О разногласиях в Ливии и внешней критике ливийско-турецкого соглашения по углеводородам

Турция приблизилась к выполнению прошлогоднего соглашения с Ливией о сотрудничестве в области добычи углеводородов в североафриканском государстве, что вызвало критику в Ливии и за рубежом, особенно со стороны Греции и Египта. Соглашение, составленное в форме Меморандума о взаимопонимании (MoU) и подписанное 3 октября 2022 года, было направлено в парламент для утверждения президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 10 января 2023 года. Три дня спустя спикер парламента направил его в Комитет по иностранным делам для рассмотрения и, вероятно, утверждения. «Упомянутым меморандумом о взаимопонимании поощряется развитие научного, технического, технологического, правового, административного и коммерческого сотрудничества между двумя странами в области углеводородов, а также совместные проекты, такие как разработка и использование углеводородных ресурсов и исследования, разработка и добыча наземных и морских ресурсов Ливии. Эти шаги направлены на расширение существующего сотрудничества. Кроме того, еще раз подчеркивается важность сотрудничества между сторонами и национальными нефтяными компаниями», — указал Эрдоган в своем письме парламенту, объясняя важность соглашения. Ожидается, что сделка без проблем одобрит как комитет, так и парламент, и вскоре Эрдоган подпишет закон. Четырехстраничное соглашение конкретно направлено на содействие совместной работе государственных нефтегазовых компаний по разработке углеводородных ресурсов в Ливии. Турецкая нефтяная корпорация (Türkiye Petrolleri Anonim Ortaklığı, TPAO) будет ведущим действующим лицом в реализации соглашения, в то время как Ливийская национальная нефтяная корпорация (NOC) стремится содействовать сотрудничеству не только на море, но и на суше. Сфера действия соглашения довольно широка и включает некоторые положения, которые остаются неоднозначными. Согласно статье 2, которая описывает формы сотрудничества, она охватывает не только существующие для разработки месторождения углеводородов, но и будущие месторождения на суше или на шельфе. В соглашении также была названа Turkish Petroleum International Company (TPIC), дочерняя компания TPAO, которая работает во всех областях нефтяной промышленности. В пункте, в котором упоминается TPIC, упоминаются неуказанные организации, которые обе стороны могут позже решить включить в схему сотрудничества. «Стороны соглашаются поощрять сотрудничество между Турецкой нефтяной международной компанией (TPIC) и/ или организациями, назначенными Сторонами по дипломатическим каналам, в области торговли нефтью и газом, нефтехимией и нефтепродуктами», — говорится в шестом абзаце статьи 2. Это означает, что президент Эрдоган будет иметь полную свободу действий при назначении компаний, подрядчиков и субподрядчиков для выполнения меморандума о взаимопонимании с НОК. В прошлом TPIC вела некоторые проектные работы в Ливии и даже основала дочернюю компанию TP Livia Ltd. в мае 2013 года, которая прекратила свою деятельность в августе 2014 года из-за беспорядков в стране. Она была ликвидирована в ноябре 2016 года, а филиал TPIC  в Ливии был закрыт в апреле 2017 года. С новым меморандумом о взаимопонимании TPIC собирается вернуться в Ливию, возможно, при большей политической поддержке как турецких, так и ливийских официальных лиц. Турция также включила в соглашение государственную турецкую трубопроводную корпорацию (BOTAŞ), которая гарантировала, что обе страны будут поддерживать проекты BOTAŞ, включая консорциумы, в которых она участвует. Тот же трюк используется и в этом положении, добавляя ссылку на неназванные «организации, указанные Сторонами по дипломатическим каналам». Двусмысленность открывает правительству Эрдогана путь к расширению соглашения без внесения каких-либо поправок в парламент для утверждения. Меморандум действителен в течение пяти лет и будет автоматически продлен еще на пять, если одна из сторон не захочет выйти и не уведомит другую сторону за три месяца до истечения срока действия. Согласно статье 4, любая работа, выполняемая в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, остается конфиденциальной, даже если соглашение будет расторгнуто позднее.

