Как долго президент Турции Р.Т.Эрдоган сможет задерживать вступление Швеции и Финляндии в НАТО?

Глава Министерства юстиции Бекир Боздаг (тур. Bekir Bozdağ) заявил турецким СМИ, что Швеция не получит поддержку Анкары по вступлению в НАТО, пока Стокгольм не выполнит свои обязательства и не прекратит игнорировать провокации курдских террористов[i]. Напомним, что турецкие власти пока отказываются открыть дорогу для приема, мотивируя это предполагаемой поддержкой Швеции и Финляндии ополчения сирийских курдов (YPG), которое Анкара считает ответвлением запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) и, следовательно, «террористической организацией». СМИ утверждают, что до президентских выборов в Турции, которые пройдут в середине июня 2023 года, заявка Швеции и Финляндии на вступление в альянс не будет одобрена[ii].

Со своей стороны заметим, что положительное решение Турции о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО – вопрос во многом уже решенный. Поскольку ориентация на восстановление полноценного диалога с Европой о вступлении в Евросоюз (ЕС) имеет для Турции первостепенное значение, шаг навстречу Брюсселю видится крайне возможным. Представляется, что этот вопрос Р.Т.Эрдоган рассматривает исключительно прагматично. В настоящий момент для него это во многом элемент торга с европейскими государствами. Также этот вопрос теснейшим образом связан с нарративом курдской проблемы, которую Партия справедливости и развития (ПСР) и лично президент Турции развивали на протяжении последних десяти лет.

Продолжая дискуссию по вопросу о членстве Швеции и Финляндии в НАТО, Анкара демонстрирует заинтересованность в дополнительных преференциях в рамках диалога с европейскими странами и США. Для Р.Т.Эрдогана невыгодно «сдавать» этот вопрос задешево. Ему нужны значительные уступки – и, конечно, не только от Швеции и Финляндии. Как таковая выдача тех или иных курдских деятелей является далеко не единственным моментом, волнующим Р.Т.Эрдогана. Решение о выдаче, если оно даже последует, не решит экономические проблемы Турции, не даст карт-бланш Р.Т.Эрдогану в преддверии выборов. Поэтому он не торопится, а, напротив, занимает выжидательную позицию, подталкивая Запад к продолжению торга.

Это может быть серьезная экономическая поддержка, необходимая для преодоления последствий длительного экономического кризиса в стране. Причем эта помощь должна быть оказана на таких условиях, чтобы было сохранено лицо турецкого руководства. Накануне приближающихся выборов это особенно важно. Уступки должны последовать со стороны ключевых государств ЕС и НАТО – в том числе тех, кто на протяжении многих лет занимает либо антитурецкую позицию, либо в той или иной степени выступает контрагентом турецкой политики. Речь идет о Франции и странах Бенилюкса (политического, экономического и таможенного союза в Западной Европе, включающего три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург), которые ведут достаточно осторожную политику сдерживания Анкары.

Как известно, первый осужденный за членство в признанной Анкарой террористической Рабочей партии Курдистана экстрадирован властями Швеции в Турцию. Указанное событие является первым конкретным шагом шведских властей на пути выполнения подписанного с турецким руководством меморандума о членстве в НАТО. Указанный документ предусматривает выдачу Турции лиц, причастных к террористической деятельности. Экстрадированным является Махмут Тат, приговоренный в Турции к 6 годам и 10 месяцам заключения. Осужденный в 2015 году обратился к властям Швеции с прошением о предоставлении ему убежища, но получил отказ. Некоторое время назад он был задержан шведской полицией. Первая в рамках действующего меморандума выдача Швецией Турции осужденного за террористическую деятельность произошла спустя два дня после переговоров в Бухаресте на полях встречи глав внешнеполитических ведомств стран НАТО министров иностранных дел двух стран.

С другой стороны, для США «турецкий вопрос» опять-таки не ограничивается выдачей курдских деятелей, членством финнов и шведов в НАТО. Это вопрос формирования фронта противодействия России, который Вашингтон создает в Европе. Для того чтобы убедить Турцию снять свое вето на принятие Швеции и Финляндии в НАТО, в США готовы не только предлагать туркам какие-то уступки, но также оказывать на Анкару давление. Это выражается в том числе в демонстративном оказании помощи курдским формированиям на севере Сирии, визите директора ЦРУ в Ливию, где тот провел встречу с рядом ливийских политиков. Среди них – командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар и премьер Абдель Хамид Дбейба. И если последний настроен на сотрудничество с Турцией, то Х.Хафтар долгое время занимал ярко выраженную антитурецкую позицию. Тем самым американское руководство показало Турции, что ее позиции в Ливии могут быть ослаблены, если Анкара не станет более сговорчивой.

Как долго Эрдоган способен задерживать принятие Швеции и Финляндии в НАТО? Думается, что он, вероятно, сможет это делать ровно столько, сколько это будет нужно именно ему. По крайней мере, точно до президентских выборов в Турции. В нынешних обстоятельствах западные страны мало что могут предложить Р.Т.Эрдогану.

[i] https://www.washingtonpost.com/opinions/2023/01/14/turkey-blocking-nato-admission-finland-sweden/

[ii] Ранее сторонники РПК организовали в Стокгольме акцию, на которой прозвучали оскорбления в адрес президента Турции Р.Т.Эрдогана. Позднее в турецкий МИД был вызван посол Швеции, где ему был выражен протест.

52.21MB | MySQL:103 | 0,469sec