

По мнению Э.Шавита, администрация США солидарна с Израилем в отношении важности этих целей, но ему представляется маловероятным, что Белый дом сможет продвигать их в ситуации, когда Израиль действует вопреки американским заявлениям в отношении палестинцев.

В общем и целом, для Израиля отношения с Соединенными Штатами являются главным приоритетом, и это означает учет американских интересов. Эксперт считает, что израильское руководство должно защищать то, что оно считает важным для национальной безопасности Израиля, даже ценой конфликта с администрацией США. Но при этом он предлагает понимать, что Вашингтон — как администрация, так и Конгресс — ожидает, что Израиль будет уважать американские интересы. Поэтому он предупреждает израильское руководство, что оно не может ожидать от Белого дома реагирования на его потребности в ситуации, когда израильская политика существенно противоречит интересам и ценностям США[iv].

[i] Meeting US national security adviser, Netanyahu stresses bid to build Saudi ties // Times of Israel. 19.01.2023. https://www.timesofisrael.com/meeting-white-house-official-netanyahu-stresses-bid-to-build-saudi-arabia-ties/

[ii] Saudi FM rules out normalization with Israel without a two-state solution // Times of Israel. 20.01.2023. https://www.timesofisrael.com/saudi-fm-rules-out-normalization-with-israel-without-a-two-state-solution/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site

[iii] Meeting US national security adviser, Netanyahu stresses bid to build Saudi ties // Times of Israel. 19.01.2023. https://www.timesofisrael.com/meeting-white-house-official-netanyahu-stresses-bid-to-build-saudi-arabia-ties/

[iv] Behind the Visits by US Officials to Israel: Signs of Cooperation or Confrontation? / INSS. 18.01.2023. https://www.inss.org.il/publication/us-visits/

62.31MB | MySQL:101 | 0,532sec