Соглашение вызвало критику в Ливии, а также со стороны стран региона, таких как Египет и Греция. Основная проблема основана на утверждении, что уходящее Правительство национального единства в Триполи не имеет полномочий подписывать какие-либо международные соглашения или меморандумы о взаимопонимании. Конкурирующее правительство и парламент Ливии, базирующиеся на востоке страны, отклонили меморандум о взаимопонимании. Спикер Палаты представителей Ливии Акила Салех, которая долгое время утверждала, что мандат ПНЕ, базирующегося в Триполи, истек, назвал сделку «незаконной и неприемлемой». Выборы в Ливии были запланированы на 24 декабря 2021 года в рамках поддерживаемого ООН плана по смене временного правительства, но они так и не были проведены из-за масштабных разногласий между противоборствующими сторонами в Ливии, продолжающихся вооруженных столкновений и присутствия иностранных войск. Возглавляемый ООН процесс политического урегулирования ливийских конфликта, называемый «Дорожной картой 2020 года для подготовительного этапа всеобъемлющего решения», гласит в статье 10, что переходное Правительство национального единства не должно рассматривать какие-либо новые или предыдущие соглашения или решения таким образом, который наносит ущерб стабильности внешних отношений ливийского государства или налагает долгосрочные обязательства. Критики турецко-ливийского меморандума о взаимопонимании говорят, что ПНЕ нарушило эту статью соглашения по углеводородам, которое, по их словам, налагает на Ливию долгосрочные обязательства. Однако турецкое и ливийское правительства утверждают, что ПНЕ имеет все полномочия для заключения меморандумов о взаимопонимании с другими государствами. Они также отмечают, что Ливия заключила многочисленные меморандумы о взаимопонимании с другими странами, включая членов Европейского союза.

Сообщается, что сделка с углеводородами является предметом оспаривания в ливийских судах по различным основаниям, таким как отсутствие опыта у турецких компаний в нефтегазовой отрасли и положение о конфиденциальности, которое предположительно нарушает прозрачность, требуемую ливийскими законами об аудите. Основной вызов меморандуму о взаимопонимании исходит от Греции, Кипра и Египта, трех стран, которые выразили свое несогласие с соглашением 2019 года между Турцией и бывшим ливийским правительством национального согласия о делимитации морских границ. Хотя в новом меморандуме о взаимопонимании не упоминается соглашение 2019 года, формулировка в преамбуле косвенно напоминает об этом соглашении, заявляя, что обе страны «осознают, что такое сотрудничество, вероятно, укрепит отношения между двумя странами» и что они желают «дальнейшего развития существующих отношений в области углеводородов». Турция и Греция имеют противоречивые претензии в Восточном Средиземноморье, и обе стороны обвиняют друг друга в нарушении своих суверенных прав при определении исключительных экономических зон в море. По мнению Греции, новый меморандум о взаимопонимании является эскалацией со стороны Турции, направленной на подрыв стабильности в Восточном Средиземноморье, и представляет собой следующий этап в реализации соглашения 2019 года, которое, по ее мнению, нарушает международное право. Для Афин это также является нарушением суверенных прав Греции и Египта, которые обозначили границы своих исключительных экономических зон в соглашении от августа 2020 года, которое включало перекрывающиеся территории, на которые претендовали Турция и Ливия в сделке 2019 года.

В этой связи отметим, что практически синхронно с внесением Эрдоганом в парламент  соглашения с Ливией о сотрудничестве в области углеводородов министр нефти Ливии М.Аун заявил, что предварительная сделка по разведке месторождений между правительством Ливии в Триполи и Турцией «действительна», несмотря на решение суда о ее приостановке. Сделка, однако, оказалась в новой неопределенности после ее приостановки в январе ливийским апелляционным судом. Адвокаты, подавшие апелляцию, утверждали, что она нарушает ливийские законы, регулирующие энергетические ресурсы и предоставление энергетических концессий, и что это наносит ущерб интересам Ливии. Они также заявили, что сделка по углеводородам противоречит поддерживаемому ООН процессу примирения, в котором говорится, что неизбранное временное правительство Ливии не будет рассматривать соглашения, «которые наносят ущерб стабильности внешних отношений ливийского государства» или налагают на него «долгосрочные обязательства». Министерство иностранных дел Турции в свою очередь заявило, что ливийское Правительство национального единства, базирующееся в Триполи, заявило, что оно не должно воспринимать это решение всерьез. Суды оставили дверь открытой для ПНЕ, чтобы обжаловать решение. Комментарии Ауна, бывшего представителя Ливии в ОПЕК, появились, несмотря на сообщения ливийских СМИ во время подписания сделки о том, что обязанности Ауна в качестве министра нефти были временно переданы министру экономики Ливии, чтобы облегчить его прохождение и вывести его из-под удара. «Из-за напряженной политической атмосферы [соглашение] было усугублено и раздуто. Во-первых, это не сделка по разведке, это меморандум о взаимопонимании…Во-вторых, она ни к чему не обязывает ни одну из сторон. Это всего лишь письмо о намерениях, оно во многом зависит от планов и ожиданий обеих сторон. Из-за ее характера считается, что она не нарушает никаких законов, и поэтому она действительна. Меморандум о взаимопонимании не касается какого-либо конкретного проекта. И Ливия может, если захочет, подписать аналогичные меморандумы с другими фирмами и инвесторами», — заявил он, добавив, что у Турции есть возможности для разведки углеводородов, указывая на ее работу в Черном море.

