Предвыборная кампания-2023 в Турции. Часть 20

Характер конкуренции между основными политическими блоками: роль обещаний политиков

Большая часть подготовительных процедур официально закончилась, поэтому партии сосредоточились на политической агитации. Традиционно борьба ведется благодаря предвыборнвм митингам, подготовке агитационных материалов и обещаниям. Если раньше последний инструмент казался не таким важным, то сейчас его роль резко возросла. Обещания действительно стали настоящим полем для борьбы и конкуренции разных политических сил.

Почему так произошло? Традиционно в турецком обществе наблюдается очень высокая доля граждан, которые являются сторонниками партий. Однако после референдума 2017 г. и выборов 2018 и 2019 гг. выросло количество сомневающихся граждан, которых перестали устраивать их партийные предпочтения. Это привело к тому, что они буквально стали открыты к предложениям от других партий. Начались своеобразные торги между ними. Именно в этом смысле интересно, что Народно-республиканская партия (CHP) начала праветь, Хорошая партия (İYİ) пыталась стать более умеренной, а Партия справедливости и развития (AKP) делает акцент на объединяющей, а не «воинственной» повестке. Идеологических партий в чистом виде в турецкой политике почти не осталось. Ярчайшим примером доказательства этого тренда является неожиданный рост Партии Родины (MEMLEKET) Мухаррема Индже, которая вышла на эту предвыборную кампанию со слоганом «ни справа, ни слева, а по пути Ататюрка». Все это предопределило появление нового типа избирателя, который будет выбирать партии и кандидатов, исходя из их обещаний. Поэтому они из формальной части кампании трансформировались в принципиальную.

Эффект от этого изменения проявляется уже сейчас. В Турции началась своеобразная «война за обещания». 11 апреля кандидат на президентских выборах от оппозиционной Национальной коалиции Кемаль Кылычдароглу во время своего предвыборного митинга в Чанаккале дал обещание об отмене системы собеседований при приеме на государственную службу. Это обещание представители оппозиции раньше неоднократно выделяли в своем дискурсе. В тот же день, но чуть позже, подобное обещание дал уже Реджеп Таййип Эрдоган. После этого оппозиция начала обвинять Эрдогана в копировании обещаний. Это стало триггером для антиэрдогановской части общества, так как она начала активно искать другие примеры такого своеобразного «плагиата» со стороны правящей партии, которые касались, в основном, адресованных молодежи льгот. Этот эпизод в очередной раз показывает, насколько высока степень напряжения в обществе перед этими всеобщими выборами.

Предвыборная атмосфера также повлияла на сам характер обещаний. Отмечается очень много трудновыполнимых обещаний. Одним из самых резонансных стало обещание Кемаля Кылычдароглу о достижении в течение 3 месяцев для турецких граждан безвизового режима в страны Европейского союза. Также со стороны оппозиционного кандидата на пост президента даются обещания, которые требуют увеличения расходной части бюджета. К таким обещаниям относятся скидки на электричество для нужд сельского хозяйства, бесплатная выдача загранпаспорта молодым людям. При этом интересно, что Кылычдароглу обещает снизить налоги при покупке первого автомобиля, мобильного телефона и игровой консоли молодыми людьми, при использовании топлива фермерами. На вопрос «откуда вы возьмете деньги?» Кылычдароглу дает расплывчатый ответ в стиле «мы вернем в Турцию средства, которые были незаконно вывезены из страны». Однако понятно, что без предоставления конкретного механизма их возвращения эти планы являются сомнительными и не до конца убедительными.

Тот же самый эффект наблюдается в обещаниях Эрдогана. Как мы отметили выше, проблема обещаний президента Турции связана с тем, что они во многих моментах сходятся с пакетом предложений оппозиции. В этом случае складывается противоречивая ситуация, связанная с различием предлагаемых мер с проводимым политическим курсом. Возвращаясь к примеру со собеседованиями, отмечается всплеск использования этого инструмента именно при Эрдогане. Учитывая этот факт, такое обещание из устов президента может восприниматься как неискреннее. В этом смысле показательно, что делаются попытки по привлечению молодежи. К примеру: бесплатное предоставление 10 гигабайтов интернета для студентов – позитивный шаг. Однако в обществе возникает вопрос о том, почему эти меры не были предприняты ранее. Это объективно снижает доверие к таким предложениям со стороны властей. Такой эффект связан с тем, что это небазовый для AKP электорат. У партии возникают проблемы при общении с ним. Но позитив в этом существует: она пытается научиться говорить даже с неблизким для себя избирателем.

Подытоживая статью, мы сделаем акцент на изменении восприятия обещаний в рамках кампании. Внимание общества к ним резко возросло, что связано с ростом доли сомневающегося электората. У него есть потребность в поиске новых предпочтений, что создает запрос на обещания. Это стало причиной «войны за обещания», когда общество обвиняет политиков в плагиате предложений. Это указывает на то, что электорат слишком чувствителен к разговорам, касающихся будущего Турции. Такая характеристика приводит к тому, что качество обещаний упало. Среди них есть много противоречивых и труднодостижимых предложений. Поэтому мы считаем, что оценивать их надо критически.

52.55MB | MySQL:102 | 0,475sec