О модернизационных процессах в армии и военной промышленности ОАЭ

По данным ежегодного бюллетеня с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2023 (публикуется Международным институтом стратегических исследований Великобритании), вызовы и угрозы глобального характера оказали значительное влияние на военную промышленность стран Ближнего Востока в 2022 году. Негативные факторы повлияли не только на производство, но и на темпы продвижения на глобальный и региональные рынки вооружений продукции военного назначения.

В такой ситуации наиболее выигрышно выглядит позиция Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которые в условиях жесткой конкуренции смогли не только малыми силами обеспечивать потребности национальных ВС (хоть и небольших в численном выражении), но и обеспечить выполнение контрактов по экспорту оружия как со свое стороны, так и со стороны контрагентов. Не претендуя на полноту изложения материала, обратимся к трем наиболее освещенным в СМИ «кейсам», описывающим траекторию развития оборонной сферы в ОАЭ.

Сухопутный «кейс»

Эмиратская компания International Golden Group (IGG) в рамках выставки IDEX-2023 представила на открытой площадке боевую бронированную машину (ББМ) «Кассер-2» класса MRAP, являющуюся адаптированной версией турецкой ББМ «Кирпи». По оценкам американских аналитиков, эмиратская оборонная компания IGG поставит ВС Йемена ББМ под обозначением «Кирпи-2». Предполагается, что такой подход позволит в боевых условиях проверить на практике как ходовые качества ББМ, так и ее защищенность от взрывов мин и попаданий снарядов различного калибра.

Анализируя процесс планомерного создания бронетехники для нужд армии и силовых структур ОАЭ, аналитики американского научно-исследовательского центра IISS Мейя Ноуэнс и Генри Бойд приходят к выводу, что для государства, которое до недавнего времени не обладало полной локализацией производства ББМ и другой сухопутной техники, инженеры ОАЭ сделали значительный прорыв. В качестве положительно повлиявших на это факторов специалисты называют привлечение специалистов из-за рубежа и обобщение опыта применения бронетехники на Ближнем Востоке за счет работы с открытыми источниками информации.

Военно-воздушный «кейс»

Продажа БПЛА MQ-9B «СкайГардиан» ВС ОАЭ может быть продолжена. В ходе открывшейся 20 января в Абу-Даби выставки IDEX-2023 компания General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) продемонстрировала БПЛА MQ-9B «СкайГардиан» с ракетами «Халкон» (Halcon). Фотография БПЛА с несколькими типами вооружения была продемонстрирована на стенде компании. На фото показан БПЛА MQ-9B, оснащенный высокоточными боеприпасами P-31 «Тандер», P-32 «Тандер»[i] и «Дезерт Стинг»[ii] эмиратской компании Halcon.

Как сообщалось ранее специализированными изданиями по тематике военно-технического сотрудничества, Госдепартамент США одобрил потенциальную поставку ОАЭ в рамках программы «Иностранные военные продажи» 18 единиц беспилотных летательных аппаратов MQ-9B «СкайГардиан», а также сопутствующего оборудования на сумму 2,97 млрд долл. в ноябре 2020 года. Тем не менее, по сообщениям СМИ, в 2021 году одобрение было отозвано после того, как администрация Дж.Байдена приостановила продажу ВС ОАЭ БПЛА и F-35.

В ходе выставки старший директор по стратегическим связям и маркетингу GA-ASI Марк Бринли сообщил, что GA-ASI и ОАЭ являются «отличными партнерами и продолжают обсуждение будущего соглашения. Компания с нетерпением ожидает продолжения работы с ОАЭ». На данном этапе системы вооружения компании Halcon на борту БПЛА не испытывались, но GA-ASI видит рациональное зерно в интеграции с БПЛА систем, произведенных в ОАЭ. Напомним, что Halcon входит в небезызвестный конгломерат EDGE и занимается разработкой и производством высокоточных систем и барражирующих боеприпасов.

Военно-морской «кейс»

Эмиратская государственная оборонно-промышленная группа EDGE Group 20 февраля 2023 года сообщила, что подписала контракт стоимостью 1 млрд евро на постройку входящим в состав группы судостроительным предприятием Abu Dhabi Ship Building (ADSB) в Абу-Даби малых корветов проекта BR71 Mk II для ВМС Анголы. Количество заказанных Анголой корветов проекта BR71 Mk II официально не раскрывается, но, по сообщениям ряда зарубежных СМИ, составляет три единицы. Данные корабли должны стать самыми мощными единицами ангольского флота[iii].

