О развитии отношений Сирии с арабскими государствами. Часть 1

Последние недели демонстрируют явную активизацию контактов Дамаска с другими арабскими государствами. Напомним, что отношения САР с большинством арабских государств были заморожены после того, как в феврале 2012 г. Лига арабских государств (ЛАГ) приняла решение приостановить членство Сирии в этой организации. Формальным предлогом было жестокое подавление Сирийской Арабской Армией восстания в Хомсе. Это решение было принято под явным давлением аравийских монархий, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, а также США. Большая часть арабских государств тогда либо вовсе порвала дипломатические отношения с Сирией, либо свела контакты до минимума.

Инициатором в восстановлении отношений с Сирией выступили Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Уже в 2018 году ОАЭ восстановили дипломатические отношения с Сирией и вновь открыли в Дамаске свое посольство. В начале 2021 года правительство ОАЭ предложило восстановить членство Сирии в ЛАГ. 19 марта 2022 года президент САР Башар Асад посетил ОАЭ с официальным визитом. Это был его первый с 2011 года визит в зарубежную страну кроме России и Ирана (государства-союзники помогавшие ему бороться с джихадистами). Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид стал первым зарубежным официальным лицом, посетившим 12 февраля с. г. Дамаск сразу же после разрушительного землетрясения, охватившего север САР и южные районы Турции. Глава эмиратской дипломатии не только выразил Сирии свое сочувствие, но и предложил значительную гуманитарную помощь, которая была с благодарностью принята.

15 февраля Дамаск с официальным визитом посетил министр иностранных дел соседней Иордании Айман Сафади. В поездке его сопровождала делегация депутатов иорданского парламента. Он провел переговоры со своим сирийским коллегой Фейсалом Микдадом и  встретился с президентом Башаром Асадом. Это были первые официальные контакты на уровне министров иностранных дел со времени начала военно-политического кризиса в Сирии. Напомним, что король Иордании Абдалла II был первым арабским лидером, призвавшим президента Асада уйти в отставку и провести в стране свободные выборы. Послом САР в Аммане в то время был ветеран баасистской партии генерал Бехджет Сулейман, который был сподвижником брата Хафеза Асада Рифаата Асада и возглавлял штаб его «Батальонов народной обороны» (некое подобие Национальной гвардии). В 1982 г. эти военные соединения жестоко подавили вооруженный мятеж «Братьев-мусульман» в Хаме, затем участвовали в войне против израильтян в Ливане. В 1984 году, когда Хафез Асад был тяжело болен, появились слухи о том, что его брат Рифаат хочет узурпировать власть. Бехджет Сулейман вовремя угадал победителя, поддержал Хафеза Асада и в отличие от других соратников Рифаата Асада не только не был репрессирован, но и получил повышение. В конце 1990-х годов Б.Сулейман, будучи одним из руководителей сирийских спецслужб, пролоббировал назначение Башара Асада преемником своего отца. Оказавшись на посту посла САР в Аммане во время гражданской войны Сулейман остро критиковал иорданское правительство за разрыв отношений с Сирией и в 2014 году был выслан из страны за «оскорбления иорданской монархии».

Визит иорданской делегации в Дамаск в феврале явно демонстрировал желание Аммана «закрыть страницу Бехджета Сулеймана» в двусторонних отношениях. Правительство королевства заинтересовано в  трех вопросах.

Во-первых, в возвращении на родину 900 тысяч сирийских беженцев, находящихся в Иордании.

Во-вторых, в обеспечении безопасности сирийско-иорданской границы, в том числе в пресечении контрабанды наркотиков из Сирии.

В-третьих, в восстановлении всеобъемлющих торгово-экономических отношений.

Под предлогом необходимости оказания гуманитарной помощи соседней стране иорданские власти уже сейчас игнорируют американский «Закон Цезаря» и открыли передвижение товаров на всех КПП. 20 февраля президент САР Башар Асад посетил с официальным визитом Султанат Оман, где встретился с оманским султаном Хейсамом бен Тариком. Подробности договоренностей глав двух государств неизвестны. Однако, учитывая то, что Оман давно уже стал ближневосточной Швейцарией, султан может предоставить площадку для переговоров сирийцев с главным на сегодняшний день государством арабского мира – Саудовской Аравией. Ведь именно в Маскате в 2014-2015 гг. проходили ирано-американские переговоры, закончившиеся подписанием СВПД, а сейчас ведутся интенсивные консультации правительства КСА с йеменскими хоуситами. К восстановлению отношений с Сирией арабские государства подталкивает ряд факторов.

