Мощное землетрясение в Турции 6 февраля 2023 года стало одной из поворотных точек в жизни страны. Значительные потери человеческих жизней и разрушения, затронувшие юго-восток страны, стали небывалыми по своим масштабам в новейшей истории Турецкой Республики.
Землетрясение внесло свой вклад и в без того непростую экономическую ситуацию в стране, потребовав многомиллиардных инвестиций в восстановление разрушенной инфраструктуры и поставив вопрос об источнике этих средств.
Жертвы среди населения создали в турецком обществе атмосферу «боли и гнева», которая стала доминирующей в избирательном периоде, предшествующем президентским и парламентским выборам 14 мая 2023 года. В адрес руководства страны – президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития начали раздаваться многочисленные претензии, суть которых сводилась к неспособности оперативно взять ситуацию в разрушенных провинциях под свой контроль.
Оппозиция немедленно вывела тему землетрясения – обвинения в адрес турецкой власти в её недееспособности – на первый план своей агитационной кампании буквально с первых дней природного катаклизма.
В свою очередь, и действующей власти пришлось оперативно перестраиваться под вновь сложившуюся ситуацию и корректировать свою агитационную риторику, основой которой, вплоть до 6 февраля, была борьба за независимость Турции от внешнего, подразумевается западного влияния, достижения Турции на внешнеполитической арене, а также реализация проектов стратегического развития страны – от инфраструктуры до высокотехнологичных национальных проектов. После 6 февраля, власти пришлось переключиться на неудобную для неё внутреннюю повестку. Попытки деполитизировать вопрос с призывом к оппозиции от использования темы землетрясения в выборной кампании, предсказуемо, не привели к желаемому для власти результату.
Обратимся к рассмотрению периода с 6 февраля по 14 мая 2023 года в попытке ответить на вопрос, какое влияние оказало и оказывает землетрясение в Турции на внутреннюю политику в стране: на предвыборную кампанию действующей в стране власти, на агитационную кампанию оппозиции и, в итоге, на предпочтения турецких избирателей.
Прежде всего, определимся к последним по времени оценкам масштабов землетрясения.
Последним, на момент написания данного материала официальным пресс-релизом Управления по чрезвычайным ситуациям Турции стал датированный 1 марта, в котором упоминаются следующие масштабы землетрясения: мощность землетрясения в районе Пазарджик, провинции Кахраманмараш составила 7,7 баллов, в провинции Эльбистан – 7,8 баллов, число афтершоков – 11020.
Согласно данным пресс-релиза, число погибших составило 45 089 человек. Общее число эвакуированных зарегистрированных граждан из провинций Кахраманмараш, Газиантеп, Шанлыурфа, Диярбакыр, Адана, Адыяман, Османие, Хатай, Килис, Малатья и Элязыг, эвакуированных при поддержке Главного командования жандармерии и собственными возможностями составило 1 971 589 человек.
В дальнейшем цифра человеческих жертв, официально озвученных турецким руководством была уточнена: 26 апреля министр внутренних дел Сулейман Сойлу сообщил о том, что число погибших достигло 50 тыс. 783 человека, ещё 7302 человека погибло от полученных травм.
По информации главы Департамента землетрясений и снижения рисков Управления по чрезвычайным ситуациям Турции Орхана Татара от 30 апреля, число зданий, разрушенных в ходе землетрясения составило 38 163, ещё 20 252 здания получили тяжелые повреждения, а число построек со средними и легкими повреждениями – приблизительно 205 тысяч.
Министр сельского и лесного хозяйства Вахит Киришчи 13 апреля указал на то, что общая стоимость потерь от землетрясения составил 104 млрд долларов США. В дальнейшем эта цифра также была озвучена и президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. При этом, ВВП страны по данным Статистического агентства Турции в 2022 году составил в текущих ценах, в долларовом выражении 905,5 млрд долл. Таким образом, потери от землетрясения 6 февраля, согласно официальным турецким источникам, в отнесении к ВВП составили около 11,5% ВВП.
Таким образом, землетрясение 6 февраля как по числу жертв превысило землетрясение в Измите 17 августа 1999 года. Тогда, согласно отчету специальной комиссии Великого национального собрания (Меджлиса) Турции погибло 18 373 человека, а 48 901 человек был ранен. В то же самое время, согласно тому же парламентскому отчету, число разрушенных жилищ составило 96 796 и рабочих помещений 15 939. Касательно, финансовых потерь от землетрясения в Измите, оценки разнятся: согласно данным Ассоциации промышленников и предпринимателей Турции (TÜSİAD), потери составили 17 млрд долл., Организация государственного планирование оценила потери в диапазоне от 15 до 19 млрд долл., а по оценкам Всемирного банка они находятся в диапазоне от 12 до 17 млрд долл.
