Ситуация в Судане: ноябрь 2009г.

Ноябрь в Судане начался со скандала, который вызвал первый вице-президент страны и лидер южан Сальва Киир. Выступая 31 октября в столице Южного Судана Джубе, он высказался в пользу отделения региона на предстоящем референдуме. При этом он утверждал, что сохранение единства страны превратит южан в «лиц второго сорта».

Ответ на это заявление дал представитель руководства правящей партии Национального конгресса /НК/ Мандур аль-Махди. По его словам, заявление Киира противоречит Всеобъемлющему мирному соглашению /ВМС/, подписанному между южанами и северянами в конце 2005г. и прекратившему многолетнюю гражданскую войну.

Заключение ВМС позволило создать правительство национального единства с участием НК президента Омара аль-Башира и правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения /СНОД/ Сальвы Киира. ВМС предусматривает, в частности, проведение в январе 2011 года референдума о будущем Южного Судана. До этого срока участники ВМС обязались придерживаться идеи единого Судана.

В свою очередь глава Политсекретариата НК Ибрагим Гандур заверил, что вопреки этому заявлению Киира «мы продолжим партнерское сотрудничество со СНОД и работу по реализации положений ВМС».

1 ноября Судан подверг критике Соединенные Штаты за то, что Вашингтон сохранил в силе экономические санкции в отношении Хартума несмотря на определенное потепление в политических отношениях. Как заметил в ходе визита в Каир советник президента Омара аль-Башира — Мустафа Осман Исмаил, «в то время как Америка претендует на роль посредника и пытается играть позитивную роль в урегулировании суданских проблем, она тем не менее продлила срок действия санкций против нас». Советник категорически отверг «американскую стратегию /в отношении Судана/ в ее действующем виде». Тем не менее он признал важность для Судана развития отношений с Соединенными Штатами.

Как ранее заявил президент США Барак Обама, продление режима действия санкций, ограничивающих торговлю и американские инвестиции в суданскую экономику, обусловлено стремлением Вашингтона не допустить, чтобы эта страна превратилась в «тыловую гавань для террористов».

Отвечая на вопрос об отношении Хартума к предложению Африканского союза создать «гибридный уголовный суд» с участием зарубежных и суданских судей с мандатом на ведение дела лиц, совершивших преступления в Дарфуре, Исмаил указал, что у Судана есть «оговорки» по данной инициативе. Он утверждал, что Хартум будет не против такого суда, если он будет руководствоваться «законом и конституцией Судана».

3 ноября спецпредставитель США по Судану Скотт Грейшен побывал в Хартуме, где предпринял попытку снять растущую напряженность между НК и СНОД. «Положения ВМС должны быть выполнены, — заявил Грейшен на пресс-конференции. — Всеобщие выборы и референдум должны пройти через несколько месяцев, а не через несколько лет».

5 ноября Париж объявил, что предусматривает «особое решение» проблемы президента Судана Омара аль-Башира, в отношении которого действует мандат на арест, выданный Международным уголовным судом /МУС/. Париж сам оказался в достаточно деликатной ситуации в связи с решением МУС, поскольку запланировал на начало 2010 года провести в Египте встречу Африка — Франция. Как заявил госсекретарь Франции по вопросам сотрудничества Ален Джуанде, в этой связи «естественно возникает вопрос о президенте Судана». «Я полагаю, что будет найдено дипломатическое решение с тем, чтобы встреча состоялась, и это решение будет принято всеми сторонами».

По словам Джуанде, «не будет никакого формального запрета на участие во встрече Аль-Башира, однако, без сомнения, необходимо будет найти особое решение этой проблемы». Понятно, что присутствие О.аль-Башира на такой встрече поставило бы Францию в очень деликатное положение. В таком же деликатном положении находится и хозяин встречи — Египет, который уже принимал О.аль-Башира после вынесения решения МУС.

6 ноября организация «Врачи без границ» предупредила, что в Южном Судане быстро растет число случаев заболеваний смертельно опасной тропической болезнью — черной лихорадкой. Наиболее тревожная ситуация складывается в южных штатах Джонглей и Верхний Нил. Там только за октябрь «Врачи без границ» зафиксировали по меньшей мере 107 заболевших, что эквивалентно показателю всего Южного Судана за весь 2008г. К тому же «Врачи без границ» опасаются, что указанные данные — лишь «верхушка айсберга» — по данным одной из больниц в Малакале — столице штата Верхний Нил — только за последнюю неделю октября — первую неделю ноября в это медучреждение поступили свыше 70 человек с диагнозом черная лихорадка.

