Тренды последних предвыборных опросов
12 мая социологические агентства завершили публикацию результатов предвыборных опросов. При этом интересно, что 4 мая начался официальный запрет Высшего избирательного совета (YSK) на публикацию результатов опросов, прогнозов, мини-референдумов. Делается это с целью уменьшения возможности давления на избирателей со стороны неполитических акторов. Примечательно, что в Турции фактически нет дня тишины в привычном для нас смысле. Агитация политиков разрешена до 18:00 13 мая. То есть только 6 часов последнего дня перед выборами пройдут без официальной агитации. Однако, как мы видим, ограничение деятельности социологических компаний фактически не работает. Большинство разбираемых в этой статье опросов проводились и публиковались после 4 мая. Учитывая различия результатов исследований и степень их ангажированности, мы планируем выделить отмечаемые ими доминирующие тренды. Мы ссылаемся на те опросы, которые показывали свою активность с января 2020 г. до сегодняшнего дня. С методологической точки зрения, мы это делаем для того, чтобы отсечь исследования компаний, которые активизировались непосредственно перед выборами. Мы считаем это важным условием для получения наиболее объективных данных.
Партия справедливости и развития
Средний рейтинг Партии справедливости и развития (AKP) равен 36,9%. На такой уровень поддержки повлияли данные опросов проэрдогановских компаний (Areda Survey, Optimar, ADA). Их результаты отличаются большим отклонением от средних значений. В этом смысле мы признаем 35% (с учетом статистической погрешности в +/- 2%) важной психологической отметкой для AKP. К примеру: только 4 опроса из 14 показывает результат правящей партии больше 37%. 8 опросов указывают на уровень поддержки в пределах 35%-37%. Поэтому мы считаем это наиболее релевантным диапазоном рейтинга для AKP перед выборами.
Народно-республиканская партия
Средние показатели Народно-республиканской партии (CHP) равны 29,5%. Этот результат также мы считаем, скорее, завышенным. Здесь на цифры кемалистов влияют близкие уже к ним опросы (Avrasya, Bulgu). Сложность определения цифр CHP также связана с выдвижением по спискам партии кандидатов от 4 малых партий-членов Национальной коалиции. В опросах электорат этих партий выбирал кемалистов. С этим мы связываем больше количество вариантов, показывающих рейтинг CHP выше 30%. Однако сложно определить, сколько процентов принесут избиратели этих партий. Единства в этом вопросе опросы не имеют. В этом смысле мы считаем психологически важной отметкой 28% поддержки (с учетом статистической погрешности в +/- 3%).
Хорошая партия
Самым проблемным и важным аспектом является результат Хорошей партии (İYİ). Средние значения «хорошистов» находятся на уровне 9,9%. Но мы считаем этот результат недооцененным. Такой уровень поддержки у İYİ был по итогам выборов 2018 г. Учитывая запрос общества на правоцентристскую альтернативу в партийной системе, события 2018-2023 гг., рост рейтинга Хорошей партии до марта 2023 г., мы считаем эти цифры слишком низкими. Падение ее рейтингов после кризиса оппозиции 2-6 марта 2023 г. действительно было. Однако позже наблюдалось возращение поддержки светских националистов, на что указывает снижение потенциала Партии Родины (MEMLEKET) Мухаррема Индже. Поэтому, учитывая цифры CHP, мы считаем уровень поддержки в 12% (с учетом статистической погрешности в +/- 2%) важной целью, достижение которой необходимо для получения оппозицией комфортного преимущества в парламенте. Усиливает наши догадки то, что компания с самой высокой степенью попадания прогнозов KONDA указывает на тот же уровень.
Зеленая левая партия
Среднее значение рейтингов Зеленой левой партии (YSP) на основе 14 представленных опросов показывает уровень поддержки в 10%. Мы отмечаем, что результаты этой партии по сравнению с итогами Демократической партии народов (HDP) в 2018 г. (11,7%) упадут. Это связано с тем, что на тех выборах у партии меньшинств была проблема преодоления избирательного порога в 10%. Поэтому за нее голосовали сторонники кемалистов. На этих выборах этой поддержки не ожидается. В целом мы ожидаем результат левых в районе 10%-11%.
Партия националистического движения
Партия националистического движения (MHP) по средним значениям находится на уровне 7,6%. До сих пор существуют опросы, которые оспаривают возможность преодоления националистами избирательного порога в 7% и попадания в парламент. Однако мы с этим не согласны. Таких изменений мы не ожидаем. Более того, мы предполагаем, что потенциал MHP может вырасти до 8,5-9%. Однако рост ее рейтинга чаще всего приводит к падению цифр AKP. Поэтому мы в случае MHP указываем на важность диапазона 7%-9%.
Таблица № 1. Результаты последних опросов социологических компаний перед парламентскими выборами
Рейтинг Партии справедливости и развития (AKP) | Рейтинг Народно-республиканской партии (CHP) | Рейтинг Хорошей партии (İYİ) | Рейтинг Зеленой левой партии (YSP) | Рейтинг Партии националистического движения (MHP) | |
MAK Danışmanlık | 36,9% | 30,1% | 12,6% | 10,4% | 6,6% |
Avrasya | 35,1% | 33% | 8,6% | 9,7% | 7,9% |
SAROS | 36,6% | 31,5% | 8,6% | 11,9% | 6,6% |
KONDA | 35% | 27,5% | 12,4% | 10,5% | 8% |
Bulgu | 34,2% | 32,8% | 9,9% | 8,9% | 5,8% |
ALF | 35,5% | 27,8% | 12,3% | 10,8% | 7,8% |
Türkiye Raporu | 36,7% | 30,6% | 10,1% | 9,1% | 7,4% |
Area | 36,8% | 30% | 8,6% | 10,3% | 8,3% |
ADA | 39,6% | 26,3% | 7,2% | 10,2% | 9,7% |
MetroPOLL | 40,3% | 30,5% | 8,6% | 10,1% | 5,2% |
Yöneylem | 35,5% | 30,4% | 9,6% | 10,2% | 7,8% |
Optimar | 38% | 27,7% | 8,4% | 8,1% | 8,7% |
ORC | 34,5% | 28,4% | 13,7% | 10,6% | 7,3% |
Areda Survey | 41,4% | 26% | 7,5% | 9,2% | 8,9% |
Средние значения | 36,9% | 29,5% | 9,9% | 10% | 7,6% |
Подытоживая, мы отмечаем высокую вероятность влияния на итоги выборов непрогнозируемых факторов. Мы согласны только с цифрами YSP, и то с оговорками. Цифры остальных партий могут стать большим электоральным сюрпризом. В этом смысле определяющее значение будет играть голосование избирателей-националистов и итог İYİ/MHP. Не менее важной будет активность молодежи и ее влияние на результаты CHP/YSP. При этом мы отмечаем, что, по сути, идет борьба за возможность создания комфортного парламента или получения точек давления парламентского большинства.