Объявление всеобщих выборов в Турции 14 мая: основные интриги

Официально 14 мая объявлено датой всеобщих выборов в Турции. Уже сейчас очевидно, что они точно станут самыми важными за последнее время. В этом смысле по своему значению, накалу, последствиям и потенциалу изменения ситуации они похожи на выборы 1950 г., 1961 г., 1983 г., 1991 г. и 2002 г. После выборов 2023 г. есть большая вероятность того, что политическая система «очистится», будет сформировано новое ее состояние, появятся лидеры, являющиеся актуальными для реалий и тенденций 2020-х гг. В этой статье мы рассмотрим основные интриги приближающихся выборов.

Удастся ли Р.Т.Эрдогану изменить их сценарий?

Главным наблюдателем событий 2-6 марта была Партия справедливости и развития (AKP). Несмотря на то, что весь этот кризис правящая партия сопровождала почти идеальным молчанием, эти изменения оказались важными и для нее. Мы ждем данных для оценки влияния землетрясений и решений Мераль Акшенер на шансы партий, но уже сейчас мы можем выдвинуть предположение об исключительном позитивном эффекте этих событий на положение партии Р.Т.Эрдогана на начальном этапе. Однако отмечается разочарование ее электората после возвращения Хорошей партии (İYİ) в коалицию. В этом смысле мы предполагаем, что политическая атмосфера вернулась к статусу кво, который был сформирован до 6 февраля. Правящая партия все еще является догоняющей стороной. Поэтому интригой является возможность/невозможность поднять ее рейтинги до 35%-37% и изменить свою роль в сложившейся ситуации.

Удастся ли Национальной коалиции получить парламентское большинство?

Другим вопросом является способность блока Народно-еспубликанской партии (CHP) и Хорошей партии получить парламентское большинство (301 депутат). Здесь важна формулировка: речь идет именно о коалиции, а не о всей парламентской оппозиции. На данный момент, при поддержке Демократической партии народов (HDP) оппозиция добивается необходимого большинства. Но его наличие именно у Национальной коалиции развяжет ей руки и упрочит ее позиции. Это важно, так как без него оппозиционному блоку придется договариваться с HDP. Учитывая наличие Хорошей партии, на данный момент, неочевидно, что стороны смогут прийти к компромиссу. Сразу после объявления кандидатуры Кемпля Кылычдароглу ее руководство в очередной раз напомнило о том, что выступает против участия «фиолетовых» в работе коалиции, по сути, отвергая возможность сотрудничества между İYİ и HDP. Поэтому получение парламентского большинства Национальной коалицией становится важной и принципиальной задачей. Если ей удастся добиться этого, у нее появится гарантия от недопущения политического кризиса и фрагментации парламента.

Сможет ли оппозиция получить необходимое для изменения конституции большинство?

 Это тоже довольно принципиальный вопрос, так как оппозиция затеяла переход к парламентской республике. Для этого необходимо принятие либо конституционных поправок, либо новой конституции. Для этих инициатив требуется либо проведение референдума (360 депутатов), либо принятие проекта изменений 2/3 голосов парламентариев (400 депутатов). Почему это важно? Кандидатура Кемаля Кылычдароглу обосновывалась тем, что этот переход будет обеспечен. То есть партии фактически соглашались с его кандидатурой при условии того, что полномочия президента будут значительно урезаны. Однако, на данный момент, ни один прогноз не показывал возможность оппозиции достичь необходимого уровня поддержки. В среднем парламентская оппозиция по опросам получает 330-340 мандатов. И здесь возникает вопрос, который пока что стоит в стороне, но потенциально может вызвать обсуждения: что будет делать оппозиция, если она этого большинства не получит, в случае избрания Кылычдароглу? Согласятся ли партии с тем, что Кылычдароглу будет фактически политиком № 1 в стране на протяжении всего 5-летнего президентского срока? Учитывая странную и неэффективную систему управления «стола шести», этот аспект может вызвать проблемы.

Избежит ли оппозиция повторных политических кризисов?

 События 2-6 марта разбудили турецкую оппозицию. Они в очередной раз показали, что в ее составе есть элементы, которые взаимозависимы друг от друга. Реакция общества, во многом, уравновесила партии. Однако это не значит, что проблемы коалиции закончились. Партнерам еще предстоит согласовать партийные списки. Учитывая диспропорцию в пользу малых партий, можно предположить, что этот процесс как минимум будет сложным. Но есть другой проблемный аспект: дело о закрытии HDP. Ранее суд отклонил ходатайство партии о переносе вынесения приговора после выборов. Поэтому вероятность закрытия прокурдской партии сохраняется. В этом случае оппозиции придется искать быстрые антикризисные решения.

Исходя из вышесказанного, основными предвыборными интригами являются:

  • возможность/невозможность правящей партии изменить прооппозиционный сценарий;
  • способность/неспособность Национальной коалиции получить парламентское большинство;
  • вероятность повышения шансов на получение парламентской оппозицией большинства для инициирования конституционных поправок;
  • сохранение/несохранение причин для потенциального политического кризиса во время предвыборной кампании и после выборов.
52.21MB | MySQL:103 | 0,646sec