8 марта Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал материал под заголовком «Мысли о фиаско итоговой декларации G-20». Автором этого материала стал эксперт Фонда Кадир Устюн.
Отметим, что Турция является активным членом Большой двадцатки, придавая своему участию в этом формате большое значение. Это – одно из тех ярких подтверждений, на которые Турция ссылается, когда говорит об изменившейся роли Турции в мире. Кроме того, можно считать, что Большая двадцатка – это прообраз будущего «мира больше двадцати», о котором регулярно говорят турецкие руководители.
В том смысле, что это объедение стран может превратиться в более серьезную политическую силу в случае расширения состава постоянных членов СБ ООН. Разумеется, Турция ратует за это изменение, стремясь войти «шорт-лист» будущих кандидатов. А то, что ООН, в обозримой перспективе может пройти через «украинское горнило» реформы – эту вероятность турецкие аналитики рассматривают самым серьезным образом.
В этой связи, турецких аналитиков не может не занимать и текущий процесс в Большой двадцатке, которая также, как и другие «инклюзивные» международные платформы, переживает глубокий внутренний раскол. Обратимся к публикации турецкого автора, выделяя наиболее важные, в контексте данной публикации, тезисы.
Цитируем:
«По итогам саммита министров иностранных дел G-20, состоявшегося в столице Индии Нью-Дели, окончательный текст не удалось опубликовать из-за разногласий по Украине. Встреча была подготовкой к саммиту лидеров G-20, который планируется провести в том же городе в сентябре. Успех встречи был также вопросом престижа для Индии, которая хотела повысить свой международный авторитет, оценив политику Запада, пытавшегося дистанцироваться от Китая в последние годы. Разногласия между Западом и Россией с Китаем по украинскому вопросу помешали ответить на призыв премьер-министра Индии Моди «сосредоточиться на общих чертах, а не на различиях».
Тот факт, что окончательный текст не удалось опубликовать, несмотря на усилия Моди, указывает на то, что кризис международной системы будет продолжать углубляться.
Принимая у себя саммит G-20, Индия в последние годы пыталась быть голосом «Глобального Юга», создавая образ большой страны с ее 1,3-миллиардным населением. Индия пытается взять на себя инициативу в развивающихся странах, которые больше всего пострадали от таких проблем, как международный продовольственный кризис и инфляция.
Пытаясь восполнить пробелы, созданные кризисами между Западом и российско-китайской осью, лидер Индии премьер-министр Моди обратил внимание на кризис международной системы и не воздержался от критики Запада. Утверждая, что финансовый кризис, изменение климата, терроризм и войны последних лет показали, что международное управление потерпело неудачу, Моди сказал, что богатые государства несут ответственность за глобальное потепление и что развивающиеся страны страдают больше всего.
Моди, который, как было заявлено, приложил особые усилия при подготовке итоговой декларации G-20 на Бали в прошлом году, не смог продемонстрировать такой же успех на встрече в Нью-Дели. Отсутствие реакции на призыв Моди отложить в сторону разногласия, который, как утверждается, использует саммит G-20 во внутренней политике, чтобы показать, что (Индия) играет глобальную роль, указывает на то, насколько глубоким глобальным расколом стала война на Украине. Известно, что Индия, которую и Администрации Трампа, и Байдена рассматривают как критическую страну в борьбе с Китаем, пытается вести политику баланса, аналогичную Турции в отношении Украины. Индия, которая продолжает закупать энергоресурсы, не участвуя в санкциях против России, также хочет представить себя Западу как альтернативу Китаю.
В соответствии с индо-тихоокеанской политикой, администрация Байдена пытается сломить экономическое влияние Китая, углубляя свои отношения со многими странами вокруг Китая. Известно, что давление как администраций Трампа, так и Байдена на американские крупные компании с целью отдалиться от Китая также частично дало результаты.
Например, было объявлено, что Foxconn, гигантский производитель новейших запчастей для iPhone в Китае, построит новый завод в Индии. Чтобы политика Вашингтона, направленная на изоляцию России и сокращение пространства Китая, увенчалась успехом, ему нужны такие страны, как Индия. Поскольку такие страны, как Индия, знают об этом, они пытаются использовать возможности, чтобы освободить место для себя и иметь право голоса в глобальной системе.
Тот факт, что разногласия по Украине не ограничиваются политической сферой, выделяется как важнейшая причина провала итоговой декларации. Санкции играют большую роль в неспособности G-20, которая является наиболее эффективной международной площадкой, ориентированной на экономические решения в борьбе с глобальными проблемами, прийти к общей точке.
Экономические санкции, которые Запад в последние годы часто применял как против России, так и против Китая, ухудшают отношения, с одной стороны, и неэффективны в качестве сдерживающего фактора, с другой.
