Пакистано-афганские отношения на современном этапе и пограничный вопрос

18 ноября 2009 г.в Кабуле Хамид Карзай переизбранный на второй пятилетний срок, принес присягу в качестве главы государства. На торжественную церемонию инаугурации съехались около 300 почетных гостей, среди которых госсекретарь США Х.Клинтон, президент Исламской Республики Пакистан А. А.Зардари, министры иностранных дел Великобритании, Франции, Росии, Турции и т.д.

Х. Карзай победил на президентских выборах, состоявшихся 20 августа 2009 г. Победа оказалась неубедительной; голосование сопровождалось массовыми подлогами и фальсификацией. Соперник Х.Карзая Абдулла Абдулла отказался от второго этапа участия в выборах, что в целом и решило ихх исход.

В своей официальной речи Х.Карзай давал обещания защищать ислам, конституцию и народ страны; совершенствовать государственное управление, вести страну к процветанию, покончить с коррупцией, ограничить влияние полевых командиров, в целом, продолжить борьбу против международного терроризма, дал заверения, что через три года национальные силы безопасности смогут взять под контроль «повстанческие районы» и т.д. Дислокация иностранных войск на территории страны с 2001 года, антитеррористическая кампания Международных сил содействия безопасности/МССБ против международных террористов и исламских экстремистов диктовала Кабулу свои правила взаимоотношений с соседними государствами, в частности с Исламской Республикой Пакистан/ИРП.

В период пребывания у власти генерала-президента П.Мушаррафа, пакистано-афганские отношения были подчеркнуто официальными. Генерал откровенно недолюбливал гражданского Карзая, полагавшего, что последний позволил «растаптывать свою страны».

С приходом к власти в сентябре 2008 г. президента Асифа Али Зардари, взаимоотношения двух стран кардинально изменились. В качестве первого почетного гостя на инаугурацию в Пакистан тогда приехал Хамид Карзай.

 

Прошедший год принес много перемен в регион, в частности, американская администрация Б.Обамы разработала новую формулу борьбы с международным терроризмом в этом регионе под названием АфПак, основная цель которой — объединить все потенциальные усилия (социальные, экономические, людские, дипломатические, военные и т.д.) обоих государств в борьбе против исламского экстремизма и международного терроризма, т.е. увязать в единый этно-территориальный узел приграничные районы Гиндукуша с афганской и пакистанской стороны, и в целом рассматривать территорию расселения пуштунских племен обоих государств как зону укрытия международных террористов — формальный возврат практически на сто лет назад, до официального признания Линия Дюранда в 1893 г.; при этом вопрос о государственной границе между двумя странами даже не упоминался в предложенной американской концепции.

Церемония вступления в должность главы государства Хамида Карзая сопровождалась с одной стороны усилением активности экстремистских сил по обе стороны пакистано-афганской границы, а с другой — предстоящим пополнением рядов Международных Сил Содействию Безопасности ориентировочно на 35 тысяч американских военнослужащих. Командующий силами США и МССБ в Афганистане Стэнли МакКристал еще в октябре 2009 г. заявил, что «ситуация с безопасностью в стране ухудшается катастрофически, а местные власти, поддерживаемые США, настолько погрязли в коррупции, что местному населению приходится искать защиты у талибов». Пограничный вопрос был и остается одним из острейших в пакистано-афганских отношениях. С одной стороны, лидеры обоих государств выступают дуэтом, требуя помощи и ответственности за события в регионе от сил коалиции, с другой, разъехавшись по домам — предъявляют претензии друг к другу в несоблюдении пограничных договоренностей.

В силу ряда субъективных и объективных причин и под давлением США в 2009 г. Исламабад проводит ряд военных операций в пограничных с Афганистаном районах — Северо-западной пограничной провинции, агентствах Территорий племен федерального административного управления и т.д. И как следствие — в последние месяцы отношения межу странами были омрачены взаимными обвинениями «в потворстве трансграничного терроризма».

Для президента Асифа Али Зардари ноябрьская поездка в Кабул — первый официальный визит в Афганистан, и решение о ней не было простым. С одной стороны необходимо было «сверить часы» с основными участниками антитеррористической кампании, с другой — защищать интересы своего государства.