Во-первых, усиление Ирана в Сирии. По мнению арабских монархий, оно может стать чрезмерным и необходимо балансировать внешнюю политику Сирии восстановлением отношений с арабскими братьями.

Во-вторых, землетрясение в Турции и внутриполитические трудности президента Т.Т.Эрдогана в сочетании с неприятием сирийских беженцев большинством турок влияют на турецкую позицию в отношении САР. Нормализация турецко-сирийских отношений, по-видимому, не за горами.

В-третьих, соседние с Сирией Иордания и Ливан испытывают значительные экономические трудности и хотят поправить свои дела приграничной торговлей.

Наконец, наиболее значимым арабским визитером в Сирию стал министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри. Этому визиту, состоявшемуся 27 февраля, предшествовал телефонный разговор между Башаром Асадом и президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. Несмотря на то, что Египет с 2021 года поддерживает восстановление членства Сирии в ЛАГ, это был первый египетский визит такого уровня в Дамаск после 2011 года. Интересно, что затем Самех Шукри вылетел в Турцию, где в городе Адана, пострадавшем от землетрясения, встретился с президентом Р.Т.Эрдоганом. Такой шаг демонстрирует желание египетской стороны восстановить нормальные отношения с Турцией после десятилетия враждебности. Главными противоречиями в турецко-египетских отношениях были поддержка Анкарой движения «Братья-мусульмане» и конфликт между протурецкими и проегипетскими прокси-группами в Ливии. После того как Анкара существенно ограничила действия «Братьев-мусульман» на своей территории и их реванш уже не грозит Египту, вопрос о вмешательстве Турции в египетские внутренние дела отпадает сам собой. Египет направил в САР и в Турцию несколько самолетов с гуманитарной помощью, включая продовольствие и медикаменты.

Главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван считает, что визиты Шукри демонстрируют желание Каира проводить многовекторную политику в регионе на фоне охлаждения отношений с традиционными стратегическими партнерами – Саудовской Аравией и ОАЭ, а также с Кувейтом. Последний год Египет охвачен экономическим кризисом. Количество египтян, живущих за чертой бедности заметно увеличилось, все больше сжимается средний класс. Каиру срочно требуются 14 млрд долларов для того, чтобы выплатить проценты по кредитам. Общий долг АРЕ достиг астрономической отметки в 156 млрд долларов. В то же время традиционные спонсоры Египта – КСА и ОАЭ, помогавшие до этого Каиру справляться с экономическими проблемами, в 2023 году отказались предоставить АРЕ масштабные субсидии или кредиты. Во время международной конференции в Давосе в январе с. г. министр финансов КСА Мухаммед аль-Джадаан заявил о том, что правительство его страны больше не будет предоставлять льготные кредиты тем государствам, которые не проявляют желание проводить реформы для оздоровления экономики. Вместо этого Эр-Рияд будет заниматься целевыми инвестициями. Альтернативой саудовской и эмиратской помощи для Египта является обращение к МВФ. Однако эта организация выдвигает драконовские условия, включая приватизацию Суэцкого канала и ограничение роли египетских военных в экономике страны.   Приватизация Суэцкого канала является для правительства АРЕ «красной линией». Он не только является национальной гордостью всех египтян, но и приносит стране доход в размере 9 млрд долларов в год. В поисках финансовой помощи Каир может обратиться к источникам, альтернативным КСА и ОАЭ. В день визита Шукри в Дамаск премьер-министр АРЕ Мустафа Мадбули в сопровождении солидной делегации из пяти министров посетил Катар, еще недавно рассматривавшийся египтянами как недружественное государство, где провел переговоры с главой правительства эмирата.

52.23MB | MySQL:103 | 0,416sec