Об интенсификации 37-м правительством Израиля контактов с Италией

В конце минувшей недели премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху посетил Рим, где провел переговоры с итальянской коллегой Дж.Мелони, а также встречи с представителями предпринимательского сообщества и еврейских общин данной европейской страны. Уже в начале текущей недели с целью интенсификации диалога по энергетике и региональным вопросам в Иерусалим прибыл глава внешнеполитического ведомства Италии А.Таяни, ранее в марте в ближневосточном государстве побывал председатель Сената И.Ла Русса. Динамичный обмен визитами на различных уровнях отчетливо свидетельствует о попытках активизировать двустороннее сотрудничество, что может быть мотивировано с израильской стороны как нахождением у власти в Италии потенциально близкого по духу правого правительства, так и приоритетами внешней политики кабинета Дж.Мелони на важных внешнеполитических направлениях.

Надо отметить, что поездка в итальянскую столицу стала, пожалуй, одной из самых ожидаемых для премьер-министра Израиля после его возвращения на указанную должность. Так, готовился визит практически параллельно с пребыванием главы правительства в Париже в начале февраля. При этом действующий кабмин явно не отказался воспользоваться достижениями своих предшественников, поскольку израильско-итальянский саммит на высшем уровне фигурировал в повестке переговоров представителей Иерусалима и Рима еще на этапе каденции Н.Беннета на ключевом посту. Однако в дальнейшем интерес коалиции во главе с Я.Лапидом к Италии существенно снизился в связи с приходом к власти там правых политических сил. В нынешней ситуации Иерусалим, наоборот, нацелен на прорыв, базирующийся как на истории межгосударственных отношений, так и на определенной близости политических установок. Согласно информации, опубликованной по итогам переговоров в Риме, глава израильского правительства подчеркнул значительный потенциал расширения сотрудничества между государствами. По его словам, «дружба между Италией и Израилем была долгой и развивающейся», а скоро должна получить новые измерения, которых, по словам председателя «Ликуд», насчитывается не менее «дюжины».

Среди приоритетов особое положение, судя по всему, призвана занять энергетика. В частности, Б.Нетаньяху заявил о планах «ускорить экспорт газа в Европу через Италию», тем самым способствуя укреплению амбиций последней по превращению в энергетический хаб. С точки зрения Иерусалима, способствовать кооперации в данной сфере способно достигнутое еще в ноябре прошлого года рамочное соглашение с итальянской нефтегазовой компанией Eni, позволяющее ей, наряду с Total, вести работы по разведке и добыче газа на участке, ставшем предметом соглашения о разграничении исключительных экономических зон между Иерусалимом и Бейрутом. Кроме того, по замыслу действующего израильского правительства, с целью ускорения начала поставок необходимо рассмотреть возможность строительства новых мощностей по производству СПГ, чье появление, по мнению Б.Нетаньяху, «возможно на Кипре». Кроме того, как сообщалось на этапе подготовки визита, израильский МИД прорабатывал возможность все же пролоббировать через Рим реализацию проекта подводного газопровода EastMed.

Помимо энергетики Израиль намерен оказать Италии поддержку в борьбе с засухой, расширить взаимодействие в сфере цифрового здравоохранения, кибербезопасности и в целом нарастить кооперацию в бизнесе. Для решения поставленных задач, как было сказано выше, премьер-министр Израиля принял участие во встрече с предпринимательским сообществом принимающей стороны, среди которого были замечены представители руководства крупных итальянских компаний. Такой шаг получил высокие оценки итальянских СМИ, увидевших в созыве Форума шанс на расширение двустороннего сотрудничества, где Израиль будет делиться высокотехнологичными разработками, а Италия своим опытом в промышленном производстве.

