О целях и последствиях увеличения зарплат и пенсий в Алжире

Заявленное президентом АНДР Абдельмаджидом Теббуном увеличение зарплат и пенсий почти в полтора раза преследует цель не допустить социальных потрясений. Однако это потребует  больших государственных затрат, которые в будущем Алжир может и не «потянуть».

Президент Алжира Абдельмаджид Теббун объявил 24 февраля о предстоящем к 2024 году повышении уровня заработной платы пенсий по старости до 47%, а также о новом предстоящем снижении подоходного налога.

Согласно данным его администрации, «данный исключительный указ направлен в первую очередь на повышение благосостояния алжирских граждан и повышение их покупательной способности».

Это стал своего рода подарок для них перед священным для мусульман месяцем Рамадан. В своем выступлении, приуроченном к данному решению, глава алжирского государства подчеркнул: «За последние 10 – 15 лет в Алжире не было ни одного повышения заработной платы и потому необходимо это сделать. Оно будет постепенным и полноценно повысится в следующем году».

«Кроме того, — подытожил глава государства, повышение благосостояния алжирцев будет достигаться за счет продолжения борьбы против всех форм спекуляций и коррупции».

В целом по данным представителей алжирских властей, повышение доходов затронет более 8 млн работающих алжирцев.

Как заявил в связи с этим министр труда и социального обеспечения АНДР Юсеф Хорфа, «данная мера по решению Президента Республики Абдельмаджида Теббуна успешно стартует в ближайшие дни и в первую очередь затронет 2,8 миллиона человек, из которых 90 процентов — государственные служащие и 10 процентов — контрактники. То же самое касается перерасчетов, касающихся пенсий по старости для почти 2,985 миллионов человек, которые будут выплачены в период с 10 по 20 марта текущего года».

Также, говоря о правительственных мерах по улучшению благосостояния алжирцев, министр напомнил, что в Алжире уже реализуется заявленное с конца января увеличение пособий по безработице до 15 000 динаров (менее 112 американских долларов) в месяц для 1.9 млн получателей. Согласно алжирским статистическим данным, в их числе дипломированные специалисты, выпускники учебных заведений и лица, не окончившие их.

Особое внимание при этом президент АНДР уделил образовательной сфере. Ввиду нехватки преподавателей, особенно в школах, он распорядился в первую очередь увеличить зарплату им.

По данным алжирских властей, в данной сфере работают 59 987 учителей, тогда как требуется как минимум в полтора раза больше. Поэтому  А.Теббун распорядился не позднее конца февраля 2023 года «немедленно привлечь к работе всех учителей», имеющих соответствующее образование, материально стимулировав их приход/возвращение на данную работу как можно большего числа преподавателей.

Дело в том, что при ежегодном увеличении числа алжирских детей на 850 тысяч требуется пропорциональное же число учителей, подготовка которых не поспевает за этими потребностями.

В целом же, согласно правительственным данным, повышение для этой категории заработной платы за три года «составит до 50%», причем она будет варьироваться в размере от 4500 до 8500 долларов в год в зависимости от категории и достигнет пика 13500 долларов ежегодно в течение следующих двух лет.

Одновременно по решению Теббуна будет прекращена практика действия срочных контрактов (CDD). Она позволяла учителям устраиваться на непродолжительное время и уходить в случае обнаружения более привлекательных вариантов трудоустройства.

В целом же, разъясняя предстоящее увеличение зарплат, пенсий и пособий, алжирские власти утверждают, что оно коснется всех алжирцев старше 18 лет. Однако возникает вопрос, почему тогда такими счастливчиками окажутся лишь 8 из более чем 46 млн граждан АНДР.

Ибо число юношей в возрасте 18 лет составляет лишь треть от этой цифры или менее 15 млн человек. Вопрос, почему повышение не затронет при таком раскладе 23 млн человек. Выходит, что половина населения останется без повышений.

Эти меры не коснутся неработающих женщин. Но даже если убрать из этого числа их, все равно выходит, что кого-то алжирские власти здесь «забыли» учесть. Ведь если, к примеру, еще 10 лет назад порядка 90% алжирок не работали, то теперь их пропорция под влиянием удорожания жизни заметно уменьшилась и, во всяком случае, доля «домохозяек» упала ниже 80%.

Предположим, что в число счастливчиков не попадет большинство работников частного бизнеса и среди них следует ожидать в связи с этим разочарования.

Что же касается мер по повышению доходов алжирцев, то в 2021 году руководство АНДР уже уменьшало подоходный налог (IRG) с заработной платы части алжирцев, а работники, зарабатывающие 30000 динар (223 доллара) и меньше, и вовсе были освобождены от него.

По разным данным, это обошлось алжирскому бюджету дополнительно от 1,5 до 2,5 млрд долларов ежегодно.

Вопрос – в какую сумму обойдется нынешнее повышение зарплат, пенсий и пособий. Пока алжирские власти не обнародовали стоимость данного шага, но она обойдется казне в разы выше, чем пересмотр подоходного налога.

Во всяком случае, даже если взять грядущее увеличение доходов алжирцев по минимуму, то есть по 50 долларов на человека в месяц, выйдет сумма почти в 5 млрд долларов ежегодно. Реально же, с учетом обещанного серьезного увеличения зарплат государственных служащих и учителей, сумма дополнительных расходов за год может приблизиться к 7 – 8 млрд долларов.

Иными словами, подобные траты способны «съесть» алжирские доходы от повышения стоимости в 2021 – 2023 гг. газа и нефти. И в случае неизбежного в будущем падения их цены АНДР рискует не свести концы с концами.

Причем эффект от повышения зарплат будет крайне недолгим. Это наглядно показывает уже имеющийся опыт снижения подоходного налога на зарплаты, который алжирцы почти не почувствовали из-за немедленного роста стоимости жизни и особенно цен на продукты.

В условиях, когда страна относительно незначительно увеличила производство объема своей продукции, увеличение необеспеченной денежной массы на рынке вызовет одновременный параллельный рост стоимости товаров и услуг.

Соответственно, уже через год при таком раскладе Алжир вновь столкнется с необходимостью что-то делать с продолжающимся снижением жизненного уровня населения. Однако будут ли для этого возможности?

52.18MB | MySQL:103 | 0,523sec