Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 8

Израиль попеременно переживает эскалацию напряженности на разных «фронтах» – атаки с территории южного Ливана (т.н. «северный фронт») и Сирии, волнения в Восточном Иерусалиме и ракетные обстрелы из сектора Газа, проведение с 9 мая 2023 г. операции «Щит и стрела» и беспрецедентные массовые протесты внутри самой страны, вызванные намерением правительства Биньямина Нетаньяху провести реформу судебной системы. Это способствовало ухудшению отношений с США – ключевым союзником Израиля.

Эйтан Гильбоа, эксперт по американо-израильским отношениям, международным коммуникациям и публичной дипломатии в Иерусалимском институте стратегии и безопасности (The Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS), разбирается в причинах вмешательства США в политический процесс в Израиле (начало в предыдущей статье Часть 7).

Он называет попытки Белого дома повлиять на законодательство в Израиле в контексте судебной реформы «неординарным событием». По его мнению, «администрацию Байдена на такой шаг вынудили обстоятельства в Израиле и США: размах и поспешность принятия законов, направленных на серьезное изменение израильской судебной системы, и игнорирование предложений экспертов в Комитете Кнессета по конституции, законодательству и правосудию».

Американское вмешательство якобы стало доказательством того, что «Нетаньяху не выполнил обещания, которые он дал Байдену и его команде». Следовательно, «Байден не мог игнорировать массовые демонстрации в Израиле против законодательства, петиции экономистов, юристов, политологов, представителей израильских служб безопасности и военных (среди которых бывшие главы Совета национальной безопасности, Моссада и ШАБАКа), а также заявления и вывод средств бизнесменами, высокотехнологичными компаниями и стартапами». Помимо этого указывается на обращение к Байдену произраильских конгрессменов и лидеров еврейских организаций с призывом выступить против посягательства на судебную систему. Религиозные конфессии, еврейские федерации и филантропы, которые жертвуют Израилю миллиарды долларов, также выразили свои сомнения по этому вопросу и выступили с предупреждениями.

Согласно Э.Гильбоа, петиции и протесты видных американских ученых и экспертов оказали еще большее воздействие на решение Байдена отреагировать на ситуацию в Израиле. «Одну петицию против изменения судебной системы подписали 150 юристов, все сторонники Израиля, которые обеспокоены его безопасностью и благополучием. Среди тех, кто подписал соглашение, был профессор права из Гарварда Алан Дершовиц, один из самых ярых сторонников Израиля в мире. Профессор права Ирвин Котлер, бывший министр юстиции Канады, который также является видным защитником еврейского государства, сказал, что судебная реформа приведет к «ущербной демократии» в этой стране. По его словам, заявление Нетаньяху о том, что в Канаде есть пункт в законе, позволяющий отменять решения Верховного суда, было неверным и вводящим в заблуждение, поскольку эта возможность ограничивается редкими и исключительными случаями».

Израильский эксперт упоминает также петицию, предупреждающую о неблагоприятных последствиях судебной реформы для израильской экономики, которую подписали 56 профессоров экономики и лиц, занимающих высокие экономические должности в США. «Независимая судебная система является важным звеном в системе сдержек и противовесов», — говорится в петиции. «Ее подрыв нанесет вред не только демократии, но и процветанию и росту» экономики Израиля.

Указывается на то, что «Нетаньяху попросил профессора экономики Ларри Саммерса, бывшего президента Гарварда и министра финансов при президенте Билле Клинтоне, публично разъяснить, что судебная реформа не поставит под угрозу израильскую экономику. Саммерс отказался, и в интервью Bloomberg заявил обратное».

Нетаньяху отклонил петиции протеста и профессиональные мнения подавляющего большинства израильских юристов и экономистов как приверженцев «левой идеологии» и антиправительственных программ. Э.Гильбоа при этом отмечает, что «многих американских юристов, экономистов и ученых, таких как Дершовиц, Котлер и Саммерс, нельзя назвать «левыми, выступающими против Израиля». Более того, когда президент США предостерег от судебной реформы, это могло повлиять на решения инвесторов и компаний, рассматривающих возможность ликвидации или сокращения своего бизнеса в Израиле или вывода денег из страны».