Взамен правительство Б.Нетаньяху явно рассчитывает нарастить политическое сотрудничество с коллегами из кабинета Дж.Мелони, а именно, как было сказано израильским премьер-министром в Риме, «укрепить произраильскую ось в Европе», и изменить практику голосования Италии в ООН. В дополнение к этому, как стало известно при подготовке переговоров Э.Коэна с А.Таяни, для ближневосточного государства важно прозондировать возможность переноса итальянского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, а также создать условия для координации усилий в борьбе с Ираном.

При этом ставка правительством Б.Нетаньяху, судя по всему, делается на то, что внимание к израильской и еврейской проблематике помогает членам партии «Братья Италии» бороться с подозрениями в антисемитизме, вытекающими в из их консервативной или ультраправой идеологии. Так, действующий председатель партии Дж.Мелони после вступления в должность премьер-министра подчеркнуто говорила о разрыве итальянских правых с антисемитизмом и фашизмом, а перед самым приездом ближневосточного контрпартнера осудила появление антисемитского граффити с изображением свастики и оскорбительных высказываний в адрес оппозиционного политика Э.Шляйн на стене в городе Витербо. Основатель «Братьев Италии» И.Ла Русса, находясь в Израиле, посетил Яд ва-Шем и осудил террористические атаки палестинцев, а в январе во время мероприятий по случаю Дня памяти жертв Холокоста он указал на недопустимость не только антисемитизма, но и антисионизма. Более того, есть шанс, что подобный фон не только побудит власти Италии поддерживать ближневосточного партнера в борьбе с региональными угрозами, но и сдержанно реагировать на внутренние преобразования. Не случайно, комментируя свои встречи в Риме, Б.Нетаньяху подчеркнул, что «судебная реформа не упоминалась».

Наконец, для Израиля приобретает все большее значение внешняя политика партнера.

Во-первых, Рим проявляет заинтересованность в расширении своей роли в ближневосточных делах, включая как палестинский, так и саудовский треки. В частности, Дж.Мелони в беседе с Б.Нетаньяху указала, что «полностью поддерживает нормализацию» в регионе и «каждую инициативу в палестино-израильском мирном процессе». На встрече с А.Таяани президент Израиля И.Герцог отдельно обратился к важности участия европейской страны в миссии UNIFIL на юге Ливана, а Италия имеет там один из самых многочисленных контингентов миротворцев.

Во-вторых, наблюдается определенная интенсификация контактов Италии с США. Ожидается, что Дж.Мелони до начала лета может лично встретиться с Дж.Байденом, в то время как Б.Нетаньяху испытывает явные трудности в диалоге с Демократической администрацией и еще не имел возможности провести переговоры на высшем уровне с американским президентом после переизбрания.

В-третьих, позиция Италии по украинскому вопросу несколько отличается от германской или французской, что потенциально позволяет Израилю в сотрудничестве с ней продолжать следовать собственному нейтралитету. С одной стороны, в политических кругах Италии активнее проявляются голоса противников открытой конфронтации с Россией. С другой стороны, сами лидеры ЕС нередко исключают итальянскую коллегу из мероприятий с В.Зеленским, тем самым показывая свое отношение к правому итальянскому кабмину.

Таким образом, пример Италии еще раз свидетельствует, что, как и ожидалось, на европейском треке Б.Нетаньяху принял решение делать ставку на близкие по духу правые политические силы. Более того, мотивация действовать подобным образом теперь подкрепляется определенной общностью во внутриполитической сфере. Как кажется, наиболее перспективными могут стать контакты государств в области экономики и инноваций, также Израиль высоко бы оценил поддержку своих позиций итальянской делегацией в ООН. Впрочем, опираться только на Рим при продвижении национальных интересов в ЕС правительство Б.Нетаньяху явно не сможет в силу политического имиджа партии Дж.Мелони. Ограничен и потенциал ближневосточного диалога, где главным сдерживающим фактором можно считать то, что Италия не является участницей переговоров по иранской ядерной программе.

52.35MB | MySQL:106 | 1,066sec