Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с сирийско-саудовским саммитом и межпалестинскими отношениями. Официальный визит в Сирию короля Саудовской Аравии Абдаллы стал важным шагом на пути улучшения отношений и преодоления разногласий между Дамаском и Эр-Риядом. По настоянию руководства радикального палестинского движения ХАМАС Египет, выступающий посредником в урегулировании межпалестинского конфликта, согласился отложить подписание соглашения о примирении между ХАМАС и ФАТХ.
Состоявшийся 7-8 октября первый со времени восшествия на престол официальный визит в Сирию короля Саудовской Аравии Абдаллы, его переговоры с президентом САР Б. Асадом оцениваются обеими сторонами и в арабском мире как «конструктивный шаг» в деле «устранения всех препятствий на пути развития двусторонних отношений и налаживания взаимовыгодного партнерства». Президент Б. Асад и король Абдалла подчеркнули обоюдную заинтересованность в «продолжении координации и консультациях на всех уровнях по проблемам, имеющим важное значение для двух народов». Визит стал свидетельством стремления Дамаска и Эр-Рияда к более тесному сотрудничеству в преодолении некоторых кризисных ситуаций в регионе, особенно в Ливане (ливанские политики позитивно оценили итоги сирийско-саудовского саммита, считают, что достигнутые на нем договоренности помогут ускорить процесс формирования в стране коалиционного правительства национального единства). Главы двух государств также выразили готовность содействовать стабилизации обстановки в Ираке и урегулированию противоречий между палестинскими группировками. По итогам переговоров в Дамаске достигнуты договоренности об активизации и расширении сирийско-саудовских торгово-экономических отношений. Вместе с тем, следует отметить, что по результатам одного, хотя и в целом плодотворного визита, нет оснований говорить о радикальном преодолении разногласий, имеющихся между САР и КСА, устранении существующих между руководством двух стран недоверия и взаимной подозрительности.
Решение палестинской администрации о переносе на март 2010 г. обсуждения Комитетом ООН по защите прав человека доклада международной комиссии о нарушениях в этой сфере, допущенных в ходе операции, проведенной израильской армией в секторе Газа в декабре 2008 – январе 2009 г. (доклад Р. Гладстоуна), вызвало резко негативное отношение среди палестинцев. В то же время глава ПНА и лидер движения ФАТХ М. Аббас назвал перенос обсуждения доклада Гладстоуна «продуманным решением», которое было согласовано «с дружественными арабскими и мусульманскими странами», чтобы не препятствовать действиям американской администрации по возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке. Крайне негативно оценило этот шаг Аббаса движение ХАМАС, которое в знак протеста заявило о прекращении переговоров о примирении с ФАТХ и потребовало отложить, намеченное на 26 октября подписание в Каире соглашения об урегулировании конфликта с этим движением. ХАМАС также потребовал от М. Аббаса публичных извинений за свои действия. В итоге египетские посредники были вынуждены согласиться перенести на ноябрь срок подписания примирительного соглашения. Вместе с тем, ряд экспертов полагают, что ХАМАС, не желающий идти на урегулирование отношений с ФАТХ на основе выдвинутых Египтом предложений, воспользовался решением Аббаса по докладу Гладстоуна для приостановки переговоров. Палестинская администрация, столкнувшись с активным неприятием своих действий, предпринимает попытки добиться обсуждения доклада международной комиссии в Комитете ООН уже в бли-жайшее время.
В последние дни в исторической части Иерусалима периодически происходили столкновения между арабами-мусульманами и силами безопасности Израиля, в ходе которых с обеих сторон имелись пострадавшие. Поводом к столкновениям послужила попытка еврейских религиозных организаций проникнуть в район мечети Аль-Акса.
Сообщается, что движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа, запрещает палестинским боевикам обстреливать территорию Израиля, а силы безопасности исламистов проводят аресты «ракетчиков», что вызвало протест со стороны экстремистов из группировки «Исламский джихад».
Американская администрация продолжает обсуждение стратегии США в Афганистане. Президент Б. Обама заявил, что решение по этой стране будет «жестким и обдуманным». Президент понимает «важность и срочность» изменений действий вооруженных сил США в Афганистане, т. к. инициатива «уходит» от американских войск. Однако при всем этом, по сло-вам главы Белого дома, оценки афганской стратегии Вашингтона не включают в себя возможность вывода войск из этой страны или уменьшения их численности. Министр обороны США Р. Гейтс также признает, что ситуация в Афганистане «серьезная и ухудшается». По словам Гейтса, неспособность Америки и ее союзников мобилизовать дополнительные силы для участия в операциях в Афганистане привела к тому, что движение «Талибан» в настоящее время «набрало силу», а территория Афганистана и Пакистана превратилась в «современный центр джихада». Госсекретарь США Х. Клинтон полагает, что Америка, оказывая в 1980-е гг. помощь афганским моджахедам в их борьбе против СССР, «сама в определенной степени создала проблему, которую сейчас пытается решить в Афганистане». По признанию Клинтон, «ситуация в Афганистане ухудшается», а «талибы стали более агрессивными, они перегруппировались и проникают во все большие районы страны». Госсекретарь утверждала, что США не ставят перед собой задачу «переделать Афганистан на свой лад, но в наших национальных интересах – быть уверенными в том, что с территории Афганистана не будет организовано ни одного теракта против США». Клинтон подтвердила, что в рамках пересмотра своей афганской стратегии администрация президента Б. Обамы изучает возможность примирения с некоторыми элементами движения «Талибан» и включения их в политический процесс.
Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил, что Россия может оказать альянсу помощь в снабжении афганских сил безопасности техникой, а также в обучении местных военнослужащих. По мнению Расмуссена, интересы России и НАТО по Афганистану совпадают, и вопрос о расширении взаимодействия в этой стране будет предметно обсуждаться. Генсек Североатлантического альянса призвал его членов к большему участию в Международных силах содействия безопасности в Афганистане, срок мандата которых Совет Безопасности ООН 9 октября единогласно продлил еще на один год.
В различных районах Афганистана войска НАТО и афганская армия продолжают проводить операции против боевиков движения «Талибан». 8 октября в Кабуле недалеко от посольства Индии был совершен крупный теракт, ответственность за который взяли на себя талибы.
Обстановка в Пакистане остается сложной, а в некоторых районах напряженной. На прошедшей неделе в стране было совершено несколько крупных терактов и террористических нападений: 5 октября в Исламабаде террорист-смертник подорвал себя у здания Всемирной продовольственной программы ООН, 9 октября – подрыв взрывного устройства в Пешаваре унес жизни более 50 человек, 10 октября – нападение с захватом заложников на генштаб пакистанских ВС в Равалпинди. Продолжаются нападения на транспортные конвои, доставляющие грузы войскам НАТО в Афганистане. Со своей стороны, пакистанские ВВС нанесли серию воздушных ударов по объектам боевиков местного движения «Талибан» на северо-западе страны недалеко от границы с Афганистаном.
В этой ситуации руководство Пакистана обсуждает вопрос о предложенном США пакете помощи на сумму в 7,5 млрд долларов (т. н. «Билль Керри-Лугара», принятый Конгрессом США). По условиям, выдвинутыми американцами, помощь Пакистану может быть сокращена, если в Вашингтоне придут к выводу о том, что власти страны не предпринимают действенных мер по борьбе с боевиками движения «Талибан» и «Аль-Каиды». Билль также обязывает представителей США производить регулярные проверки на предмет невмешательства пакистанских силовых структур (в первую очередь, здесь подразумевается армия) в политическую жизнь и судопроизводство страны.
В Пакистане позитивно оценили значительное (в три раза) увеличение крайне необходимой стране помощи, но одновременно опасаются увеличения американского присутствия и усиления американского влияния на внутренние дела страны. Особую обеспокоенность условия, выдвинутые в «Билле Керри-Лугара», вызвали у командования пакистанских ВС. 7 октября военные выступили с заявлением, в котором выразили «серьезную озабоченность» тем, что американская помощь оговаривается условиями, посягающими на безопасность страны. Американский билль осудили также представители пакистанских оппозиционных партий.
В Тегеране на минувшей неделе заявили, что Иран установит на строящемся ядерном объекте недалеко от г. Кум центрифуги для обогащения урана нового поколения и будет использовать на предприятии «только оборудование иранского производства». Иранцы также сообщили, что в случае, если ни одна страна не согласится поставлять ИРИ обогащенный уран, используемый в ядерных реакторах, то Исламская республика намерена обогащать его самостоятельно.
По информации СМИ, в Вашингтоне недавно состоялась закрытая встреча представителей США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, Японии, Австралии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и ОАЭ, на которой обсуждались варианты введения новых санкций против Ирана и определялись дальнейшие меры воздействия на Тегеран с целью заставить его отказаться от развития своей ядерной программы.
Напряженная обстановка сохраняется в Йемене. В северо-западных районах страны, преимущественно в провинции Саада продолжаются ожесточенные бои между правительственными войсками и отрядами шиитских мятежников. По имеющейся информации, 10 октября руководители мятежников выступили с заявлениями о готовности к диалогу «со всеми политическими силами страны» на условиях, предложенных ранее йеменскими оппозиционными партиями, и которые предусматривают начало диалога между сторонами с прекращения огня. Нестабильная ситуация сохраняется и на юге, где на прошедшей неделе прошли многотысячные демонстрации, участники которых требовали восстановления независимости Южного Йемена.