Эксперт напоминает, что одним из первых предложений в рамках судебной реформы стало изменение процедуры выборов судей. В нынешней Комиссии по избранию судей равноправно представлены политики от коалиции, оппозиции, судьи и юристы. Реформа же предполагает установление полного контроля над процессом со стороны правящей коалиции. «Нетаньяху, министр юстиции Ярив Левин и депутат Симха Ротман, председатель Комитета Кнессета по конституции, законодательству и правосудию, а также высокопоставленные представители коалиции в оправдание своих намерений часто заявляли, что в США политики назначают судей Верховного суда».

По мнению Э.Гильбоа, тем самым «они искажают и вводят в заблуждение общеизвестные факты». Эксперт обращает внимание на то, что «Верховный суд США сильно отличается от Верховного суда в Израиле. В Америке он действует как конституционный суд и арбитр в отношениях между 50 штатами и федеральным правительством; тщательно отбирает для рассмотрения лишь несколько отдельных случаев критической важности. Конституция США отличается четкостью формулировок». Предлагаемые в ходе судебной реформы изменения эксперт считает «очень похожими на поправки к Конституции США, принятие которых является непростой задачей. Для любой поправки необходимо взаимодействие законодателей от двух основных партий. Чтобы предотвратить произвольные поправки, Конституция США требует их одобрения двумя третями обеих палат Конгресса и тремя четвертями штатов США (38 из 50). С 1789 г. было принято всего 27 поправок к Конституции». Из этого выводится объяснение поведения администрации – «американцы были поражены произвольной и поверхностной дискуссией Ротмана в профильном Комитете Кнессета. Он никогда бы не смог провести подобные слушания в судебных комитетах Палаты представителей или Сената США».

Помимо этого Э.Гильбоа указывает и на другие признаки ухудшения репутации Израиля в США. Он отмечает, что «поддержка общественного мнения всегда была важна в американо-израильских отношениях, отличающихся особым характером. Конгресс всегда отражал эту поддержку, которая проявлялась в одобрении существенной военной помощи Израилю, принятии произраильских законов и резолюций, а также в критике президентов, принимавших антиизраильские меры». Эксперт ссылается на опрос Gallup, проведенный в феврале этого года, в ходе которого выявилось значительное снижение общественной поддержки Израиля и углубление раскола с демократами. Предполагается, что на его результаты частично повлияли дебаты о судебной реформе и напряженность в американо-израильских отношениях. Отмечается также «резкое изменение отношения американцев к израильско-палестинскому конфликту. На вопрос: «Что касается ситуации на Ближнем Востоке, вы больше симпатизируете израильтянам или палестинцам?» 54% американцев больше симпатизируют Израилю, а 31% – палестинцам. В 2020 г. пропорция была следующая – 60% к 23%».

Результаты опроса сторонников Демократической и Республиканской партий США вызывают у эксперта тревогу. «Впервые демократы стали больше симпатизировать палестинцам – 49% к 38%. Это наихудший для Израиля показатель. Среди республиканцев поддержка Израиля на уровне 78%, палестинцев – 11%. Но и здесь тоже наблюдается спад, потому что в 2020 г. разрыв составлял 86% за Израиль по сравнению с 9% – за палестинцев. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет поддержка одинаковая – 41%. Опрос показал, что большинство американцев, 55% против 35%, поддерживают создание Палестинского государства в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан». Э.Гильбоа называет это «беспрецедентным результатом в пользу решения конфликта путем создания «двух государств для двух народов». Среди республиканцев также зафиксирован значительный рост поддержки такого решения».

По мнению Э.Гильбоа, США проводят различие между политическими вопросами и министрами израильского правительства, т.к. невзирая на неприязнь к отдельным его министрам, сотрудничество в области безопасности продолжалось в обычном режиме. Так, «председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли посетил Израиль 3 марта, министр обороны Ллойд Остин прибыл 9 марта. Оба обсуждали угрозы ядерной программы Ирана, а также судебную реформу и отношения с палестинцами. Они были обеспокоены тем, что изменения судебной системы негативно скажутся на израильской возможности сдерживания. Они также намекнули, что министр обороны Йоав Галант является достойным партнером, тогда как второй министр [в министерстве обороны Израиля] Смотрич — нет». Эксперт опасается, что кризис в двусторонних отношениях может затронуть взаимодействие и в сфере безопасности.

