Американские эксперты об отношениях ПНА с США и Израилем

Некоторое оживление «палестинского досье» вызвало недавнее голосование в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции, внесенному Объединенными Арабскими Эмиратами при содействии Палестинской национальной администрации (ПНА), против продолжающихся поселенческих планов Израиля на оккупированных палестинских территориях. Однако 27 февраля ОАЭ, представитель Лиги арабских государств в Совете Безопасности ООН и ПНА отозвали резолюцию по распоряжению США, изданному администрацией Дж.Байдена. США призвали членов Совета Безопасности ООН не выносить резолюцию на голосование и предложили вместо этого принять символическое совместное заявление, «которое Вашингтон мог бы поддержать». Резолюция осудила бы принятое на прошлой неделе решение израильского правительства легализовать 9 еврейских поселений на Западном берегу и построить 10 000 новых домов в Восточном Иерусалиме. За два дня до ожидаемого голосования госсекретарь США Энтони Блинкен лично позвонил главе ПНА Махмуду Аббасу и приказал (именно так это преподносят американские эксперты — авт.) ему отозвать резолюцию. Как следствие, ОАЭ при поддержке ПНА заменили резолюцию необязательным заявлением в соответствии с распоряжениями США. Как полагают американские эксперты, это был  маневр ПНА, направленный на то, чтобы избежать своей политической гибели, которую так часто предсказывают израильские и арабские наблюдатели. Действительно, несмотря на все протесты ПНА против правительства Биньямина Нетаньяху, чиновники ПНА, следуя приказам своих кураторов в Белом доме, попросили Нетаньяху еще до того, как он вступил в должность, открыть секретный канал переговоров и предложили больше своих услуг израильтянам в рамках совместных операций по поддержанию безопасности. Нетаньяху в свою очередь с готовностью принял это предложение под безусловным давлением США. Главным координатором в этих контактах был палестинский министр по гражданским делам Хусейн аль-Шейх, который передал в офис Нетаньяху через администрацию Байдена сообщение о готовности к сотрудничеству. Всего их было два после того, как правительство Нетаньяху было приведено к присяге. Х.аль-Шейх, который также является генеральным секретарем Исполнительного комитета ООП, является «ответственным лицом за отношения Палестины с США и Израилем». Нетаньяху назначил главу Совета  по национальной безопасности Цахи Ханегби для проведения этих секретных переговоров. Именно во время этих переговоров, проведенных лично и по телефону, Ханегби и аль-Шейх достигли соглашения, которое привело к тому, что ПНА и ОАЭ сняли с голосования резолюцию Совета Безопасности. Израильтяне также потребовали, чтобы ПНА прекратила юридические процедуры в Международном уголовном суде и Международном суде ООН. Со своей стороны, «палестинцы попросили Израиль прекратить односторонние шаги, такие как вторжения в палестинские города», — заявил Ханегби на Конференции президентов еврейских организаций в Северной Америке. Он добавил, что до палестинцев было доведено, что Израиль «не хочет посылать израильских военных в города Дженин и Наблус на Западном берегу, но делает это, потому что силы безопасности Палестинской национальной администрации сами этого не делают». Израиль также предложил предоставить «помощь» силам ПНА для подавления сопротивления в городах на Западном берегу. При этом самый последний по времени инцидент, во время которого было убито 11 палестинцев в Наблусе, в результате которой также пострадали по меньшей мере 102 человека, указывает на то, что, несмотря на помощь Израиля, силы ПНА оказались неспособными самостоятельно подавить растущую волну палестинского сопротивления. Госсекретарь Э.Блинкен, посетивший М.Аббаса несколько недель назад, приказал ему реализовать «план безопасности США, направленный на восстановление контроля Палестинской национальной  администрации над городами Дженин и Наблус, которые стали центрами беспорядков». План безопасности был разработан американским координатором по вопросам безопасности генерал-лейтенантом Майклом Фенцелем. План «включает в себя подготовку специальных палестинских сил, которые будут развернуты в этом районе для противодействия» палестинскому сопротивлению. Фенцель занимал должность координатора США по вопросам безопасности в Израильско-палестинской администрации с ноября 2021 года и достаточно опытен в стратегиях подавления сопротивления арабов и мусульман военной оккупации США. Ранее он участвовал в войне в Персидском заливе 1990-1991 годов, во вторжении США в Афганистан в 2001 году, а также во вторжении США в Ирак в 2003 году. Он был бригадным генералом армии США и служил старшим военным научным сотрудником в Совете по международным отношениям и является основателем Совета по новым вопросам национальной безопасности (CENSA). Фенцель — пожизненный член Совета по международным отношениям и бывший директор аппарата Совета национальной безопасности в Белом доме. Он служил старшим военным советником специального представителя по примирению в Афганистане в Государственном департаменте Соединенных Штатов и является автором книги о советской военной стратегии в Афганистане. Перед визитом Блинкена и по просьбе американцев  египетские и иорданские начальники разведок также посетили Аббаса, чтобы договориться о совместных усилиях по купированию «несистемного»  палестинского сопротивления. Согласно недавним утечкам информации, США проводят субподрядную подготовку 12 000 сотрудников сил безопасности ПНА с использованием возможностей   египетских и иорданских силовиков.  Это не первый случай, когда две страны нанимаются на субподряд для выполнения этой задачи. Они участвовали в подготовке сотрудников службы безопасности, начиная с 2006-2007 годов. Во время своего визита Блинкен также настоятельно рекомендовал Аббасу возобновить координацию в области безопасности с израильтянами. Аббас, который утверждал, что прекратил «координацию» безопасности ПНА с Израилем в прошлом месяце после убийства палестинцев в Дженине, заверил также  посетившего его директора ЦРУ Уильяма Бернса, что «части» координации, включая «обмен разведданными», «продолжаются без помех».   Аббас также заверил Бернса: «Силы безопасности ПНА продолжат арестовывать подозреваемых в терроризме и что координация безопасности будет полностью восстановлена, как только восстановится спокойствие».

Как полагают американские эксперты, эти шаги  ПНА по-прежнему вызвана опасениями США и Израиля о том, что она становится все более неактуальной, особенно из-за ее неспособности ликвидировать палестинское сопротивление израильской оккупации — тот самый смысл существования, для которого она была создана — и она оказалась не такой эффективной, как надеялись оба государства. Бывший израильский генерал военной разведки недавно предупредил о надвигающемся крахе ПНА.
Большинство правых членов коалиционного правительства Нетаньяху также неоднократно призывали к роспуску ПНА. Интересно, что, Нетаньяху не проинформировал своих партнеров по коалиции о недавних секретных переговорах, опасаясь встретить жесткую критику. При этом очевидно, что возобновившиеся контакты США и арабских союзников Израиля с чиновниками ПНА как главной силы, основано не на «качественной работе» ПНА, а скорее на осознании того очевидного тезиса, что у  США пока просто нет доступных вариантов, кроме  сохранения статус-кво. США, как и Израиль и его арабские союзники, были заинтересованы в поддержании статус-кво, по крайней мере, в течение последнего десятилетия, и обеспокоены тем, что новое израильское правительство может произвести изменения, что будет представлять собой неучтенный риск для будущего выживания Израиля и его военной оккупации. Именно нехватка альтернативных вариантов силового компонента среди самих палестинцев — это то, что возродило интерес к роли падающей ПНА. С другой стороны, готовность силового блока Израиля использовать ПНА и вести с ней переговоры, свидетельствует о том, что израильтяне  прекрасно осознают потенциал «несистемного палестинского  сопротивления»  и опасность, которую оно представляет.

52.52MB | MySQL:103 | 0,429sec