Эта болезнь передается человеку через укусы маленькой песчаной мошки. Ее симптомы — высокая температура, диаррея и анимия. Если заболевшему не оказывается экстренная медикаментозная помощь, смерть наступает в 100 проц. случаев. Если такая помощь оказывается, у заболевших появляется 5-проц. шанс на выживание.

8 ноября заместитель директора детского фонда ООН /ЮНИСЕФ/ Хильд Джонсон предупредила, что Южный Судан может столкнуться с проблемой голода, если власти этого полуавтономного региона не смогут сдержать вспышки межплеменного насилия и не решат проблему нехватки продовольствия. С последней проблемой уже столкнулся примерно 1 млн человек из числа проживающих на юге страны. Это заявление Джонсон сделала при поседении города Бор — столицы штата Джонглей. Этот штат с начала 2009г. захлестнула волна межплеменных столкновений, в которых погибли около 2 тыс.человек.

8 ноября стало известно, что президент Судана Омар аль-Башир, в отношении которого действует мандат МУС об аресте, отказался от поездки в Турцию. В Стамбуле он должен был принять участие во встрече стран-участниц Организации Исламская конференция на высшем уровне. В официальном сообщении на этот счет отказ от поездки мотивировался некими «насущными внутренними проблемами».

На самом деле, как представляется, в Хартуме опасаются перехвата президентского самолета, который могут осуществить самолеты ВВС нескольких западных стран, базирующиеся в регионе. Еще одна возможная причина отказа — визит О.аль-Башира в Турцию поставил бы в очень деликатную ситуацию Анкару, которая уже давно рвется в Евросоюз. А последний, как известно, настаивает на выполнении решения МУС.

Несколько дней спустя, 12 ноября, прокурор МУС Луи Морено-Окампо выступил с утверждением, что «Аль-Башир с каждым днем оказывается во все большей изоляции, и его перемещения становятся все более ограниченными». Он напомнил, что президент О.ль-Башир был вынужден отказаться от визитов в Турцию, ЮАР, Уганду, Нигерию и Венесуэлу.

18 ноября стало известно об очередных межплеменных столкновениях в Южном Судане, которые привели к гибели примерно 50 человек. В ходе столкновений бойцы племени мандари атаковали две деревни племени динка. Эта атака была отражена. Мандари потеряли 37 человек убитыми, динка — свыше 10. Поводом для столкновений стала традиционная кража скота у соседей.

20 ноября лидер южан Сальва Киир побывал в Париже. Там он обвинил Хартум в несправедливом дележе доходов от добычи нефти на юге страны. По его оценке, Южный Судан получает не более 25% от общей суммы доходов Судана от продажи нефти, в то время как в ВМС предусмотрено равное распределение доходов между Севером и Югом.

В настоящее время уровень добычи нефти в Судане составляет 465 тысяч баррелей в день. Добыча ведется на юге страны, а также на границе между Севером и Югом.

25 ноября стало известно, что российский пилот спас жизнь первому вице-президенту Судана и лидеру южан Сальве Кииру. Во время визита в Уганду его самолет едва не потерпел катастрофу. Киир пользуется самолетом типа «Ан», которым управляет российский экипаж. При взлете из аэропорта на севере Уганды у лайнера взорвалась одна из покрышек шасси. Однако, по словам представителя президента Уганды Йовери Мусевени — Джзепе Тамале Мирунди, летчикам удалось выровнять самолет и предотвратить трагедию.

Таким образом, Киир избежал судьбы своего предшественника Джона Гаранга, который погиб в авиакатастрофе вскоре после подписания ВМС. Гаранг погиб в июле 2005 г., когда угандийский вертолет потерпел катастрофу близ границы Уганды и Судана. В обеих случаях версия о покушении остается открытой.

Также 25 ноября суданская оппозиция и СНОД отодвинули по меньшей мере н неделю практическую реализацию их совместной угрозы объявить о бойкоте всеобщих выборов. Ожидается, что новая дата истечения ультиматума южан и оппозиции, требующих демократизации избирательного законодательства, станет известна в ближайшие дни. Судя по всему, такое решение неизбежно, и пока трудно представить все его последствия.

52.25MB | MySQL:103 | 0,446sec