На днях Бундесвер завершил миссию по эвакуации 200 граждан Германии и представителей порядка 40 государств-партнеров из Судана. Целесообразность ее проведения объяснялась правительством «впечатлением от нападений на дипломатическую собственность и членов международных организаций», а также «необходимостью вмешательства с целью защиты жизни и здоровья граждан Германии, уполномоченных лиц и граждан третьих стран». Согласно официальным данным, мандат, действующий до 31 мая текущего года, включает возможность задействовать до 1600 военнослужащих. Непосредственное участие в операции приняли порядка 1 тысячи немецких военных, дислоцированных на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а остальные находились в состоянии повышенной готовности в резерве на территории ФРГ с возможностью быстрой отправки на место событий.
Из опасной страны через базу Бундесвера в иорданском Аль-Азраке в ходе 14 авиарейсов было вывезено порядка 780 человек. По данным СМИ со ссылкой на представителей вооруженных сил, непосредственно задействованных в указанной операции, приоритет в посадке на борт отдавался гражданам Германии, далее следовали граждане стран ЕС, затем НАТО. Отдельно журналистами отмечается, что далеко не все немцы вернулись на родину, что было связано с несколькими группами причин. С одной стороны, ввиду обстановки в Судане не все желающие смогли добраться до места, откуда проводилась эвакуация. В связи с этим в дальнейшем Берлин рассчитывает на встречную помощь стран-партнеров, так ранее часть граждан Германии уже сумели покинуть африканскую страну в рамках аналогичной эвакуационной миссии правительства Франции, начавшейся раньше. С другой стороны, работу в Судане продолжают дипломаты и сотрудники Немецкого общества международного сотрудничества. Их нахождение мотивируется, во-первых, важностью оказать содействие в поиске и отправке в федеральную республику оставшихся ее граждан. Предположительно речь может идти о цифре до 100 человек. Во-вторых, распоряжения полностью свернуть присутствие в Хартуме пока из Берлина, судя по всему, не поступало, что косвенно свидетельствует о планах федерального правительства не менять на текущем этапе свою стратегию, а по возможности дождаться стабилизации обстановки при минимальных сопутствующих рисках.
Особенностью миссии стало то, что ее развертывание началось фактически раньше не только формального согласия Бундестага, но даже подготовки итогового текста мандата. Для этого правительство воспользовалось имеющейся в законодательстве о полномочиях парламента оговоркой, в соответствии с которой без одобрения возможно реагирование на кризисные ситуации, «влекущие за собой неотвратимую опасность». При этом коалиция в целом могла рассчитывать на успешное прохождение предложения по эвакуации из Судана, поскольку еще 23 апреля был проведен соответствующий брифинг для председателей фракций.
Операция получила высокие оценки со стороны самих же ее организаторов. Так, глава федерального правительства О.Шольц подчеркнул, что миссия «убедительно продемонстрировала, что мы всегда может полагаться на оперативную готовность и профессионализм наших солдат, наших дипломатов и федеральной полиции». Министр обороны Б.Писториус, вместе с коллегой из МИД А.Бербок лично приветствовавший военных, совершивших последний эвакуационный рейс, назвал операцию «действительно отличной», а также «профессиональной, солидарной, основанной на вере в себя и своих товарищей». Наконец, А.Бербок подчеркнула, что немцев в Судане «очень, очень небольшое количество», но и у них будет шанс покинуть африканскую страну при поддержке партнеров ФРГ.
Таким образом, на уровне федерального правительства были предприняты максимальные усилия, дабы продемонстрировать успех операции и отсутствие внутриполитических противоречий как в рамках коалиции, так и в отношениях с оппозицией в Бундестаге. Ранее расходившиеся во взглядах на судьбу развертывания в Мали оборонное и внешнеполитическое ведомства, возглавляемые членами СДПГ и «Зеленых», показали свое сплочение и единство стратегий, приветствуя немецких военных, в то время как проведенная в парламенте подготовительная работа позволила, не боясь за судьбу мандата, начать его реализацию без официального согласия депутатов.
Можно предположить, что, действуя подобным образом, правительство было мотивировано как внутри- так и внешнеполитическими причинами. В последнем случае, речь идет о желании создать впечатление существенного вклада Германии в международное сотрудничество в целом и судьбу кризиса в Судане в частности. Говоря о внутренней ситуации в федеральной республике необходимо учитывать предстоящее годовое продление мандата в Мали, необходимое для обеспечения поэтапного вывода оттуда немецкого контингента. Для того, чтобы добиться поставленной цели коалиции важно убедить оппонентов в том, что при критическом ухудшении обстановки экстренная эвакуация может пройти в короткие сроки и быть хорошо скоординированной. Наконец, нельзя забывать и о продолжающемся парламентском расследовании миссии в Афганистане, в рамках которого уже несколько месяцев подряд представители различных правительственных ведомств и партий перекладывают друг на друга ответственность за принятие решений. На этом фоне не удивительна попытка действующей власти продемонстрировать свои достижения на контрасте с предыдущей.
Впрочем, говорить о том, что правительство О.Шольца действительно сумело купировать все возможные проблемы, связанные с Суданом, как минимум, преждевременно.
Во-первых, до конца не улажен вопрос с оппозицией, которая, ратуя за безопасность граждан, эвакуационную миссию в большинстве своем поддержала. Пока критически настроены ко всему происходящему остались лишь «Левые», что для коалиции не является критичным ввиду общего одобрения курса правительства со стороны главной его политической угрозы – ХДС. Однако мандат миссии согласован до 31 мая текущего года, что в целом дает возможность организовать еще рейсы, как для вывоза собственных граждан, так и в рамках международного сотрудничества. При развитии событий по такому сценарию нарастание внутренней напряженности в политических кругах волне вероятно, особенно принимая во внимание, что, по оценкам СМИ, количество немцев в Судане не столь незначительно, как это стремится представить А.Бербок.
Во-вторых, в некотором недоумении оказались сами военнослужащие, которых удивило, что завершение многолетней миссии в Афганистане не удостоилось личной встречи членами правительства эвакуационных рейсов даже с гражданами Германии, в отличие от краткой вывозной операции из Судана.
Наконец, в широком смысле обозреватели намекают, что успех отдельно взятой и непродолжительной во времени миссии в действительности представляет собой очередной провал всей концепции ФРГ в области зарубежного развертывания и поддержки демократического развития государств на Большом Ближнем Востоке и в Африке. Если добавить к этому неутешительные промежуточные выводы, которые можно сделать из продолжающегося парламентского расследования итогов присутствия Бундесвера в Афганистане, то очевидно, что Берлину требуется более тщательный пересмотр своего образа действий в кризисных регионах, что ставит под вопрос намеченное переформатирование присутствия в Сахеле после ухода из Мали.