В этой связи отметим, что противоречивые реплики ливийских органов власти в отношении соглашения только подчеркивают внутренние линии разлома, разрывающие Ливию. Политический паралич в стране не демонстрирует пока никаких признаков ослабления.  Заседание Лиги арабских государств в Триполи на прошлой  неделе бойкотировали все, кроме 5 из 22 ведущих дипломатов группы, которые утверждали, что мандат ПНЕ, возглавляемого А.Х.Дбейбой, истек. В этой связи он вынужден маневрировать. С одной стороны, Турция является близким союзником непризнанного правительства Ливии и предоставила ему военную помощь, чтобы предотвратить нападение сил Халифы Хафтара, которого поддержали Россия, ОАЭ и Египет. С другой – после того, как в 2019 году Анкара и Триполи объявили о соглашении, демаркирующем их морские границы, Греция и Египет подписали собственное морское соглашение в 2020 году. В конце прошлого года, после подписания соглашения об углеводородах между Турцией и ПНЕ, Египет в одностороннем порядке демаркировал свои западные морские границы с Ливией. Европейский союз также подтвердил свое несогласие с соглашением 2019 года, заявив, что оно нарушает морское право и нарушает суверенные права третьих государств. Соглашение игнорировало претензии Греции на исключительные экономические зоны, действующие в соответствии с международным правом, через острова Родос, Кастеллоризо и Крит. При этом кризис на Украине повысила интерес к энергетике Восточного Средиземноморья. Ливия обладает крупнейшими доказанными запасами сырой нефти в Африке. Добыча достигла почти 1,2 млн баррелей нефти в сутки в декабре, после того, как группы боевиков и протестующие сократили добычу вдвое в прошлом году на фоне политического противостояния между ПНЕ и Халифой Хафтаром. Ливия также обладает огромными запасами природного газа на шельфе и на суше, пятыми по величине в Африке, с доказанными запасами в 53 трлн куб. футов. Ливийский газ уже поступает в Италию по трубопроводу Green Stream, но Ливия небольшой производитель по сравнению с соседним Алжиром, и страна  потребляет около половины своей внутренней добычи. В прошлом году Национальная нефтяная компания Ливии объявила о планах BP и итальянского энергетического гиганта Eni по освоению месторождений природного газа у западного побережья. Eni пообещала инвестировать 8 млрд долларов в увеличение добычи газа в Ливии, но тот же Аун заявил, что Eni продвигается «с большим количеством задержек», которые тем не не менее преодолеваются. По  словам Ауна, после завершения строительства две новые морские газовые структуры должны увеличить добычу Ливии на 700 млн куб. футов в день. «Ливия определенно не обладает огромными запасами газа, как Россия и Катар, но у нас есть разумные запасы газа. Если она будет полностью разработана, она заменит часть российского газа [в Европе]», — сказал он. К северу от Ливии ExxonMobil ведет разведку углеводородов в районе греческого Крита. В регионе наблюдается всплеск интереса со стороны энергетических компаний, так же как увеличивается окно для геополитической напряженности. В Греции и Турции в ближайшие месяцы пройдут выборы. Афины находятся под давлением, требуя расширить свои территориальные воды с 6 до 12 морских миль от Крита, право, предусмотренное морским правом ООН, но шаг, который может обострить напряженность в отношениях с Анкарой и Триполи. При этом Аун выразил оптимизм по поводу того, что Ливия может возобновить переговоры с Афинами по их морскому спору и урегулировать разногласия «законным и мирным путем». При этом Триполи совершенно не желает ставить отношения с ЕС в том числе и в нефтегазовой сфере  в зависимость от сделки с Турцией. А они более перспективны, прежде всего с точки зрения технологий и твердой валюты в рамках покупки сырья. Но и там есть нюансы, о которых мы поговорим отдельно.

Общий вывод заключается в том, что пока все эти юридические и словесные интервенции как в Турции, так и в Ливии стоит рассматривать только как дипломатические маневры Дбейбы и Эрдогана,  и не более того. До какой-то практической реализации соглашения еще очень далеко и она вряд ли реализуема до реального политического урегулирования в самой Ливии.

52.27MB | MySQL:103 | 0,467sec