Э.Гильбоа обращает внимание на то, что «судебная реформа и крайние идеологические позиции Смотрича и Бен-Гвира по отношению к палестинцам усилили критику и делегитимацию Израиля среди прогрессистов и либералов в США. Прогрессивный блок, враждебный Израилю, добился власти и влияния внутри Демократической партии, некоторые из них являются антисемитами. Прогрессивная часть партии уже давно призывает к санкциям против Израиля, особенно в контексте оказания военной помощи». В понимании эксперта, «проблема заключается не только в тех 3,8 млрд долларов, которые ежегодно выделяются Израилю и идут на закупку современного оружия, такого как истребители F-35. Если израильское правительство продолжит игнорировать США, ответом может стать задержка в поставках передового оружия, сокращение военного взаимодействия и защиты Израиля во враждебных международных организациях».

По мнению Э.Гильбоа, «правительство и Кнессет не провели тщательных обсуждений негативных последствий судебной реформы для внешних контактов Израиля в целом и для отношений с США в частности. Этот вопрос, похоже, не интересует Левина, Ротмана и других в Ликуде. Но это должно было заинтересовать Нетаньяху, которому следовало обсудить его, по крайней мере, в кабинете безопасности и в Комитете Кнессета по иностранным делам и обороне. Нетаньяху не воспринял всерьез американскую позицию и предупреждения. Результат может быть жестоким и разрушительным» для страны.

Эксперт полагает, что «жесткая критика Байденом Нетаньяху и его правительства обнажила то, что накапливалось уже на протяжении некоторого времени — демократическая администрация в ярости на Нетаньяху за невыполнение обещаний. Он принижал и игнорировал прямые предупреждения президента США и его команды, тогда как Байден — президент, которого сам Нетаньяху назвал одним из лучших друзей Израиля». «Под давлением массовых протестов и США Нетаньяху приостановил реформу и согласился на диалог с оппозицией. Тем не менее, он заверил Бен-Гвира, что соответствующие законы будут приняты более или менее в первоначальном варианте. Аналогичные заявления сделали Левин и другие министры».

По мнению Э.Гильбоа, «увольнение Нетаньяху министра обороны Галанта стало той соломинкой, которая сломала хребет американскому верблюду. Галант представлял для американцев более умеренную и прагматичную сторону правительства Нетаньяху, в отличие от Смотрича и Бен-Гвира… Ллойд Остин и Галлант говорят на одном военном языке, языке безопасности. Галант, а также Байден и Остин прекрасно осознают пагубное влияние судебной реформы на противоречия в обществе и внутри Армии обороны Израиля. Они отлично понимают степень угроз еврейскому государству со стороны Ирана и его прокси в Газе, Ливане, Сирии и Йемене, декларируемая цель которых — уничтожить Израиль. Есть опасность, что они воспользуются разногласиями в Израиле, ослаблением ЦАХАЛа и кризисом с США, чтобы в ближайшее время нанести Израилю неожиданный и комбинированный военный удар с нескольких фронтов. Увольнение Галанта за то, что он представил Нетаньяху точную картину ухудшающейся стратегической ситуации, ошеломило Вашингтон. Администрация Байдена оказала давление на Нетаньяху, чтобы тот отменил увольнение, что он в конце концов и сделал»[i].

Э.Гильбоа видит проблему в том, что «Нетаньяху не осудил антиамериканские заявления, сделанные министрами в его правительстве и депутатами Кнессета от его коалиции». В этих условиях, полагает эксперт, «администрация США задумалась над следующими вопросами: вопреки своим обещаниям, Нетаньяху не контролирует своих партнеров по коалиции, где тон задают экстремисты, или, что еще хуже, он контролировал их и позволял им делать антиамериканские заявления». Вне зависимости от ответа, для эксперта результат один – «нежелание Байдена пригласить Нетаньяху с официальным визитом в Вашингтон — это настоящий удар по репутации Израиля в США, на Ближнем Востоке и во всем мире. Послание Байдена состоит в том, что поддержка Израиля зависит от широкого соглашения о прекращении борьбы за продвижение судебной реформы».

