О некоторых причинах повышения уровня ВТС Китая со странами Ближнего Востока и Северной Африки

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях, посвященных примерам военно-технического сотрудничества (ВТС) КНР со странами Ближнего Востока и Северной Африки, показывает, что именно контракты предприятий ОПК Китая с родами и видами вооруженных сил государств указанных регионов позволяют китайским оружейникам занимать третье место в рейтинге государств-экспортеров вооружения и военной техники (ВВТ).

По результатам сбора и обработки информации о поставках ВВТ китайского производства на экспорт можно утверждать, что Алжир и Королевство Саудовская Аравия прочно входят в топ-10 клиентов ОПК Китая. По мере реализации контрактов китайские инженеры и конструкторы ВВТ накапливают опыт эксплуатации и ремонта техники, применяемой в суровых климатических условиях аравийской или африканской пустыни и, соответственно, зарабатывают имидж доверенных поставщиков самых разнообразных образцов ВВТ, от буксируемых артиллерийских орудий до надводных кораблей.

В современной военно-политической и экономической обстановке предприятия ОПК КНР стали действовать более активно и предлагают иностранным военным самые передовые разработки – системы лазерного ослепления и уничтожения беспилотных летательных аппаратов, гиперзвуковые противокорабельные ракеты и т. д.

Представляется возможным выделить несколько основных причин, которые обеспечивают Китаю лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, особенно с учетом сохраняющейся напряженности в отношениях с США, которые стараются всячески ограничить доступ КНР к новейшим разработкам в области новых и высоких технологий.

Во-первых, военно-политическое руководство КНР не накладывает каких-либо ограничений на применение того или иного вида ВВТ иностранными покупателями, что радикально отличается от подходов, которых придерживаются США, Франция, Великобритания или ФРГ.  Подобная позиция официального Пекина чрезвычайно импонирует странам Ближнего Востока и Северной Африки, которые ранее преимущественно приобретали ВВТ у США и Великобритании. Достаточно хорошо известны отказы официального Лондона и Вашингтона в поставках ВС КСА некоторых видов боеприпасов, а также разрывы контрактов на поставку дорогостоящих образцов военной техники – истребители, системы ПРО, разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты, надводные корабли и т. д.

Во-вторых, иностранные покупатели из числа состоятельных стран Ближнего Востока и Северной Африки вполне успешно приобретают сборочные линии для производства тех или иных образцов ВВТ. В качестве одного из первых примеров представляется возможным привести продажу из КНР в Арабскую Республику Египет сборочной линии  учебно-тренировочных самолетов типа К-8 «Каракорум». В настоящее время на территории аравийского полуострова развернуто несколько производственных линий по сборке разведывательно-ударных БПЛА различных моделей. Кроме того, китайские конструкторы оказывают деятельную поддержку партнерам из аравийских монархий в разработке собственных БПЛА разных типов, видов и назначения, о чем свидетельствует выставка IDEX-2023 в ОАЭ.

В-третьих, китайские оружейники благодаря скоординированной работе специалистов по поиску и анализу информации систематически получают сведения об эффективности различных образцов ВВТ западного производства, находящихся на вооружении ВС стран БВСА, применяемых в различных вооруженных конфликтах/войсковых операциях. Благодаря источникам, среди представителей военно-политического руководства стран аравийской коалиции, китайские оружейники одними из первых получили данные о низкой эффективности зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot при отражении налетов БПЛА и баллистических ракет, запущенных с территории Йемена по объектам нефтяной промышленности КСА.

Также благодаря информаторам, руководители корпорации НОРИНКО получили достоверную информацию об отказе ВС ОАЭ от приобретения партии американских гаубиц М777А2, поскольку аравийские военные рассчитывали применять в данных орудиях недорогие заряды индийского производства, однако после разрывов нескольких орудий данной модели в подразделениях СВ ВС Индии, повлекших гибель и тяжелые ранения нескольких военнослужащих, командование СВ ВС ОАЭ приняло решение приобрести партию аналогичных орудий в КНР с достаточным запасом боеприпасов к ним.

В-четвертых, военно-политическое руководство стран Персидского залива и Северной Африки пристально наблюдает за ходом СВО на Украине и получает большой объем аналитической информации об эффективности ВВТ как западного, так и российского производства. Даже с учетом втягивания Исламской Республики Пакистан с ее значительными запасами боеприпасов и военной техники в процесс обеспечения боевой устойчивости ВСУ коллективному Западу довольно сложно выполнить главную задачу – нанести военное поражение РФ.

В создавшейся обстановке  коллективный Запад вынужден размещать заказы на изготовление боеприпасов для ствольной артиллерии, сменно-запасных частей для САУ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Республики Корея. Для сравнения стоимость одного снаряда калибра 155 мм произведенного в РК составляет 240 долл США, тогда как американская сторона поставляет данные боеприпасы ВСУ по цене 1000 долл США.  В данном аспекте необходимо указать на острую конкуренцию южнокорейских и китайских производителей ВВТ для нужд сухопутных войск именно в аравийском секторе рынка вооружений.

В этой ситуации аравийские военные отчетливо осознают, что предприятия ОПК ЕС и США в ближайшие год-два будут заняты исключительно выполнением заказов национальных правительств, которые ориентированы на продолжение вооруженного конфликта с РФ. Представляется невозможным ожидать от европейских или американских оружейников своевременного выполнения контракта на поставку того или иного вида ВВТ.

Достоверно известно, что аравийские военные в целях поддержания и повышения возможностей своих подразделений реактивной артиллерии сделали выбор в пользу крупнокалиберных РСЗО китайского производства, поскольку были впечатлены эффективностью применения ВСУ боевых машин РСЗО М142 HIMARS в рамках операций на Херсонском и других направлениях.

В дополнение к вышесказанному отметим, что военно-политическое руководство КНР еще несколько лет назад разрешило национальным оборонно-промышленным корпорациям получать часть оплаты за поставки в страны БВСА в натуральном виде, т. е. нефтью и СПГ, которые поступают на соответствующие предприятия. Достоверно известно, что корпорация НОРИНКО располагает собственным НПЗ, который создан в рамках крупного проекта с Эр-Риядом. С учетом упомянутых факторов представляется возможным ожидать рост конкуренции на мировом рынке вооружений и прорыв КНР на второе место в мировом рейтинге.

52.21MB | MySQL:103 | 0,769sec