EDGE Group заявила, что заказанные Анголой корветы проекта BR71 Mk II будут «высокотехнологичными кораблями, оснащенными передовыми системами, включая трехкоординатную РЛС, комплекс радиоэлектронной борьбы, защищенную связь, орудие главного калибра и ракетные комплексы классов «поверхность-поверхность» и «поверхность-воздух». Сообщается, что корветы для Анголы будут иметь полное водоизмещение более 900 тонн, длину около 71 метра и ширину 11 метров. Энергетическая установка должна включать четыре дизельных двигателя MTU с двумя рулевыми и двумя маршевыми водометами, которые обеспечат максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания 2500 морских миль на скорости 12 узлов. Запас топлива составляет 100 тонн. Экипаж 50 человек. Конкретная комплектация ангольских корветов производства ОАЭ по боевым системам пока неизвестна.

По данным британского специализированного издания Jane’s Information Group, проект BR71 Mk II был впервые представлен в 2015 году, но только теперь Ангола стала его первым заказчиком. Фактически проект BR71 Mk II разработан французской судостроительной группой CMN и является развитием ее проекта BR71, по которому для ВМС ОАЭ CMN и ADSB были по контракту от января 2004 года построены 6 малых ракетных корветов типа Baynunah. Головной корвет Р 171 Baynunah был построен на верфи CMN в Шербуре и введен в строй ВМС ОАЭ в 2011 году, остальные пять строились при участии CMN на верфи ADSB в Муссафе (Абу-Даби) и были сданы эмиратскому флоту с 2012 по 2017 годы. Эти корабли имеют полное водоизмещение 915 тонн и длину 71,3 метра.

Следует отметить, что сама ADSB в настоящее время начала реализацию полученного в 2021 года контракта на постройку для ВМС ОАЭ четырех патрульных кораблей (фактически малых ракетных корветов) проекта Falaj 3, весьма близких по облику и размерам к проекту BR71 Mk II. Проект Falaj 3 разработан по выданному ADSB подрядному контракту сингапурским объединением ST Engineering и должен иметь полное водоизмещение около 650 тонн и длину 60 метров.

Рассмотрение указанных «кейсов» позволяет обоснованно утверждать, что модернизационные процессы национальной обороны ОАЭ не сконцентрированы только на одной составляющей: происходит комплексная работа сразу по широкому спектру направлений. Вместе с тем, ОАЭ – остается одной из немногих ближневосточных стран, способной производить (хоть и в малых объемах) вооружение для сухопутного, воздушного и морского компонентов армии. Полагаем, что такой подход позволит уже в ближайшей перспективе нарастить мощности по производству военной техники внутри страны с постепенной ее локализацией.

[i] Система «Тандер» обеспечивает конвертацию в высокоточные боеприпасы свободнопадающих бомб Mk.81 (P-31) и Mk.82 (P-32).

Боеприпас «Тандер» P-31 массой 140 кг (110 кг – боевая часть (БЧ) оснащен комбинированной (инерциальной/спутниковой) системой навигации и опционально лазерной головкой самонаведения (ГСН). В этой конфигурации он обеспечивает поражение целей в радиусе 27 км с коэффициентом вероятного отклонения (КВО), не превышающим 3 м. В качестве боевой части используется свободнопадающая бомба Mk-81.

«Тандер» P-32 массой 240 кг (БЧ – 209 кг) оснащен аналогичной системой наведения и позволяет поражать цели в радиусе 24 км с КВО, не превышающим 3 м.

[ii] «Дезерт Стинг» – линейка не оснащенных двигателем легких управляемых планирующих боеприпасов со специально разработанной боевой частью, которые могут применяться с борта самолетов и беспилотных летательных аппаратов независимо от уровня интеграции.

[iii] https://edgegroup.ae/news/edge-signs-major-eur-1-billion-milestone-deal-angolan-navy

52.26MB | MySQL:103 | 0,611sec