Положение в Йемене вызывает растущую озабоченность в арабских странах. В Сане на минувшей неделе побывал генеральный секретарь Лиги арабских стран А. Муса, заявивший, что Лига «подтверждает свою поддержку йеменскому единству и стабильности». США и Саудовская Аравия опасаются, что вооруженное противостояние на севере Йемена и массовые выступления сепаратистов на юге могут привести к дальнейшему росту нестабильности в стране, чем воспользуется «Аль-Каида». Саудовцы обеспокоены тем, что террористы могут перенести свои действия на территорию КСА.
10 октября на территории Египта в районе, расположенном между Каиром и Александрией, начались крупные многонациональные учения «Брайт стар 09/10». В них принимают участие 17 тыс. военнослужащих сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты США, Египта, а также ряда других стран НАТО и Ближнего Востока. Учения продлятся до 26 октября.
Президент Судана О. аль-Башир 5 октября в своем выступлении в парламенте страны призвал оппозиционные партии и движения к диалогу перед намеченными на 2010 г. всеобщими выборами с тем, чтобы провести их в «позитивном климате», без столкновений и насилия.
Лидер дарфурской повстанческой группировки Суданская освободительная армия (СОА) А. В. Нур заявил, что спецпредставитель президента США по Судану С. Грейшен должен воздержаться от посещения районов, контролируемых СОА. Нур обвинил Грейшена во вмешательстве во внутренние дела группировки и попытках «составить» ее политику.
Приложение
О состоянии вооруженных сил Туниса
Правительство Туниса, учитывая ограниченные людские, экономические и военные возможности страны, стремится решать имеющиеся проблемы и порой возникающие конфликтные ситуации в отношениях с соседними государствами политическими методами, путем диалога, делает все, чтобы не допустить эскалации напряженности при решении спорных межгосударственных вопросов, а тем более решать их силовыми методами. Именно поэтому военно-доктринальные установки тунисского руководства носят сугубо оборонительный характер. Тунис никогда не стремился и не стремится к созданию крупных и мощных ВС, а в случае внешнего нападения или его угрозы рассчитывает на помощь со стороны Запада, прежде всего США и Франции, хотя формальных договоров о совместной обороне с ними не подписано.
Вооруженные силы Туниса (Тунисская национальная армия, ТНА) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Они насчитывают 35,8 тыс. человек. Военный бюджет в 2007 г. составил 500 млн долл., что значительно меньше, чем у соседних с Тунисом государств (Алжир – 3,69 млрд долл., Ливия – 600 млн долл.). Кроме ВС в Тунисе имеется Национальная гвардия МВД (12 тыс. чел.). Статья 22 конституции республики гласит, что «только государство может формировать вооруженные силы и другие силовые структуры».
ТНА решает следующие основные задачи: защита республики от внешней агрессии; сохранение территориальной целостности государства; защита республиканского строя; участие в проектах развития страны (оказание помощи в сооружении различных объектов инфраструктуры: дорог, мостов и т. п.). Верховным главнокомандующим ВС Туниса является президент республики. Министерство национальной обороны (МНО) возглавляет гражданское лицо. МНО осуществляет общее руководство армией, отвечает за вопросы ее строительства и использования, боеготовность, комплектование личным составом, подготовку резервных компонентов, материально-техническое обеспечение и закупку вооружений.
В военно-административном отношении территория Туниса разделена на четыре военных округа: Тунис, Бизерта, Сфакс и Сахара.
Сухопутные войска (27 тыс. чел.) являются основным видом ВС. В их боевом составе имеется пять бригад (мбр – 3, специальных войск — 1, верблюжьей кавалерии «Сахара» — 1). Большинство частей дислоцировано вблизи крупных городов, главным образом вокруг столицы, а бригада «Сахара» размещена в приграничном районе на юге страны. На вооружении состоит 84 основных танка типа М60, 54 легких танков SK-105 «Кирасир», 115 артиллерийских орудий, 600 ПУ ПТУР, 25 ЗРК «Чапарэл», 48 ПЗРК.
Сухопутные войска подготовлены главным образом к ведению оборонительных действий ограниченного характера по прикрытию отдельных участков государственной границы. Требует улучшения качество управления войсками, организация тыла и МТО. Имеются проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом техники. Недостаточно высоким является уровень подготовки лиц, проходящих службу по призыву. На ближайшую перспективу предполагается завершить модернизацию танков всех типов, вывести из боевого состава устаревшие бронемашины и увеличить количество ПЗРК.
На сухопутные войска возложены также задачи противовоздушной обороны страны. Однако имеющиеся средства ПВО обладают ограниченными возможностями по поражению воздушных целей лишь на малых высотах и в состоянии прикрыть только отдельные объекты. Существующая сеть РЛС не позволяет эффективно контролировать воздушное пространство страны.
