В настоящее время Саудовская Аравия представляет собой последнее препятствие на пути возвращения Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ) и превращения этой страны в ключевой элемент арабской политики. С 2018 года многие арабские государства регулярно обхаживали Дамаск. Саудовская Аравия оставалась в стороне, но в настоящее время также присоединилась к их усилиям, возможно, встраиваясь в линию политики России и Китая в регионе. По мнению Камаля Алама, хорошие сирийско-саудовские отношения играют ключевую роль для стабилизации Ливана и важны для оздоровления ситуации на всем Ближнем Востоке. Несмотря на идеологические разногласия, саудиты поддерживали сотрудничество с правительством Хафеза Асада, которое достигло пика в 1990-1991 годах во время кувейтского кризиса, когда правительство САР поддержало операцию «Бурю в пустыне» и Эр-Рияд в войне против Саддама Хусейна. Сирийско-саудовское взаимодействие способствовало национальному примирению в Ливане и заключению Таифских соглашений в 1989 году. При этом сирийский военный контингент способствовал стабильности и безопасности в Ливане, а саудовские инвестиции – восстановлению экономики страны, разрушенной во время гражданской войны. Ухудшение отношение между КСА и САР наступило в 2005 году, после убийство премьер-министра Ливана Саада Харири. Исходя из этого, установление хороших, конструктивных отношений между Эр-Риядом и Дамаском послужит установлению мира и стабильности на Ближнем Востоке (1).
Камаль Алам отмечает, что Сирия способна вести в Ливане свою игру, не всегда совпадающую с иранской. Он ссылается на депутата ливанского парламента Басема Шабба. Последний отметил, что в ходе парламентских выборов 2018 и 2022 годов сирийцы часто поддерживали не выдвиженцев «Хизбаллы», а своих протеже, таких как генерал Джамиль Сайед. Еще в 2020 году Госдепартамент США выпустил заявление, в котором выражались опасения возвращения Сирией своих позиций в ливанской политике. В то же время Саудовская Аравия в течение нескольких последних лет проводила пассивную политическую линию по отношению к Ливану. Это было вызвано неудачей с операцией по аресту Саада Харири в 2017 году и последующим банковским кризисом 2019 года, снизившим роль Ливана в экономике Ближнего Востока. Тем не менее, Бейрут остается основным пунктом саудовского влияния в регионе и здесь сотрудничество с Дамаском могло бы сыграть большую роль в возвращении КСА в ливанскую политику. Камаль Алам упоминает здесь газовую сделку с Египтом, ключевым звеном которой является Сирия. Напомним, что в сентябре 2021 года было подписано соглашение о поставках египетского газа в Ливан через территорию Сирии. В случае реализации это позволит Ливану генерировать дополнительно 700 мегаватт электроэнергии в год. Из-за американских санкций, прежде всего, Закона Цезаря оно остается нереализованным. В январе 2023 года правительство АРЕ в связи с этим вновь поставило вопрос о снятии санкций с Сирии.
В этом контексте китайское посредничество могло бы помочь в восстановлении конструктивного сотрудничества между КСА и Сирией. Торгово-экономическое сотрудничество между Сирией и КНР стало интенсивно развиваться, начиная с 2004 года. Сирия и Ливан являются важными звеньями китайской программы «Один пояс, один путь». В 2018 году китайские компании присматривались к инвестициям в ливанский порт Триполи.
Импликациям ирано-саудовского примирения для Йемена посвящена статья Ибрагима Джалаля «Китай и саудовско-иранское сближение: импликации для Йемена», опубликованная на сайте Вашингтонского института Ближнего Востока. Автор отмечает, что Ирану и Саудовской Аравии будет сложно договориться по йеменскому вопросу. Фактор иранского присутствия в Йемене неприемлем для Саудовской Аравии, так как королевство разделяет с этой страной общую границу протяженность в 1458 километров и побережье Красного моря. В то же время ИРИ, закрепившись за последние восемь лет в этом стратегически важном уголке Земного шара (Красное море и Баб эль-Мандебский пролив) тоже не откажется легко от своих позиций. Тем не менее, и Саудовская Аравия, и Иран поддерживают, по крайней мере, на словах примирение в Йемене и создание всеобъемлющего национального правительства. Результаты восьмилетнего военного вмешательства КСА в йеменский конфликт являются незначительными, а усталость от войны огромной. Одной из причин, побудивших саудовское руководство пойти на сделку с Ираном, является стремление поскорее выйти из йеменской войны и сосредоточиться на амбициозных планах экономических реформ и плане развития «Саудовское видение – 2030».