Еще в июне 2009 г. «пакистано-афганская граница была признана передовой линией в борьбе с исламскими экстремистами» согласно новой стратегии США. В качестве причин выдвигались: во-первых, в пограничных районах со стороны Пакистана расположены места укрытий боевиков «Аль-Каиды» и других экстремистских организаций на Территориях племен федерального административного управления/FATA и в провинции Белуджистан, во-вторых, постоянный переход границы боевиками «держит американские и афганские войска в постоянном напряжении»; в-третьих, маршруты доставки грузов для МССБ в Афганистане по территории Пакистана по-прежнему являются безальтернативными, несмотря на открытие дополнительных направлений — через Центральную Азию, Россию, Иран и т.д. На территории Пакистана грузы подвергаются нападению и уничтожению, особенно опасным является Хайберский перевал в СЗПП.

Когда-то этнически единые пуштунские земли сегодня юридически принадлежат разным государствам. Оставаясь по сути компактным этносом, пуштуны перемещаются внутри него и в ХХI веке. Граница между двумя странами носит символический характер. Так называемая Линия Дюранда была «проведена по карте», разделяя единое этническое целое пуштунских племен на две части. На отдельных участках границы сегодня имеются пропускные пункты, но в горной местности, по всей ее протяженности проконтролировать процесс пересечения границы невозможно. Только в провинции Белуджистан по сообщениям пакистанской газеты «Доон» «в день границу пересекают от 50 000-60 000 человек. И никакие силы безопасности в этом районе не могут сдержать или контролировать их потоки».

Если до недавнего времени командование НАТО в Афганистане обращалось с просьбой к Пакистану «контролировать границу, не дать возможности боевикам переходить ее», то в октябре 2009 г., в начальный период военной операции в пакистанском агентстве Южной Вазиристан Первез Ашфаг Кияни, начальник штаба сухопутных войск Пакистана обратился с аналогичной просьбой к МССБ.

Таким образом, обе страны признают приграничные территории — наиболее уязвимым местом в целом в борьбе против боевиков.

Представляется, что пограничный вопрос между двумя государствами (и пакистано-афганские отношения) может развиваться по следующим сценариям: первый — одновременные военные кампании против боевиков по обеим сторонам границы — представляется маловероятным, в силу ряда объективных и субъективных причин: принципиально разного подхода и Афганистана и Пакистана к его решению. МССБ в Афганистане всячески стремятся уйти от прямых столкновений с боевиками «Аль-Каиды» на пограничных землях; пакистанская сторона, в частности, пакистанская армия, выдвигая принципы защиты собственного государства, в свою очередь самостоятельно принимает решения о начале, объеме и т.д. той или иной кампании по уничтожению боевиков; и не следует забывать об отсутствии полного доверия между военным командованием Пакистана и командованием МССБ в Афганистане и т.д.

Во-вторых, военные действия в районе пакистано-афганской границы привлекают множество наемной силы из стран Северной Африки, Европы, Центральной Азии и т.д. И по мере разворачивания военных действий, число желающих подзаработать на войне будет только увеличиваться; что, в свою очередь привнесет дополнительный отрицательный эффект в пакистано-афганский пограничный вопрос;

16 октября 2009 г. премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил о подготовке расписания передачи функций в южных провинциях Афганистана местным силам безопасности уже в 2010 году. Многие эксперты полагают, что пакистанская армия будет поставлена перед необходимостью не только выполнять охранные функции на северных границах страны, но практически в одиночку отражать атаки террористов в регионе. Еще 5 октября 2009 г. генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил о «слабой подготовки военнослужащих армии Афганистана», и представляется маловероятным, что ее боеспособность укрепится за столь короткий срок.

Урегулирование пограничного вопроса между Пакистаном и Афганистаном является, помимо других (торговый оборот между двумя странами, социально-экономические проблемы, связанные с пребыванием афганских беженцев в Пакистане и т.д.) одним из острейших; и решение его лежит не столько в межгосударственной плоскости, сколько в международной.

52.14MB | MySQL:103 | 0,503sec