О факторах, влияющих на отношение Египта к конфликту в Судане

Как указывают западные аналитики, кризис в Судане создает предпосылки для возможного вмешательства Египта. Такой вывод делается из понимания того факта, что  Египет всегда рассматривал Судан как стратегическую зону, имеющую решающее значение для его национальной безопасности; таким образом, продолжающийся и быстро развивающийся кризис в Судане, несомненно, ставит перед Каиром ряд сложных и уникальных проблем. Эти проблемы проистекают из внутренней ситуации в Египте, связанной с экономикой, параллельно с внешними факторами, связанными с его внешней политикой и стратегическими интересами, которые иногда могут противоречить региональным интересам арабских государств и западных союзников. Последнее стало очевидным за последнее десятилетие в отношении того, в какой форме Египет подошел к досье Ливии, Сирии, Йемена и Газы. Однако ситуация в Судане не похожа ни на какую другую. В Судане конфликт ведется между двумя хорошо вооруженными сторонами, Силами быстрой поддержки (RSF) и Вооруженными силами Судана (SAF), где обе стороны примерно одинаковой численности с точки зрения боевой силы.

В то время как ситуация в Судане уже начинает оказывать побочное воздействие на соседние страны, такие как Чад, Центральноафриканская Республика и Эритрея из-за массового притока мигрантов, риски для Египта намного серьезнее. До начала боевых действий Египет уже был домом для более чем 5 млн суданцев, что составляло более 10% населения Судана. Это не говоря уже о значительном количестве в стране палестинских, ливийских и сирийских беженцев и иммигрантов, число которых постоянно увеличивалось с 2012 года. Тем не менее, учитывая продолжающийся и развивающийся кризис в Судане, Египет готовится к увеличению притока беженцев – пересечению границы и контрабанде – наряду со страхом нехватки возможностей для приема этих беженцев. На этом фоне отчеты показывают, что группы, занимающиеся торговлей людьми, пользуются ситуацией и становятся все более активными вдоль судано-египетской границы, тем самым увеличивая риски, связанные с проникновением терроризма и экстремистских групп. Такие риски еще более усилились из-за того, что RSF открыло тюрьмы Судана, выпустив всех заключенных и преступников на свободу, чтобы отвлечь внимание SAF и еще больше дестабилизировать страну. В этом отношении Египет за последнее десятилетие уже столкнулся с растущими аналогичными рисками вдоль своей западной границы с Ливией и восточной границы с сектором Газа, которые привели к проникновению террористических группировок на границы и совершению террористических нападений в Египте.  Другая угроза безопасности для Египта проистекает из стратегической глубины Судана, соответствующей любым военным действиям Египта в отношении Эфиопии, если последняя продолжит представлять угрозу национальной безопасности для водных ресурсов Египта, поступающих из реки Нил через плотину «Возрождение». В этом отношении стоит отметить, что RSF Судана поддерживает тесные связи с эфиопским руководством, что не отвечает  интересам Египта.

С экономической точки зрения Судан также является региональным торговым партнером Египта, где ежегодный торговый обмен между двумя странами составляет почти 1 млрд долларов, наряду с тем, что Судан является стратегическим источником скота для Египта. Кроме того, у Египта есть стратегические планы инвестиций в сельское хозяйство и животноводство в Судане. В связи с этим считается, что более 90% земель Судана являются пахотными, и Египет давно стремится воспользоваться этим преимуществом с точки зрения стратегического достижения продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе, одновременно экспортируя продукцию по всему миру. Однако, с развитием конфликта в Судане, такие планы не будут продвигаться в ближайшее время.

Когда и как Египет вмешается в конфликт военным путем, остается неясным. Однако признаки указывают на то, что египетское военное вмешательство в Судане не является надуманным, если ситуация продолжит ухудшаться, особенно с учетом того, что ожидается, что реальная конфронтация между RSF и SAF развернется после того, как большинство текущих эвакуаций иностранцев приблизится к завершению.

Во-первых, египетский военный и разведывательный аппарат уже имеет сильное присутствие в Судане и поддерживал SAF в течение последних нескольких лет. Кроме того, египетская и суданская армии регулярно проводят совместные учения. Ситуация еще более усугубилась в результате строительства Эфиопией плотины «Возрождение», которая представляет серьезную угрозу для Египта. В отсутствие «дружественных» или поддерживающих сил в Судане у Египта может не быть другого выбора, кроме как противостоять угрозам национальной безопасности с помощью собственной военной силы. Подразделения египетских сил специального назначения и Службы общей разведки (GIS) присутствуют в столице Судана, пока только для координации защиты и безопасной эвакуации египтян, которых, как полагают, насчитывается около 10 000. Но никто не может предсказать, в какой степени операция египетских сил будет ограничена обеспечением безопасной эвакуации египетских граждан.

Во-вторых, было сообщено, что командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар, которого Египет решительно поддержал в его попытке укрепить контроль над Восточной Ливией, получил твердое предупреждение от Каира не поддерживать RSF, что ясно демонстрирует его решительную позицию к ливийскому союзнику по теме RSF в Судане. Треугольник между Египтом, Ливией и Суданом может быть сложным, учитывая, что и Хафтар, и командующий  RSF Мухаммед Хамдан Дагло (Хемити) используют один и тот же подход к обращению к Западу, изображая себя борцами с внутренним исламистским экстремизмом.