Э.Гильбоа выделяет еще одну причину кризиса с США – политика Израиля в отношении палестинцев. Американский стратегический интерес  он видит в том, чтобы «предотвратить общую вспышку насилия и сохранить возможность решения конфликта путем создания двух государств». Отмечается, что «и демократическая, и республиканская администрации всегда выступали за это решение. Администрация Байдена понимает, что с учетом нынешних условий в Израиле, на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа нет никаких шансов на возобновление переговоров, не говоря уже о достижении соглашения о прекращении конфликта. Тем не менее, по мнению Белого дома, широкомасштабное расширение еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан может разрушить концепцию двух государств. Байден опасается, что цель нынешней коалиции под давлением министров Бен-Гвира и Смотрича — сделать все возможное, чтобы не допустить образования палестинского государства».

В качестве подтверждения, эксперт напоминает, что «правительство Нетаньяху объявило о плане легализации девяти незаконных аванпостов и строительства тысяч единиц жилья на Западном берегу р. Иордан. В целях снижения волны терроризма и насилия там накануне Рамадана администрация Байдена инициировала две встречи Израиля и палестинцев в Акабе и Шарм аш-Шейхе с представителями США, Египта и Иордании. Были достигнуты договоренности, в том числе о замораживании строительства в ряде населенных пунктов, об укреплении Палестинской национальной администрации и возобновлении координации в сфере безопасности, но через мгновение Смотрич и Бен-Гвир выступили против этих договоренностей. Правительство также аннулировало Закон о размежевании от 2005 г., который сделал возможным уход Израиля из сектора Газа и нескольких поселений на Западном берегу р. Иордан. Бен-Гвир и Смотрич заявили о своем намерении вернуться в Хомеш, одно из таких поселений, а министр Орит Штрук пошел еще дальше, заявив, что Израиль должен вернуться в сектор Газа. В результате произошло почти невиданное – посол Израиля в Вашингтоне Майк Герцог был вызван в Госдепартамент США, где получил выговор»[ii]. Таким образом, «американцы считают Нетаньяху ответственным за действия правящей коалиции и ожидают, что он серьезно отнесется к их позиции».

Э.Гильбоа обвиняет Нетаньяху в том, что он нанес большой ущерб американо-израильским отношениям. Предполагается, что израильский премьер-министр «может думать, что сможет дожить до президентских выборов 2024 г., надеясь на победу республиканцев и, возможно, даже на возвращение Дональда Трампа в Белый дом. Но Байден будет президентом до 20 января 2025 года, и неясно, победит ли на выборах кандидат от республиканцев — Трамп или кто-то другой».

По мнению эксперта, «внутренний кризис в Израиле обострился в особенно неудачное стратегическое время. Нетаньяху хотел расширить «Авраамовы соглашения» путем включения в этот процесс Саудовской Аравии и спланировать военный шаг, который остановит или серьезно навредит разработке Ираном ядерного оружия. Результат продвижения судебной реформы и протесты привели к параличу его правительства. Израиль воспринимается как слабый и конфликтующий с США, и, возможно, поэтому саудовцы при посредничестве Китая предпочли возобновить дипломатические отношения с Ираном и принять у себя делегацию ХАМАС. Нетаньяху пока не пригласили посетить ОАЭ, а заседание Негевского форума в Марокко отменили. Все это тревожные признаки смены альянсов в регионе».

Указывается на то, что США и Израилю придется снизить напряженность. При этом «большее бремя ложится на Нетаньяху, потому что Израиль не может позволить себе потерять поддержку США. Ему придется придавать большее значение недовольству Соединенных Штатов, контролировать радикальных членов своей коалиции и прилагать согласованные усилия для обеспечения широкой поддержки пересмотра судебной системы. Байдену придется умерить критику США и избегать чрезмерных лекций и вмешательства во внутренние дела Израиля», – заключает эксперт[iii].

[i] Netanyahu reinstates Gallant, blames last coalition for cross-border attacks, terror // Times of Israel. 10.04.2023. https://www.timesofisrael.com/netanyahu-reinstates-gallant-blames-previous-government-for-current-wave-of-attacks/

[ii] Israeli envoy called to US State Department in protest of Disengagement Law’s repeal // Times of Israel. 22.03.2023. https://www.timesofisrael.com/israeli-envoy-called-to-us-state-department-in-protest-of-disengagement-laws-repeal/

[iii] The United States and the judicial overhaul in Israel: Criticism, sanctions, effects / JISS. 02.05.2023. https://jiss.org.il/en/gilboa-the-us-and-the-judicial-overhaul-in-israel/

55.95MB | MySQL:116 | 0,908sec