Тот факт, что Россия и Китай развивают хорошие отношения со странами «Глобального Юга», также играет важную роль в неэффективности такого экономического давления. Поэтому становится невозможно реализовать глобальную повестку, по которой не могут договориться самые могущественные страны G-20, и вылечить глобальные проблемы.
Глубину разногласий между возглавляемым Америкой Западом и российско-китайским альянсом можно увидеть в 10-минутном разговоре между министром иностранных дел Блинкеном и министром иностранных дел России Лавровым.
Мы живем в период дезинтеграции, когда даже министры иностранных дел двух стран, умеющие вести переговоры даже в самые трудные времена и не испытывающие никаких затруднений в сохранении международных соглашений о разоружении в прошлом, не могут собраться вместе.
«Украинский мирный план», объявленный Китаем, претендующим на посредничество, не делает ни одного важного шага, чтобы привлечь Россию к столу переговоров, и не имеет серьезного покупателя на Западе.
Несмотря на все разногласия и кризисы в прошлом, можно сказать, что дипломатические отношения между США и Россией не были так сильно ослаблены. Тот факт, что встреча Блинкена и Лаврова «на ногах» сосредоточилась только на требованиях США, показывает, что обеим странам трудно даже установить дипломатические контакты, не говоря уже о решении глобальных проблем.
Вся эта картина показывает, что попытка России вторгнуться в Украину привела к резкому разрыву путинской России с Западом.
Тот факт, что, хотя ожидается, что великие державы создадут общую повестку дня для борьбы с глобальными проблемами на таких платформах, как G-20, и, в частности, для выработки экономических решений, они не могут разговаривать друг с другом и не могут выпустить окончательную декларацию, подчеркивая этот разрыв. Движемся ли мы к новой Холодной войне между Западом и Россией-Китаем в предстоящий период, или усилия таких стран, как Индия, по снижению напряженности будут успешными? Ответить на этот вопрос непросто, но несомненно, что исход войны в Украине в любом случае сыграет решающую роль».
Итак, какие выводы можно сделать с учетом приведенной выше публикации:
- На взгляд турецких экспертом «Глобальный Юг» становится реальностью современной системы международных отношений. Он противопоставляет себя «Глобальному Западу» в поисках более справедливого мироустройства.
- Индия является одной из наиболее влиятельных стран «Глобального Юга» в условиях нарастающего конфликта между Россией и Западом.
- При этом Китай турецким экспертом не рассматривается ни в качестве представителя «Глобального Юга», ни в качестве третьей, посредничающей стороны. Невзирая даже на то, что Китаем была опубликована мирная инициатива по урегулированию конфликта на Украине.
- Мирная инициатива Китая не нашла спроса ни со стороны России, ни со стороны Украины, ни со стороны Запада. Последнее – понятно, потому как Китай рассматривается в качестве пусть и не столь острого, как у России, но, все же, противостояния с Западом. И в обозримой перспективе следует ожидать дальнейшей эскалации конфликта. Заметим, что неслучайно турецкий эксперт говорит уже вовсю о российско-китайской оси, очевидно, несколько предвосхищая события.
- Индия, в свете изложенного, становится важным балансиром для Китая. Но, опять же, как показал саммит в Нью-Дели, влияние Индии на глобальные вопросы, включая нынешнее миротворчество, является далеко не беспредельным.
- Западу миротворчество Индии оказывается не нужным – задачей Запада является перетягивание Индии на свою сторону.
Что же касается Турции, то страна сейчас крайне занята двумя сопрягающимися процессами – проведением выборов, а также ликвидацией последствий землетрясения. И если с первым Турция будет разбираться до осени (включая назначения на ключевые посты после выборов, даже если все пройдет гладко и без внутренней напряженности, которую следует ожидать в случае победы власти), то со вторым Турции придется плотно заниматься, как минимум, 1 год.
В такой ситуации, турецкое миротворчество на Украине будет достаточно ограниченным – пожалуй, лишь только продлением «зерновой сделки» 18 марта. На фоне отвлечения Турции, следует ожидать наращивание на неё давления со стороны Запада по вопросу присоединения к антироссийским санкциям. Разумеется, в ходе прихода ко власти оппозиции, вопрос антироссийских санкций будет решен достаточно оперативно. В случае же, если власть подтвердит свой мандат, ей предстоит столкнуться со «штормовым предупреждением» со стороны Запада. Со стороны последнего следует ожидать шантажа и давления Турции.
Можно сказать, что «плавного транзита» у Турции в этом году не получится по определению. Даже сохранение власти будет сопровождаться потрясениями. Не говоря уже о ситуации прихода ко власти оппозиции, которая немедленно приступит к демонтажу основных несущих конструкций действующей власти. И в том и в другом случаях, «мир больше пяти» «может подождать» возврата турецкого руководства к активной внешней политике.