Турция: демографические изменения как фактор всеобщих выборов 2023 г.

Прогнозирование итогов выборов в XXI в. становится все более сложным процессом. На них влияют плохо считываемые социологией и статистикой тренды. Контекст голосования в поляризованных обществах периодически меняется, что осложняет определение воздействующих на него факторов. Реалии времени демонстрируют, что сейчас важнее не фигура победителя, а внешний фон полученного результата. В этой статье мы рассмотрим один из «невидимых» факторов, который может повлиять на итоги приближающихся выборов в Турции.

Демография в последнее время является довольно обсуждаемой темой в обществе, однако она редко учитывается политическими аналитиками и консультантами. Почему она важна? За 3,5 месяца до дедлайна проведения выборов этот фактор является реальным инструментом, который может изменить ситуацию в пользу провластного блока. Демографические особенности тяжело распознать до выборов, так как данные по количеству избирателей в каждой провинции заранее не публикуются. Поэтому могут появиться неожиданные обстоятельства голосования, которые могут повысить популярность правящей партии в той или иной провинции.

В контексте демографии и интересов Партии справедливости и развития (AKP) существуют два любопытных момента. Первый козырь Р.Т.Эрдогана связан с сирийскими беженцами, которые получили турецкое гражданство. Второй козырь имеет прямое отношение к последствиям землетрясений в южных и юго-восточных провинциях Турции 6 февраля.

Первый момент часто является предметом спекуляций со стороны оппозиции. Поэтому существуют полярные мнения на сей счет. Даже по официальным данным доля сирийских беженцев значительная. Однако сложно оценить количество сирийцев, имеющих право участия в выборах. Но с учетом того, что суммарный рейтинг оппозиции в таких провинциях, как Газиантеп или Шанлыурфа, сопоставим с цифрами Народной коалиции, фактор сирийских беженцев становится стратегическим преимуществом для Эрдогана.

Если первый аспект ранее влиял на выборы, то второй аспект формируется прямо сейчас. Он связан с оттоком местного населения из пострадавших в результате землетрясений провинций. По сути, в турецком обществе появился класс вынужденных переселенцев. По официальным данным их число равняется примерно 1,1 млн человек, что составляет 8,2% населения пострадавших от землетрясений провинций.

Природная катастрофа создала проблему обеспечения возможности голосования для временно перемещенных лиц. По закону избиратели могут голосовать только по месту постоянного проживания. Но в нынешней ситуации многие граждане не могут этого сделать по объективным причинам. Тут появляется интересующий нас нюанс. Покинувшие пострадавшие провинции граждане Турции смогут проголосовать с некоторыми оговорками. Они будут считаться избирателями провинции, в которой они будут находиться во время проведения выборов. Причем в этом случае не будет учитываться, где именно проживает временно перемещенное лицо: у родственников, знакомых, в отеле или общежитии.

Это имеет два важных последствия. С одной стороны, количество мандатов не будет изменено. Квота каждой провинции будет сформирована на основе численности населения региона на 31 декабря 2022 г. Иными словами, перемещения, связанные с землетрясениями, не повлияют на количество депутатов, которое будет выбрано избирателями. Однако фактически количество избирателей, которые смогут участвовать в выборах, уменьшится. Чисто технически это может вызвать изменения результатов. Ситуация оказывается запутанной, так как невозможно определить электоральный портрет покинувших регион избирателей. То есть прогнозы по этим провинциям будут неточными.

С другой стороны, перемещенные лица будут считаться избирателями регионов пребывания. Это значит, что их голосование может изменить расклад сил в тех провинциях, где их доля окажется статистически высокой. В их число, в первую очередь, входят Анкара, Анталья и Мерсин. Интерес вызывает то, что электоральный портрет этих трех провинций и Кахраманмараша, Малатьи, Османийе, Адыямана и др. кардинально отличается. Если первые являются оппозиционными, то в большинстве провинций, которые пострадали от природной катастрофы, правящая партия остается доминирующей силой. Однако нужно подчеркнуть, что в статистике учтены все граждане, в том числе и не имеющие права голоса (в первую очередь, дети).

Но, в любом случае, мы считаем важным отметить возможность, которая появилась у Партии справедливости и развития в связи с временным перемещением граждан из-за землетрясений и фактического уменьшения числа голосующих в 11 провинциях. Так как за AKP в этом регионе голосовали чаще, чем за любую другую партию, новые избиратели могут повлиять на мнение местных жителей в плане продвижения правящей партии в оппозиционных регионах. Конечно, очень трудно предугадать реальность и эффективность подобных шагов. Возможно, что этот эффект будет слабым. Возможно, что он вовсе не будет наблюдаться. Однако с учетом того, что лишние 2-3% могут увеличить количество полученных депутатов партиями, такие факторы мы должны брать во внимание. В условиях конкурентной борьбы важен каждый голос, а изменение контекста голосования могут вызвать такие колебания цифр.

53.56MB | MySQL:105 | 0,626sec