Возможно ли сирийско-израильское сближение в условиях чрезвычайной ситуации в САР после землетрясения

На фоне разрушительного землетрясения в Турции и Сирии правительство Израиля выразило готовность предоставить свою поисково-спасательную помощь, а также иные формы поддержки в виде отправки гуманитарных грузов и приема пострадавших на лечение. При этом если в отношении Анкары сообщения такого рода были опубликованы официально на сайте дипломатического ведомства со ссылкой на главу правительства, президента и министра иностранных дел, то применительно к Дамаску аналогичное заявление было сделано Б.Нетаньяху в беседе со СМИ. В частности, премьер-министр отметил, что по дипломатическим каналам «была получена просьба» оказать содействие пострадавшим в САР, в отношении которой он «дал указание сделать это». Позднее уже сирийская сторона опровергла информацию, указав, что не поддерживает контактов «с сионистским образованием», рассматривая его одним из виновников проблем своей страны и региона. Несмотря на подобную риторику, ситуация породила вопрос о возможности определенного сближения между двумя враждующими государствами.

Не так давно профессор Тель-Авивского университета Г.Бигер, специализирующийся в области исторической и политической географии, вопросах границ, а также лично принимавший участие в переговорах в Шепердстауне (США) в 2000 г., нацеленных на содействие сирийско-израильскому урегулированию высказал предположение, что правительство Б.Нетаньяху имеет возможность добиться прогресса в нормализации связей со своим северным соседом[i]. Свою идею он основывает на том, что сирийский режим по-прежнему лишен самостоятельности, будучи зависимым, в том числе с точки зрения контроля над территориями, от Турции, Ирана, а также России, а «оздоровлению экономики», которое необходимо для нормальной жизнедеятельности страны, препятствуют большие военные расходы. Примирение с Израилем, в свою очередь, как полагает Г.Бигер, позволит САР рассчитывать на содействие американской администрации и стран ЕС, прежде всего, на их финансовую помощь и поддержку постконфликтного восстановления.

При этом по его мнению, Израилю придется отказаться от территориальных претензий на Голанские высоты, полностью или применительно к значительной их части. Такое решение, согласно его оценкам, потребует переселения, по меньшей мере, 30 тыс. человек и способно оказаться травмирующим для израильского общества по аналогии с односторонним размежеванием с Газой. Вместе с тем, Израиль имеет шанс извлечь и серьезную выгоду, заключающуюся, по словам Г.Бигера в том, что Иран потеряет свой главный оплот у границ государства. В свою очередь, развитие событий по такому сценарию также даст возможность Иерусалиму снизить свои военные расходы, направив их на нужды внутреннего развития государства. Судя по всему, именно подобная мотивация должна будет снизить общественное недовольство уходом из стратегически важного района, дающего контроль над источниками воды.

По плану Г.Бигера, начать консультации следует, не афишируя их, а в качестве переговорщиков он предлагает действующего министра иностранных дел Э.Коэна и ряд представителей экспертного сообщества, среди которых Э.Зисер. Последний в настоящий момент занимает пост проректора Тель-Авивского университета и возглавляет кафедру истории Ближнего Востока. Подавляющее большинство его работ, как видно из перечня, опубликованного на сайте ВУЗа, посвящено различным аспектам сирийско-израильских отношений, при этом многие из них прошли апробацию на международных конференциях. Последний факт в некоторой степени является основанием для того, что мирная инициатива, разработанная при участии данного специалиста, будет поддержана международным сообществом, если не на официальном, то на экспертном уровне.

Впрочем, проект Г.Бигера выглядит, скорее, утопическим. При этом значение имеет не только состояние взаимоотношений между Иерусалимом и Дамаском, свидетельством напряженности которых является ответ САР на предложение гуманитарной помощи, но и внутриполитическая ситуация в самом Израиле, который явно не готов к территориальным уступкам. Разумеется, речь, прежде всего, идет здесь о конфигурации нынешнего правительства, которое не приемлет такой шаг, в том числе потому, что он способен оказаться прецедентом и в палестино-израильском урегулировании. Впрочем, это далеко не единственный фактор. К примеру, если вспомнить прошлогодний ливано-израильский договор о морской границе, важный для обеих сторон в контексте развития их газовых отраслей, то внутри Израиля он был одобрен без ратификации и без применения закона о референдуме, задуманного как раз на случай территориальных уступок в мирном процессе. Так вот тогда, юридическим советником Кнессета на данный счет было вынесено отдельное заключение, чтобы хоть как-то сдержать давление оппозиции, в которой на указанном этапе находился Ликуд. В нынешней ситуации и применительно к Сирии подобных исключений явно не будет.

Вместе с тем нельзя и игнорировать слова Б.Нетаньяху о запросе гуманитарной помощи для САР после землетрясения по дипломатическим каналам. Сказанное им может быть истолковано по-разному. С одной стороны, не исключено, что премьер-министр, поставивший своей целью продвижение процесса нормализации с умеренными региональными режимами, попросту создает видимость работы на разных направлениях. Пока свидетельств прогресса в контактах с КСА не наблюдается, он уже успел обратиться к Судану. Готовность Сирии принять гуманитарную помощь в чрезвычайных обстоятельствах стала бы свидетельством легитимации Израиля в регионе. С другой стороны, не исключено, что такой запрос действительно был сделан, но не обязательно Дамаском. В настоящий момент САР пытается работать над восстановлением своих позиций в арабском мире, контактируя с ОАЭ, КСА и Египтом, кроме того, Б.Асад по-прежнему пользуется поддержкой России, чьи ресурсы в значительной степени отвлечены на иные направления. В этой связи не исключено, что к Израилю обратилась третья сторона, будь то региональное или нерегиональное государство, не исключая, что в будущем созданный канал коммуникации будет способствовать примирению соседей.

 

[i] Biger G. What do you think about peace with Syria? // Yedioth Aharonoth. URL: www.ynet.co.il/news/article/s1ypjc5qo

62.56MB | MySQL:102 | 0,638sec