Европейские эксперты о модернизации и совершенствовании разведывательных служб ОАЭ

Как отмечают аналитики Международного института ближневосточных и балканских исследований (базируется в Любляне, Словения, с 2018 года имеет специальный консультативный статус при ЭКОСОС/ООН), геополитические изменения на Ближнем Востоке, отмеченные так называемой «арабской весной», конфликтом в Йемене, угрозой, которую представляет иранская ядерная программа, и другими глобальными геополитическими событиями, побудили Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) предпринять некоторые важные шаги по модернизации и совершенствованию своих разведывательных служб, начиная с середины последнего десятилетия. Как показывает эволюция современных разведывательных служб, страны, обладающие значительными финансовыми ресурсами, как в случае с ОАЭ, развивают преимущественно свои технические сегменты, такие как сигнальная разведка и, в последнее время, искусственный интеллект (ИИ). Это связано с тем, что получение определенных важных результатов с помощью технических средств получения информации относительно быстрее и безопаснее по сравнению с использованием информации, собранной из человеческих источников (HUMINT), что требует больше времени для подготовки и использования таких возможностей. В этой связи от себя отметим, что исключительно техническая разведка без агентурной не приносит серьезных результатов. Техническая сторона дела дает только содержание тех или иных переговоров, которые могут быть самым серьезным образом зашифрованы с помощью «эзопова языка» или других условностей. Но самое главное – техническая разведка не дает понимания всех нюансов этих переговоров, их предысторию, а если речь идет о тех или иных докладных записках, то зачастую — это субъективная оценка ситуации того или иного человека, без указания источников и достаточных критериев объективности. Один из ярких примеров – дезинформация, которую японцы гнали перед войной из своего посольства в Москве, зная о его контроле со стороны советских спецслужб, что серьезно дискредитировало информацию Р.Зорге.

Но вернемся к оценкам европейских экспертов. Они полагают, что   помимо расширения своих разведывательных технических возможностей, ОАЭ продолжали также поощрять развитие частного сектора безопасности, особенно в киберпространстве, при относительно жестком государственном контроле за этой деятельностью. Тем не менее, здесь произошли некоторые сбои, такие как скандал с проектом Raven (эмиратская компания Dark Matter была вовлечена в числе прочих), который вызвал расследование ФБР по поводу использования определенных видов цифрового шпионажа, ведущих к аресту иностранных диссидентов, помимо определенной степени причастности к убийству Джамаля Хашогги, сбора информации о монархиях Персидского залива и других странах Ближнего Востока. В этой связи отметим, что этот частный сектор технической разведки ОАЭ серьезно превосходит государственный, и его курирует Тахнун бен Заид Аль Нахайян, брат и советник по национальной безопасности президента ОАЭ Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна (MБЗ), который оптимизирует реструктуризацию государственных подразделений киберразведки ОАЭ, за которые он отвечает, одновременно укрепляя свои собственные возможности. В этой связи отметим, что именно частная принадлежность основных групп киберразведки ОАЭ позволяет властям: а) оперативно дистанцироваться от всех скандалов в этой области; б) устанавливать контакты с частными компаниями из стран, отношения с которыми по тем или иным причинам неудобно афишировать. Например, сейчас ОАЭ готовы финансировать по частным каналам израильский проект по развитию киберразведки в Албании, что даст им некий технологический «навар»;  в) эффективно маневрировать силами и средствами, буквально «переливая» кадры из «попавшей под огонь» структуры во вновь сформированную. Например,     та ж Royal Technology Solutions (RTS), дочернее предприятие конгломерата Royal Group, входящего в  личную холдинговую компанию Тахнуна бен Заида International Holding Co (IHC), активно занялась вербовкой бывших руководителей DarkMatter после скандал и увольнений. RTS, интегратор кибернетических решений, работающий с 2010 года, уже переманил несколько сотрудников из местной компании Connection Systems, многие из которых ранее работали на DarkMatter. Еще одним центром привлечения кадров является базирующийся в Абу-Даби офис OryxLabs, который  собирает команду экспертов,  по кибератакам, уволенных из Dark Matter  для продвижения своих услуг по поиску эксплойтов нулевого дня (это метод, используемый злоумышленниками для атаки на системы с не выявленными ранее уязвимостями) и кибербезопасности DNS на Ближнем Востоке.

Национальное управление электронной безопасности (созданное в 2012 году при содействии США) со штаб-квартирой в Абу-Даби было переименовано в Агентство сигнальной разведки (SIA). Управление является аналогом АНБ в США, и техническое проникновение в ячейки  «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в ОАЭ было одним из его достижений. В то же время были довольно убедительные данные о том, что власти или другие спецслужбы ОАЭ были вовлечены в использование приложения Tik Tok для записи определенных разговоров, отношений, встреч и фотографий широкой публики. Для пятилетнего плана на 2022-2026 годы утвержденный кибербюджет ОАЭ составляет 79 млн долларов, что является крупнейшим в истории страны. Согласно Индексу глобальной безопасности 2020, ОАЭ занимают 5-е место в мире по этим тратам. Хотя это не входит в устоявшуюся сферу деятельности разведывательных служб, стоит упомянуть, что в ОАЭ создано Министерство искусственного интеллекта, точнее Министерство искусственного интеллекта, цифровой экономики и приложений для удаленной работы, возглавляемое Омаром Султаном аль-Оламой. Шейх Мухаммед бен Рашид аль Мактум, вице-президент и премьер-министр ОАЭ, заявил, что «мы хотим, чтобы ОАЭ стали наиболее подготовленной страной в мире в области искусственного интеллекта», и с этой целью была запущена амбициозная программа до 2031 года. Предполагается, что эта программа также окажет важное влияние на развитие разведывательных служб ОАЭ

Подразделение финансовой разведки (UAEFIU) является еще одним важным учреждением, возглавляемым в настоящее время Али Фейсалом Баалави. Название восходит к 2019 году и фактически является продолжением организации, созданной в 1998 году Центральным банком ОАЭ в качестве специального подразделения по расследованию мошенничества и подозрительных операций, переименованного в 2002 году в Подразделение по борьбе с отмыванием денег и подозрительными финансовыми операциями.  Одновременно ОАЭ еще больше расширили возможности Национального колледжа обороны, который в настоящее время возглавляет генерал-майор Акаб Шахин аль-Али, а назначение британца Томаса Дрохана деканом (ему предшествовал Джон Р. Баллард, первый декан колледжа), должен укрепить связи с аналогичными структурами Великобритании . Имя Джоэла Хейворда, считающегося важным международным специалистом в области военной стратегии и истории войн, новозеландца, также упоминается как преподавателя на одном из факультетов колледжа. Для развития деятельности разведывательных служб ОАЭ активно нанимают экспертов из числа специалистов в этой области, особенно пенсионеров в таких государствах, как США, Великобритания и др., которых привлекают высокими  зарплатами.

И последнее, но не менее важное: европейские эксперты отмечают укрепление отношений спецслужб ОАЭ со спецслужбами других государств, в частности Турции, Саудовской Аравии, Израиля, США и поддержание хороших отношений с аналогичными службами таких стран, как Египет, Россия, Китай и другие.

62.85MB | MySQL:102 | 0,507sec