Турция: приведет ли кризис с Хорошей партии к распаду Национальной коалиции?

Начало марта стало богатым на события для турецкой оппозиции. 2 марта прошла встреча, по итогам которой планировалось окончательно согласовать единого кандидата на президентских выборах от оппозиционной Национальной коалиции. Однако то заседание пошло не по плану. Членам блока не удалось придти к консенсусу: 5 лидеров поддержали кандидатуру Кемаля Кылычдароглу, в то время как Мераль Акшенер воздержалась от поддержки для консультации с руководством Хорошей партии (İYİ). После этого в рядах правоцентристской партии началась критика фигуры Кылычдароглу, аргументируя это необходимостью действия принципа «что скажет народ, то и будет». Ночь с 2 на 3 марта проходило собрание руководителей Хорошей партии. Днем 3 марта Акшенер отказалась поддержать Кылычдароглу и призвала мэра Анкары Мансура Яваша и мэра Стамбула Экрема Имамоглу выставить свои кандидатуры для «отражения народной воли». Как можно охарактеризовать эту новую реальность и какой будет судьба бывшего «стола шести»?

Нужно отметить, что оценивать сложившуюся ситуацию как неожиданность нельзя. Первые признаки конфликта между Народно-республиканской партией (CHP) и Хорошей партией наблюдались еще в сентябре прошлого года. Стороны активно выражали свою позицию всю осень. Представители İYİ неоднократно отмечали, что должен быть выбран кандидат, способный победить на выборах (kazanacak aday). В свою очередь, CHP изначально делала ставку на Кылычдароглу и последовательно достигала своей цели. В мае 2022 г. его кандидатура воспринималась большинством негативно. В марте вокруг него консолидировались многие маленькие партии, вся кемалистская партия, значительные сегменты оппозиционной части общества. Неоднократно обе позиции были четко отражены, поэтому настроения внутри партий были на поверхности.

Что представляет из себя нынешняя ситуация? Фактически Хорошая партия заявила о выходе из оппозиционной коалиции. 4 марта должно состояться очередное заседание «стола шести», в котором İYİ принимать участия не будет, а турецкие журналисты начинают использовать название «стол пяти». То есть о прекращении деятельности коалиции речи не идет. Ее идеологический характер не изменился. Правые партии в ней преобладают. Политически измененный состав блока потерял порядка 12%-14% рейтинга. Сейчас суммарный рейтинг проэрдогановской Народной коалиции больше, чем рейтинг Национальной коалиции. Психологически объединенная оппозиция уже не воспринимается в качества лидера. Ментальное преимущество, о котором мы много писали в октябре-ноябре, сейчас фактически потеряно.

Очевидным образом ставится вопрос об эффективности этой меры. С одной стороны, опираясь на единодушие оставшихся членов, Кылычдароглу выставит свою кандидатуру. В принципе, это решение было принято еще 2 марта, и признаков изменения этой линии не наблюдается. До выборов коалиция продолжит свое существование. Но, с другой стороны, проблема связана с тем, что объединение и консолидация оппозиции до сих пор остается единственным реальным путем для обеспечения победы на выборах. Если объединенная оппозиция останется в этом же виде это создаст большие проблемы. Нынешний ее вариант страдает от чрезвычайного дисбаланса. По сути, Партия счастья (SAADET), Демократическая партия (DP), Партия демократии и прорыва (DEVA), Партия будущего (GELECEK) являются малыми партнерами. Сейчас коалиция, скорее, нужна им для того, чтобы выдвинуть своих кандидатов от имени бренда CHP. В таком виде задачу победы на выборах она не решает. Напротив, она оголяет все проблемы.

Говорить о крахе оппозиции и уверенной победе Р.Т.Эрдогана и на президентских, и на парламентских выборах все же преждевременно. Данное событие усложнило положение оппозиции, но шансы у нее все еще остались. Недовольство режимом Эрдогана никуда не делось, протестный характер общества сохранился. По сути, меняются только темы: будь это экономический кризис, землетрясения, ситуация с футбольными фанатами, кризис, связанный с Управлением по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и Красным полумесяцем. У объединенной оппозиции все еще остались варианты на руках. Основным возможным планом может стать расширение коалиции за счет Демократической партии народов (HDP) и смещение блока влево. В дальнейшем может усилиться вариант с поддержкой «фиолетовыми» кандидатуры Кылычдароглу. Очевидно, что будет наблюдаться стремление на укрепление фигуры лидера кемалистов как главного оппозиционного кандидата. Уже сейчас обсуждается идея активного вовлечения Мансура Яваша и Экрема Имамоглу через их представления в качестве будущих вице-президентов. Козыри у кемалистов есть: ушел неудобный в нынешних реалиях партнер, была обеспечена консолидация партии и близкой к ней части общества вокруг Кылычдароглу, сохранилась лояльность основных альтернатив лидеру кемалистов. То есть, руки Народно-республиканской партии развязаны. Единственной проблемой CHP является отсутствие времени и готовности принимать решения в кризисных ситуациях.

52.31MB | MySQL:103 | 0,559sec