На вооружении ВВС (4,0 тыс. чел.) имеется 17 боевых самолетов: 12 истребителей-бомбардировщиков F-5 и 5 легких штурмовиков МВ-326. Кроме того, имеется 16 военно-транспортных, 27 учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов, 15 боевых и 43 многоцелевых и транспортных вертолета. ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи в вопросах технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
Корабельный состав ВМС (4,8 тыс. чел.) представлен 27 боевыми катерами, в т. ч. 3 ракетными. Главной задачей флота время является патрулирование прибрежных вод с целью пресечения нелегальной иммиграции и противодействия терроризму. По своему боевому составу и уровню подготовки ВМС подготовлены именно для решения этих задач, но не могут оказывать эффективную поддержку сухопутным войскам.
Помимо боевой подготовки и несения службы личный состав ТНА принимает участие в решении народнохозяйственных задач. Важна роль армии в подготовке технических специалистов для гражданского сектора.
Военная промышленность представлена заводом по производству взрывчатых веществ и порохов. В войсках имеются ремонтные мастерские. Судоремонт производится на предприятии в Бизерте.
Тунисское руководство не имеет масштабных планов развития армии. Ее совершенствование будет происходить путем постепенной замены старой техники на новые или модернизированные образцы. Большое внимание уделяется повышению мобильности войск, улучшению системы управления ВС на различных уровнях.
Со времени получения независимости Тунис в вопросах военного строительства и технического оснащения ВС ориентировался на тесные связи со странами Запада. Развивая, политические и военные отношения с западными государствами, Тунис делает упор на получении от них гарантированной помощи в случае угрозы извне. Это также позволяет стране уделять меньше внимания укреплению собственной армии, экономить на военных расходах. В то же время республика не идет на предоставление своей территории для создания на постоянной основе иностранных военных баз.
Главный партнер Туниса в военной сфере – США. Основными направлениями тунисско-американского военного сотрудничества являются: подготовка личного состава ТНА; предоставление временного доступа ВС США на объекты военной инфраструктуры Туниса; продажа или предоставление безвозмездно в рамках программ военной помощи вооружения и военной техники; оказание содействия в техническом обслуживании и ремонте поставленной техники; проведение совместных учений и штабных переговоров. Действует тунисско-американская военная комиссия, которая рассматривает оборонные нужды Туниса. Тунисские ВС в значительной степени оснащены американской техникой. Почти каждый офицер национальной армии на том или ином этапе своей службы проходил обучение в США.
Тесные военные контакты поддерживаются с Францией, Италией, Германией, которые оказывают содействие в подготовке кадров, ремонте и обслуживании поставленной в Тунис военной техники. Отдельные закупки вооружений периодически производятся и в других странах. В 2003 г. подписано соглашение о сотрудничестве в военной области с Германией. Соглашение о военно-техническом сотрудничестве имеется с Чехией. С Алжиром достигнута договоренность о сотрудничестве в подготовке специалистов военно-медицинской службы и обмена опытом по вопросам участия военных в гражданском строительстве. В 2007 г. проведены первые совместные учении ВМС двух стран. В 2008-2009 гг. ВМС Туниса, наряду с флотами Алжира, Мавритании и Марокко приняли участие в военно-морских учениях НАТО «Феникс экспресс», а также участвуют в учениях «Бдительность и безопасность на море». Тунис и НАТО в 2009 г. подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере, которое предусматривает совместную подготовку военнослужащих и участие в операциях по поддержанию мира. Намечено создание совместной комиссии по военному сотрудничеству, которая будет контролировать ход выполнения совместных программ.
Срок службы в ТНА по призыву — 12 месяцев. Добровольцы по контракту принимаются в возрасте от 18 до 23 лет. У государства нет возможностей призвать в армию всех лиц призывного возраста. Так, из 80-100 тыс. человек на службу ежегодно идет 20-25 тысяч. Для отбора в ТНА наиболее грамотных и политически благонадежных лиц имеется система жеребьевки. Офицерские кадры готовятся в национальных военных училищах, а также в США, Франции, АРЕ, Марокко. В целом офицерский корпус тунисских ВС отличается хорошей общеобразовательной и военной подготовкой.
На всем протяжении истории независимого Туниса армия не играла роли в политической жизни государства, но являлась инструментом, который власти при необходимости использовали для наведения порядка и поддержания стабильности в стране. В войсках систематически проводятся мероприятия по искоренению идей религиозного экстремизма. Отлажен строгий контроль за политическими и религиозными настроениями офицерского состава. Жестко пресекаются любые попытки политической активности.
В целом ВС Туниса по своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки не в состоянии самостоятельно в полном объеме решать задачи по защите республики от внешнего нападения. Осознавая военную слабость государства, руководство Туниса и впредь будет в вопросах обороны ориентироваться на получение военной помощи от стран Запада.