В то же время для хоуситов выход Саудовской Аравии из войны является шансом для того, чтобы интенсифицировать боевые действия и разобраться со своими внутренними противниками. Главный редактор хоуситской телекомпании «Аль-Масира» Талеб аль-Хасани отметил недавно в интервью CNN, что «Если Саудовская Аравия продолжит ждать мирного соглашения между нами и нашими противниками, прежде чем покинуть Йемен, она будет ждать многие годы». Это подтверждают хоуситское наступление в районе Хариб провинции Маариб в марте 2023 года и боевые столкновения в Таизе. Ибрагим Джалаль цитирует йеменского политика Набиля аль-Хури, написавшего: «Саудовская Аравия начала войну против хоуситов в марте 2015 года. Хоуситы развязали войну против остального Йемена в сентябре 2014 года».
Совместное трехстороннее заявление Ирана, Саудовской Аравии и Китая, принятое 10 марта с. г., содержит пункт об «уважении суверенитета сторон и невмешательства в внутренние дела (арабских) государств». Невмешательство Ирана во внутренние дела арабских государств долгое время было основным требованием Эр-Рияда. Особенно это касалось Йемена. Значительный вклад в военные успехи хоуситов вносили и вносят поставки оружия, техники и боеприпасов из Ирана, а также присутствие в Северном Йемене военных советников и специалистов по ракетной технике и беспилотникам из Ирана и «Хизбаллы». Неслучайно саудовский писатель и бывший главный редактор газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Абдель Рахман аль-Рашид отметил, что «основным тестом саудовско-иранского соглашения станет Йемен».
По мнению автора статьи, правящие круги КСА стали искать выход из йеменской войны после атаки беспилотников на объекты ТЭК в Хурейсе и Абкейке в сентябре 2019 года. В 2020 и 2021 годах КСА в одностороннем порядке объявляла о прекращении огня. Эксперт считает, что Иран использовал военные действия в Йемене как рычаг давления не только на хоуситов, но и на мировое сообщество для достижения более широких политических и дипломатических целей. Например, в феврале 2021 года, когда возобновились ядерные переговоры между Ираном и США, хоуситы отказались от деэскалации и вместо этого начали наступление в провинции Маариб. В то время лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла подчеркнул стратегическое значение хоуситского наступления в Маарибе для Йемена и региона (2).
По сведениям, приводимым аналитиком, Иран не снизил свою военную помощь хоуситам и в самое последнее время. В декабре 2022 – марте 2023 годов ВМС стран НАТО перехватили семь иранских транспортов с оружием, предназначавшимся для хоуситов. Эти грузы включали 5 тысяч единиц оружия, включая 30 противотанковых ракет, полтора миллиона единиц боеприпасов и наркотики на сумму 80 млн долларов. Прошлые караваны включали в себя ракеты класса «земля-воздух», оборудование для беспилотников и двигатели для крылатых ракет.
Главной же помехой в достижении долговременного мира в Йемене является то обстоятельство, что после вывода саудовских войск хоуситы прекратят конфликт с КСА, но продолжат войну против своих внутренних соперников. В таком случае возможно новое саудовское вмешательство и срыв сделки с Ираном. Исследователь Sanaa Center Язид аль-Джеддауи считает, что «Хоуситы заинтересованы в перемирии и деэскалации на границах Йемена, особенно с Саудовской Аравией, но не заинтересованы в деэскалации с Президентским советом и другими политическими силами Йемена». Это подтверждается несколькими событиями последних месяцев.
Во-первых, военном наступлении в районе Хариб провинции Маариб.
Во-вторых, в военном параде, состоявшемся в Ходейде с участием военно-морских сил хоуситов.
В-третьих, в совсем недавно проведенных учениях в провинции Аль-Джауф с участием ракет, беспилотников и вертолетов.
В-четвертых, в имевшей место в марте атаке дронов на конвой, в котором ехали министр обороны Йемена (просаудовское правительство в Адене), начальник Генштаба ВС Йемена и губернатор Таиза по дороге из Таиза в Моху.
В связи с этим автор статьи возлагает большие надежды на Китай, способный выступить беспристрастным посредником как в спорах между Ираном и КСА вокруг Йемена, так и во внутрийеменском конфликте. При этом стороны этого конфликта могут получить экономический стимул, учитывая важность Йемена для китайской программы «Один пояс, один путь».
- Syria war: After Iran-Saudi deal, could China be the key to peace? | Middle East Eye
- China and the Saudi-Iran rapprochement: Implications for Yemen | Middle East Institute (mei.edu)