К вопросу об отношениях Турции с Ираком

Правительство Турции продолжает курс на углубление отношений со своими ближневосточными соседями, очередным звеном которого стал визит в Ирак (30 октября – 1 ноября) министра иностранных дел А.Давутоглу, в сопровождении министра промышленности и торговли З.Чаглаяна и делегации турецких предпринимателей. Визит примечателен тем, что впервые министр иностранных дел Турции посетил Эрбиль -столицу Курдского автономного района (КАР). На встрече А.Давутоглу с главой КАР М.Барзани присутствовали также премьер-министр КАР Б.Салих и министр иностранных дел Ирака Х.Зебари.

М.Барзани выразил поддержку действиям турецкого правительства, направленным на решение курдской проблемы и получившим в Турции название «демократический прорыв». «Правительство Турции за год сделало то, что другим не удавалось сделать на протяжении 100 лет». Барзани подчеркнул, что Турция играет незаменимую роль в процессе стабилизации и экономического развития региона.

А.Давутоглу заявил, что руководство Турции и КАР разделяет схожие взгляды на проблемы Ближнего Востока и перспективы их решения. Будущее турецко-иракских отношений связано с единым подходом к вопросам обеспечения безопасности, экономической интеграции и мирного сосуществования этнических и религиозных групп.

Министр иностранных дел Турции призвал иракских курдов содействовать нейтрализации Рабочей партит Курдистана (РПК). По словам Давутоглу, борьба с РПК должна вестись на трех фронтах: в Турции, в Северном Ираке и в Европе.

М.Барзани отметил, что РПК должна изменить свою тактику, в противном случае ей придется столкнуться с противодействием иракских курдов. Барзани заверил турецкого министра в том, что иракские курды не поддерживают действия РПК.

Турецкие политологи назвали данное заявление свидетельством того, что Турция и руководство КАР пришли к взаимопониманию относительно проблемы РПК. В турецкой прессе со ссылкой на высокопоставленный источник в администрации КАР появилась информация о том, что лидеры иракских курдов ведут переговоры с руководством РПК, направленные на предотвращение срыва или саботажа «демократического прорыва» турецкого правительства со стороны РПК. По сообщению из того же источника, М.Барзани звонил лидеру турецкой Партии демократического общества А.Тюрку, чтобы выразить свое беспокойство относительно возможного негативного эффекта, который могут оказать на продолжение «курдской инициативы» демонстрации турецких курдов, сопровождающие возвращение домой амнистированных боевиков РПК.

В целом, в высказываниях Давутоглу нашли свое отражение характерные черты подхода турецкого правительства к развитию отношений с Ираком:

— обозначение угрозы терроризма в качестве единственного фактора, способного омрачить турецко-иракские отношения и создать препятствие процветанию региона.

После встречи А.Давутоглу с бывшим премьер-министром КАР Н.Барзани была организована пресс-конференция, на которой А.Давутоглу и Н.Барзани отметили значении вопросов безопасности для развития отношений между Турцией и Курдской автономией. Н.Барзани заявил, что иракские курды рассматривают угрозу безопасности Турции в качестве угрозы безопасности Курдистана, и назвал визит турецкой делегации в Эрбиль историческим событием. А.Давутоглу сказал, что между Турцией и Северным Ираком будут свободно перемещаться люди и товары, но не будет «свободного перемещения терроризма».

— акцентирование исторического единства двух стран и населяющих их народов. При этом подчеркивается, что руководство Турции не делает различия в отношении к курдам, арабам, туркменам, суннитам или шиитам.

А.Давутоглу призвал арабов, курдов и туркменов к совместным усилиям по возрождению региона, а также к сохранению исторического братства.

В словах турецкого министра иностранных дел можно также заметить некий оттенок патернализма по отношению к Ираку. В частности, А.Давутоглу сказал: «Иракцы могут быть уверены в том, что Турция думает о будущем Ирака и всех своих иракских братьев».

А.Давутоглу принял участие в официальных церемониях открытия консульств Турецкой Республики в иракских городах Басра и Мосул. В Эрбиле на переговорах с руководством КАР также обсуждался вопрос открытия турецкого консульства в столице курдской автономии. Отвечая на вопрос журналиста о том, когда произойдет данное событие, А.Давутоглу сказал, что работа началась, и теперь зависит от министерства иностранных дел Ирака.

Выступая на открытии консульства в Мосуле, А Давутоглу пообещал, что после Эрбиля Турция откроет консульство в Киркуке. В Мосуле Давутоглу также говорил об историческом единстве, братстве, неразрывных связях Турции и Ирака, о совместном будущем и об отношении турецкого правительства к иракцам, как к собственному народу. Выступление З.Чаглаяна также было исполнено обращениями к историческому прошлому. «Мы здесь для того, чтобы показать такое же внимание к Мосулу, какое всегда проявляли к этому региону наши деды — османы», — заявил З.Чаглаян.

В свою очередь губернатор Мосула Атиль аль-Наджафи отметил, что Турция, не участвовавшая во вторжении в Ирак в 2003 г. и не причастная к страданиям иракского народа, всегда первой приходит на помощь иракцам, когда они сталкиваются с терактами. В Университете Мосула турецким министрам было присвоено звание почетных профессоров.

А.Давутоглу, который является идеологом создания нового формата сотрудничества Турции с ближневосточными государствами, придерживается мнения о необходимости перестройки межгосударственных отношений на Ближнем Востоке. По словам министра иностранных дел Турции, «многие границы на Ближнем Востоке созданы искусственно». Границы должны утратить свое значение для вовлеченных в тесное сотрудничество стран, подобно тому, как это произошло с государственными границами стран-членов Европейского Союза.

Возможно, что решение турецкого парламента (от 17 октября 2009 года) продлить на год полномочия правительства в случае необходимости санкционировать проведение трансграничных операций турецкими вооруженными силами (что, по сути дела, означает, проведение операций против РПК в Северном Ираке), объясняется не только необходимостью борьбы с терроризмом. Решение, принятое в тот момент, когда правительство Турции во всеуслышание объявляет о «демократическом прорыве» в решении курдского вопроса, призвано оказать своего рода психологическое воздействие на общественное мнение в Турции и за рубежом, свидетельствуя о том, что Турция воюет не с курдами, а с терроризмом.

В то же время готовность турецкого правительства развивать диалог с руководством иракского Курдистана также связана с «курдской инициативой» ПСР, вызывающей неоднозначную реакцию оппозиционных партий и турецкой общественности. Сближаясь с иракскими курдами, совершая визит в Эрбиль и соглашаясь на открытие консульства, правительство Турции рассчитывает на реальное содействие в решении проблемы РПК. Прогресс на данном направлении необходим для демонстрации эффективности «демократического прорыва» населению Турции, уставшему от братоубийственных столкновений.

Для руководства КАР повышение уровня контактов с Турцией означает укрепление экономического и политического положения иракского Курдистана, что становится особенно актуальным с учетом вывода американских войск из Ирака.

52.46MB | MySQL:106 | 1,572sec