Как считается важнейшим последствием произошедшего в 1999 году землетрясения стал экономический кризис 2001 года и приход ко власти в 2002 году правящей с тех пор и до 2023 года Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана. Проводя параллели землетрясения 2023 года с землетрясением 1999 года, от турецких оппозиционных обозревателей зазвучали слова про то, что «тот, кто пришел с землетрясением, с землетрясением и уйдет».
Сложно спорить с тем, что землетрясение 2023 года стало дополнительным потрясением для действующей в Турции власти, вдобавок к тем экономическим трудностям, которые испытывает страна на протяжении последних лет. Результатом этих потрясения стало нарушение социального «договора» между действующей в Турции властью и населением. Как свидетельствуют данные, опубликованные турецким Статистическим агентством психологический порог 10% годовой инфляции был устойчиво преодолен в конце 2018 года. Стоит напомнить, что «однозначная» (то есть, менее 10%) инфляция была одним из обещанных населению макроэкономических показателей со стороны действующей в Турции власти. В конце 2018 года индекс потребительских цен (TÜFE), приведенный к базе 2003 года, составлял 20,3%, в 2019 году – 11,84%, в 2020 году – 14,6%, в 2021 году – 36,08%, в 2022 году – 64,27%, а по состоянию на март месяц 2023 года – 50,51%.
Эти цифры вызвали множество вопросов со стороны турецкой оппозиции. В частности, глава крупнейшей турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу, в своем выступлении от 7 июня 2022 году отметил, что «они давят на Статистическое агентство Турции с тем, чтобы оно показывало низкие цены инфляции».
К примеру, согласно данным социологического опроса, проведенного известной компанией Metropoll в июне 2022 года, подавляющее большинство опрошенных выразили недоверие к официально опубликованным цифрам инфляции. Согласно данным независимой компании ENAG, годовая инфляция в середине 2022 года составляла 160%. Данные официального источника – турецкого Агентства по статистике TÜİK – утверждали, что годовая инфляция составляет 74%. Распределение голосов между двумя вариантами выглядело следующим образом: 69% высказалось за инфляцию, подсчитанную независимым агентством и лишь только 29,3% за инфляцию из официального источника. При этом, ещё один немаловажный нюанс заключается в том, что официальной статистике не доверяет даже заметная и большая часть опрошенных сторонников Партии справедливости и развития: 45,8% за 160%-ю инфляцию, против 42,6% за уровень инфляции в 74%. Причем, последнюю цифру обозреватели скорее склонны считать «политическим» голосованием, обусловленным «самоцензурированием» сторонников действующей власти в стране.
В условиях галопирующей инфляции, растущей темпами, заметно опережающими уровень дохода турецких граждан, неизбежностью выглядит фокус избирательной кампании президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития на внешней, международной повестке Турции, а также на реализации стратегических для страны проектов в сфере строительства критических объектов инфраструктуры, а также в плане развития науки и технологии, с выходом на передовые рубежи в военно-промышленном комплексе, космосе, авиастроении, автомобилестроении, и проч. индустриях.
Говоря о международной повестке правящей Партии справедливости и развития и Р.Т. Эрдогана, она апеллирует к националистическим чувствам турецких избирателей, декларируя борьбу Турции за свою независимость, за свое признание в новом качестве «геостратегического тяжеловеса», а также за новое многополярное мироустройство.
Последнему посвящена книга президента Турции Р.Т.Эрдогана, вышедшая в 2021 году под заголовком «Более справедливый мир возможен». Издание вручается турецким лидером своим зарубежным визави, одним из получателей книги стал и президент США Джо Байден.
В центре издания — идея Турции, которая выражена слоганом «Мир – больше пяти», имея в виду – больше пяти постоянных членов СБ ООН. По мнению турецкого президента, изложенному в книге, состав членов СБ ООН с правом вето должен быть расширен за рамки пяти стран и стать, таким образом, более инклюзивным с учетом новых мировых реалий – появления новых экономических и политических центров силы в мире, в том числе, со стороны так называемого «Глобального Юга».
В рамках этой борьбы за независимость в Турции со стороны турецкого руководства, вплоть до землетрясения 6 февраля 2023 года, резко нарастала антизападная, прежде всего, антиамериканская риторика. Главным действующим лицом этой риторики стал министр внутренних дел страны Сулейман Сойлу, который сделал несколько громких обращений лично в адрес чрезвычайного и полномочного посла США в Турции Джеффа Флейка.
Вот цитата из его выступления, которое состоялось за 2 дня до землетрясения – 4 февраля:
«Каждый прибывающий в Турцию американский посол США озабочен тем, как сделать или организовать переворот в Турции… На протяжении ряда лет, это — одно из самых больших несчастий Турции. Собирает других послов (американский посол – И.С.), шушукается с ними, пытается их поучать. Как это они делают в Европе… Единственный человек, кто может эту игру сорвать — это Реджеп Тайип Эрдоган… Я обращаюсь здесь к американскому послу. Я знаю, каких журналистов вы подряжаете писать статьи. Убери свои грязные руки от Турции. Я ясно выражаюсь. Убери свои грязные руки от Турции. Что вы организуете, какие шаги предпринимаете, как вы хотите дестабилизировать Турцию — мы это четко знаем».