Еще одним общим аспектом между Хафтаром в Ливии и Хемити в Судане является то, что оба имеют прочные связи с российской ЧВК «Вагнер», где последняя участвует в защите золотых рудников, контролируемых RSF в Судане, а также в борьбе на стороне  Хафтара в Ливии в течение последних нескольких лет.  Тем не менее, министр иностранных дел России С.Лавров заявил на пресс-конференции в Организации Объединенных Наций, что Судан имеет право пользоваться услугами ЧВК «Вагнер», хотя и без четкого указания, для какой стороны конфликта эти услуги будут использоваться. Таким образом, Египет поставлен в положение, когда ему приходится  иметь дело с иностранной военной группой, которая тесно связана с Москвой, с которой Каир поддерживает тесные связи, но которая по-прежнему представляет серьезную угрозу безопасности Египта. Это особенно верно в свете сообщений о том, что ЧВК «Вагнер» предлагает современные ракеты и вооружение для RSF, чего Египет, вероятно, не потерпит.

В-третьих, убийство сотрудника египетского посольства и дипломата якобы боевиками RSF усиливает давление со стороны местной общественности на египетскую администрацию с точки зрения необходимости реагирования. Можно утверждать, что есть два мотива убийства египетского дипломата: это может представлять собой четкое послание со стороны RSF Египту держаться подальше от вмешательства или, альтернативно, есть сторона, которая действительно хочет заставить Египет ввязаться в конфликт в полномасштабном военном масштабе. Независимо от действительных мотивов, можно сделать вывод, что этот инцидент, вероятно, окажет влияние на внешнюю политику Египта по отношению к региональным союзникам с точки зрения того, как Каир может в перспективе действовать.  Хотя в официальном заявлении Министерства иностранных дел АРЕ не было упомянуто, кто стоит за инцидентом, RSF, скорее всего, совершили этот акт с учетом того, что за последние две недели бойцы RSF совершили аналогичные нападения на западные дипломатические представительства в Судане, в том числе открыли огонь по французскому конвою во время попыток эвакуации, что побудило госсекретаря США Энтони Блинкена позвонить лидеру RSF. RSF также пытались обстрелять турецкий эвакуационный самолет. В этой связи, а также размышляя о позиции Египта по региональным конфликтам за последние два десятилетия, включая конфликты в Ливии, Сирии, Йемене, Ираке, Йомене и Палестине, стоит отметить, что Египет всегда принимал сторону национальных регулярных  армий, а не ополченцев. Это также наводит на мысль о том, что крайне маловероятно, что Египет поддержит RSF как силу, контролирующую государство на своей южной границе.

В-четвертых, официальные лица Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявляют, что одна из национальных лабораторий здравоохранения Судана, в которой хранятся биологические материалы, включая возбудители холеры, была захвачена одной из сторон в продолжающемся конфликте. Это представляет огромный биологический риск не только для Судана, но и для соседних стран, и международное сообщество должно обеспечить, чтобы патогены были изъяты и не попали в руки террористических групп. Хотя конфликт в Судане разразился всего две недели назад, темпы его развития являются быстрыми, что оказывает беспрецедентное давление на соседние страны. Саудовская Аравия и Израиль предложили провести совместную встречу между RSF и командованием SAF в попытке деэскалации конфликта. При условии, что одна или обе эти совместные встречи действительно состоятся, главный вопрос заключается в том, приведут ли переговоры к какому-либо осуществимому соглашению между двумя сторонами. Можно утверждать, что командующие SAF и RSF к настоящему времени знают истинные намерения друг друга, и, возможно, у обоих не будет возможности урегулировать ситуацию, пока одна из сторон не добьется решающего контроля над Суданом. Трудно предсказать, может ли быстро развивающийся конфликт в Судане быть положен конец мирными переговорами или нет. Тем не менее, ухудшающаяся ситуация создает ряд серьезных угроз и рисков для Египта, которые могут вынудить Каир вмешаться военным путем или, по крайней мере, оказать полную поддержку и подкрепление суданской армии. Несмотря на это непростое решение, ситуация все еще может стать прекрасной возможностью для Египта согласовать свои интересы и внешнюю политику с мировыми державами. Например, с одной стороны, Египет явно выступает за поддержку SAF. С другой стороны, Соединенные Штаты традиционно ценят гражданское и демократическое правление, которое, по-видимому,  намеревался добиться командующий SAF генерал Абдель Фархан аль-Бурхан в рамках  передачи управления Суданом гражданским лицам в согласованные сроки, что в первую очередь является одной из причин спора с RSF. Таким образом, у США и Египта есть явная возможность улучшить двусторонние отношения и укрепить стратегическое сотрудничество по Судану после многих лет разногласий между обеими сторонами по региональным вопросам. Это не только пойдет на пользу общей безопасности и стабильности в Судане, а также укрепит сотрудничество между США и Египтом, но также поможет в балансировании глобальных сил на Ближнем Востоке во времена, когда некоторые страны ССАГПЗ смотрят в сторону Китая, а также косвенно поддерживают Россию. В противном случае, в контексте региональных политических обязательств и недавних событий, Каир может рассмотреть возможность согласования своих стратегических интересов с Россией в связи с суданским кризисом.

52.44MB | MySQL:103 | 0,491sec