О перспективах продления мандата на участие Бундесвера в миссии MINUSMA с учетом итогов визита министра обороны Германии в Мали

Федеральное правительство Германии под руководством О.Шольца пока надеется соблюсти ранее намеченный тайминг участия вооруженных сил страны в миссии ООН в Мали MINUSMA. Он, напомним, подразумевает полный вывод сил ФРГ к концу мая 2024 г. с постепенным сокращением контингента в оставшийся переходный период. В этой связи коалиции необходимо заручиться поддержкой Бундестага, дабы получить одобрение завершающего мандата на предстоящий год. Вместе с тем по-прежнему не утихают споры представителей противоположных политических лагерей – главной оппозиционной партии ХДС и контролирующих внешнеполитическое ведомство «Зеленых». Первая считает описанный выше план «гнилым компромиссом», как назвал его депутат Й.Вадефул. Вторая через своего внешнеполитического представителя Ю.Триттина, наоборот, настаивает, что отказ от поддержки африканской страны и «поспешный уход» «просто предоставит ее Владимиру Путину». С учетом указанной поляризации мнений особое значение приобрел состоявшийся на минувшей неделе необъявленный заранее визит министра обороны Германии Б.Писториуса в Сахель, включавший Мали, в рамках которого политик ранее намеревался составить собственную картину происходящего и определиться с тем, на чьей же он стороне в разворачивающихся дебатах.

Прежде всего, необходимо отметить, что поездка, не анонсировавшаяся на стадии подготовки, во многом стала неожиданностью для обозревателей и экспертов, а потому ее оценки активно продолжались ими в последние дни постфактум. Согласно данным правительственных источников, пребывание в Мали было ориентировано на то, чтобы «получить представление о ситуации на местах перед последним продлением мандата на участие Германии в MINUSMA». Впрочем, по возвращении Б.Писториуса и сопровождавшей его С.Шульце – министра экономического сотрудничества и развития в СМИ появилась другая трактовка событий. В частности, журналисты обратили внимание на организованную в минувшую пятницу серию встреч Б.Писториуса с министром обороны С.Камарой, президентом А.Гойтой и, по некоторым данным – министром территориального управления А.Майгой. В связи с этим, было высказано мнение, что действительной целью поездки могло стать выяснение реальной расстановки сил во властных кругах.

При этом переговоры представителей федерального правительства с критикуемым на Западе режимом были поданы общественности как неизбежный шаг, особенно важный для обеспечения безопасности военнослужащих Бундесвера до их полной эвакуации. Кроме того, ФРГ требуется вывезти из африканской страны в ближайшие месяцы порядка 1,5 тыс. контейнеров с различными грузами, но только менее 20 % власти согласны отправить сухопутным маршрутом в Нигер для передачи в распоряжение тамошней миссии. Остальное должно отправиться в Германию по воздуху, что, в свою очередь, требует разрешения на полеты с малийской стороны и от руководства MINUSMA. При этом сотрудничать с миссией ООН в Бамако не хотят, воспринимая ее в качестве продолжения французского развертывания.

В целом по итогам поездки Б.Писториуса можно сказать, что в действительности цели принять окончательное решение о продолжительности присутствия немецких военных в Мали он не ставил. Как представитель старшей коалиционной партии СДПГ он руководствовался уже ранее согласованным планом, чем доказал канцлеру правильность своего назначения, вопреки небольшому опыту, а действовал, исходя из необходимости обеспечить годовое продление мандата в Бундестаге в следующем месяце. В этой связи министр обороны попытался создать ощущение относительной безопасности военных на протяжении предстоящего года. Для этого он сконцентрировался на выполнении военными преимущественно логистических функций. Кроме того, вопреки ранее звучавшим из его уст сомнениям относительно целесообразности растягивать завершение миссии во времени, находясь в Сахеле он, наоборот, подчеркнул, что «сожалеет» о предстоящем уходе, хотя тот и необходим.

Первостепенной задачей главы федерального оборонного ведомства можно считать создание определенной атмосферы доверия с руководством Мали. В практическом плане этот шаг также принципиален для подготовки безопасного вывода военного контингента Германии и вывоза боевой техники. На этом треке Б.Писториусу, судя по всему, удалось добиться прогресса, поскольку, по его словам, «малийская сторона пообещала ему всю свою поддержку». В более широком смысле Берлин, вероятно, рассматривает для себя сложившуюся обстановку как шанс, позволяющий, с одной стороны, сохранить влияние в Африке, а с другой, — с использованием этого влияния укрепить позиции в рамках ЕС и ООН. Политическая часть дискуссий, если верить немецкой прессе, свелась к тому, что малийские власти недовольны Францией и миссией ООН в ее действующей конфигурации, а вот в адрес Германии в Мали негативного настроя не имеют и хотели бы развить взаимодействие уже на двусторонней основе. В качестве своего рода подспорья для контактов способна выступить личная расположенность к ФРГ малийского офицерского состава, многие из представителей которого знают немецкий язык и участвовали на нем в переговорах с прибывшей правительственной делегацией.

В дальнейшем правительство О.Шольца может попытаться использовать этот диалог для того, чтобы позиционировать себя как канал коммуникации с Мали, который отсутствует у европейских коллег, и прежде всего оказался заблокирован для Франции. В данном контексте стоит обратить внимание на возможную встречу Б.Писториуса с министром территориального управления, о факте которой в открытых источниках практически нет достоверной информации. Впрочем, если она действительно имела место, то следует не учесть, что А.Майга рассматривается как главный рупор антифранцузских настроений.

Впрочем, нельзя забывать, что за подобные особые отношения к Германии со стороны Мали будут выдвинуты встречные условия. Прежде всего, в Бамако хотели бы развивать сотрудничество в целях развитие, за обсуждение которого отвечала прибывшая вместе с Б.Писториусом С.Шульце. Более того, в африканской стране придерживаются его расширенной трактовки, включающей как спонсорскую помощь Германии для различных гражданских инициатив, так и поддержку в борьбе с терроризмом, для которой малийской армии необходимо в том числе оружие, но его Германия туда поставлять не хочет.

52.46MB | MySQL:103 | 0,541sec