Во внутренней повестке правящих президента Эрдогана и Партии справедливости и развития, вплоть до землетрясения 6 февраля 2023 года, упор делался на реализацию важнейших для страны инфраструктурных проектов и национальных проектов в сфере промышленности и технологий. Проекты эти реализовывались в рамках «Плана – 2023» впервые обнародованного Эрдоганом и ПСР в 2011 году.
Этот план, в свою очередь, стал руководящей основой для подготовки программных документов, включая такие как «Промышленная стратегия», «Национальная научная и технологическая политика», «Национальная стратегия по науке, технологиям и модернизации», «Национальная стратегия занятости», «Стратегия развития транспорта и связи Турции. Цель 2023», «Экспортная стратегия».
План-2023 и перечисленные выше программные документы ставили собой достижение следующих целей, к 2023 году – году не только всеобщих президентских и парламентских выборов, но 100-летнему Юбилею провозглашения Турецкой Республики:
- В сфере экономики: войти к 2023 году в десятку крупнейшим мировых экономик с ВВП свыше 2 трлн долл. США, снизить уровень годовой инфляции до «однозначных значений», то есть до показателей менее 10%
- В сфере промышленности: Стать евразийским промышленно-технологическим центром. Упор сделан на реализацию национальных проектов, включая сферу авиастроения и автостроения.
- В сфере науки и технологий: Повысить отчисления на НИОКР до 2% ВВП в году, стандартных для стран ОЭСР.
- В сфере занятости: Снизить безработицу до 5%, повысить участие женщин в экономической жизни страны, увеличить занятость среди молодежи, улучшить образовательный уровень турецкой рабочей силы.
- В инфраструктурной сфере: Повысить роль Турции в регионе и в мире через формирование в стране транспортно-логистического центра, с отдельным акцентом на строительство нефте- и газопроводов. В числе приоритетных проектов – международный финансовый центр в Стамбуле, строительство Канала «Стамбул», строительство двух АЭС «Аккую» и «Синоп».
- В сфере внешней торговли: К 2023 году нарастить объем экспорта до 500 млрд долл. Доля Турции в мировой торговле должна достичь 1,5%. Российская Федерация определена как целевой рынок сбыта для всех категорий турецких продукции и услуг.
- В сфере внешней политики: Обеспечить переход Турции из «средней весовой категории» в категорию «тяжеловесов» мировой политики, укрепить позиции Турции в исламском мире.
- В сфере внутренней политики: Принять новую Конституцию страны, обеспечив переход от парламентской к президентской форме правления.
Выборы 2023 года стали для турецкого руководства отчетными перед турецкими избирателя по достижению целей и задач, поставленных десятилетием ранее – в 2011 году.
Турецкому руководству не удалось достичь заявленных макроэкономических показателей.
ВВП страны в 2022 году составил 905,5 млрд долл. против заявленных 2 трлн долл. Турция сохранила свое место во второй десятке крупнейших мировых экономик по ВВП. Инфляция Турции за период с 2018 года по 2023 год далеко вышла за порог в 10%. По данным турецкого Агентства по статистике на февраль 2023 год, уровень инфляции составил 10,0%, среди молодежи – 19,2%, против заявленных 5%. Уровень бюджетных отчислений на НИОКР составил 0,28% в 2022 году, в то время как запланировано было увеличение до 2%. Объем экспорта Турции в 2022 году составил 254,17 млрд долл., против 500 млрд долл.
Наиболее болезненными для турецкого населения стал высокий уровень инфляции и разбалансировка цен, когда цены на одни и те же товары и услуг серьезно колеблются по рынку. Обеднение среднего класса и общее понимание того, что ситуация стала результатом ошибочной экономической политики, которая, в том числе, основана на сокращении процентной ставки – неортодоклальной политики борьбы с инфляцией лично президента Реджепа Тайипа Эрдогана, можно рассматривать как одним из важнейших факторов, направивших деидеологизированный электорат в сторону турецкой оппозиции.
В этой ситуации турецкое руководство в своей предвыборной агитации до землетрясения 6 февраля сконцентрировалось на внешнеполитических достижениях и на реализации национальных проектов, в рамках достижения «полного национального суверенитета» и «ухода от опеки глобальных держав». Под последними следует понимать, в первую очередь, Соединенные Штаты Америки.
Упор делался на успешное отстаивание национальных интересов Турции, в первую очередь, по трансграничной борьбе с террористическими организациями (РПК и так называемая «Террористическая организация Фетхуллаха Гюлена» или FETÖ – И.С.) в рамках блокирования заявок Швеции и Финляндии на членство в НАТО, на динамичное развитие турецкого интеграционного проекта – Организации тюркских государств, на активную миротворческую позицию по Украине с выходом на конкретные сделки (обмен военнопленными, в том числе, резонансная сделка по «Азову», и так называемая «зерновая сделка» — И.С.) и проч.