Военно-политическая обстановка в Ираке (ноября 2009 года)

В ноябре 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. В то же время положение дел в сфере безопасности в минувшем месяце стало менее напряженным. Основные события внутриполитической жизни страны разворачивались вокруг принятия нового закона о выборах. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака основное внимание по-прежнему уделяло отношениям с соседними государствами и США.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2009 года характеризовалась заметным снижением боевой и террористической активности сил местной вооруженной оппозиции и иностранных боевиков, в результате чего произошло значительное снижение числа жертв от различных видов вооруженного насилия. Так, по информации иракских правительственных органов, в минувшем месяце число погибших среди гражданского населения составило всего 88 человек (в октябре — 343 человека), а раненых – 532 человека (в октябре – 1275 человек). В ноябре было убито 38 боевиков и террористов, арестовано – 510 (в октябре – 395). Таким образом, ноябрь 2009 года стал месяцем наименьших людских потерь со времени американо-британского вторжения в Ирак в марте 2003 года.

Вместе с тем, положение дел в сфере безопасности не дает пока повода для чрезмерного оптимизма. Ситуация здесь в целом остается неустойчивой. Противники багдадского режима и американского присутствия в Ираке, хотя и понесли значительные людские и материальные потери, но полностью не разгромлены и все еще сохраняют потенциал для восстановления и наращивания своих сил и боевых и пропагандистских возможностей. Иракские власти и военное командование США опасаются, что по мере приближения парламентских выборов вооруженная оппозиция может значительно активизировать свои действия с целью затруднить их подготовку и проведение.

Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности в Ираке, как и прежде, остаются столица страны Багдад и прилегающие к городу районы, а также северные провинции Найнава с центром в г. Мосул, и Эт-Таамим (г. Киркук). В ноябре вооруженные столкновения и террористические нападения продолжали совершаться в западной провинции Анбар (г. Рамади), населенной преимущественно суннитами. Сложная обстановка сохраняется в северо-восточной провинции Дияла (г. Баакуба) со смешанным арабским (суннитским и шиитским) и курдским населением. Здесь боевики и террористы, несмотря на проводимые иракскими и американскими войсками спецоперации, регулярно совершали вооруженные нападения.

В ноябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Рамади, Баакуба, Эль-Искандерия, Эль-Махмудия, Самарра, Эль-Юсифия, Карма, Хан Бани Саад, Эс-Саадия, Эш-Ширкат, Байджи, Эль-Мусаийб, Баллад, Эт-Тармия, Машхади и в ряде других мест.

В прошедшем месяце отмечено уменьшение числа терактов в крупнейшем городе иракского севера — Мосуле, где иракские силы безопасности при содействии американцев регулярно проводят операции против боевиков и террористов. Тем не менее, ситуация в городе и его окрестностях все еще остается напряженной и далекой от стабильности.

Напряженная обстановка сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. В городе часто совершались вооруженные нападения и другие насильственные действия.

В целом нестабильной остается ситуация в Багдаде и его пригородах. Здесь также регулярно происходят вооруженные нападения, обстрелы и теракты, хотя их количество в минувшем месяце уменьшилось.

На большей части территории иракского юга положение дел в ноябре в основном характеризовалось относительной стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Кербела, Хилла, Эн-Нуумания и некоторых других местах.

В ноябре ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в целом продолжала оставаться стабильной.

По оценке командующего американскими войсками в Ираке генерала Р. Одьерно, доминирование иностранцев в иракском филиале «Аль-Каиды» постепенно сходит на нет. Генерал считает, что группировка «Аль-Каида в Ираке» за последние годы «в значительной степени трансформировалась», и «если раньше там главенствовали иностранцы, то сейчас в группировке все больше верховодят иракские граждане», однако присутствие «иностранных элементов» в группировке все еще остается заметным.

В настоящее время иракский филиал «Аль-Каиды» всячески стремится восстановить свои позиции в бывших районах влияния, главным образом в центре и на севере страны, усилить суннитско-шиитские противоречия. По мнению генерала Р. Одьерно, ее боевики на сегодняшний день способны осуществлять главным образом одиночные, но «высококачественные» тер-рористические акции.

Серьезную угрозу стабильности и безопасности в Ираке продолжают представлять противоречия и враждебность между суннитами и шиитами, арабами и курдами.

Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, военнослужащих правительственной армии, сотрудников МВД и спецслужб, бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», воевавших с американскими войсками против «Аль-Каиды», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, врачи. Многие теракты продолжают совершаться боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи государ-ственных учреждений.

Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.

Продолжают иметь место нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, медицинские учреждения, различные экономические объекты. Так, подрыв в ноябре экспортного нефтепровода недалеко от Киркука привел к приостановке на несколько дней подачи идущей на экспорт нефти в турецкий порт Джейхан. В минувшем месяце имели место обстрелы американских военных баз. В ноябре вновь были совершены нападения на христианские храмы (в Мосуле).

По состоянию на 1 декабря 2009 года в силовых структурах Ирака числилось около 672 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 238,8 тыс. человек и в различных структурах МВД – 433,2 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в военизированных охранных формированиях различных министерств и ведомств.

По официальной правительственной информации, в ноябре 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 34 человека (в октябре – 67 человек), а т. ч. военнослужащих – 12 (в октябре – 25) и полицейских – 22 (в октябре – 42). Ранения в ноябре получили 100 человек (в ноябре – 225 человек), в т. ч. военнослужащих – 44 (в октябре – 90) и полицейских – 56 (в октябре – 135).

Пентагон в ноябре уведомил американский Конгресс о возможной продаже Ираку 15 вертолетов общего назначения на сумму в 1,2 млрд долларов. Также сообщается о намерении иракского министерства обороны приобрести в США еще 12 транспортно-десантных вертолетов

16 ноября в ходе визита в Париж иракского президента Дж. Талабани Ирак и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере.

Президент курдской автономии М. Барзани заявил в ноябре о создании единых вооруженных сил региона, что будет осуществляться на базе соглашения между основными политическими партиями Иракского Курдистана. Основу курдской армии составят вооруженные формирования «пешмерга» двух ведущих партий – Демократической партии Курдистана (25 тыс. человек) и Патриотического союза Курдистана (18 тыс. человек). Барзани подчеркнул, что для создания единых курдских вооруженных сил на основе «современных международных критериев» курдам потребуется помощь со стороны США.

Министры внутренних дел Ирака и Египта подписали 2 ноября в Каире меморандум о взаимопонимании по вопросам совместной борьбы с международным терроризмом и трансграничной организованной преступностью. Египтяне обязались оказать помощь в подготовке иракских полицейских кадров. Стороны также будут обмениваться информацией и опытом работы различных структур МВД.

По информации комитета по обороне и безопасности иракского парламента, «административная и финансовая коррупция сильно ударяют по ситуации в сфере безопасности» и негативно отражаются на положении дел в силовых структурах. Так, многие должности в армии и МВД просто покупаются. В частности, должность командира батальона и ей равная стоит «десятки тысяч долларов». К числу факторов, отрицательно влияющих на обстановку в силовых ведомствах, парламентарии отнесли также сохраняющееся разделение военнослужащих и сотрудников МВД по национальному и конфессиональному признакам, их приверженности той или иной политической партии или движению.

Значительную опасность представляют существующие на территории Ирака свыше 4,4 тыс. минных полей. Причем эта цифра не окончательная, а ситуация усугубляется отсутствием карт подавляющего числа минных полей. Кроме того, в различных районах страны отмечено еще около 10 тыс. потенциально опасных мест, находящихся вблизи населенных мест или не-посредственно в них. Наибольшее число таких мест имеется в провинциях Басра, Васит, Ди-Кар, Дияла, Майсан, Мутанна, Салах-эд-Дин, Эт-Таамим и Анбар. К числу наиболее опасных мест относится полоса длиной 350 км вдоль границы с Ираном. Для проведения работ по разминированию, ликвидации неразорвавшихся снарядов, бомб и ракет остро не хватает специа-листов. Так, во всех иракских силовых ведомствах числится не более 300 саперов, тогда как потребности в них определяются, как минимум, в 20 тыс. человек.

Правительство Ирака 15 ноября опровергло сообщения ряда зарубежных СМИ, утверждавших о существовании в стране «ядерной активности» вне программ МАГАТЭ. В официальном заявлении было подчеркнуто, что «целью Ирака является мирная ядерная энергетика».

В ноябре 2009 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 5 тыс. человек. По состоянию на 1 декабря в стране находилось около 115 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад и других частей.

В ноябре 2009 года погибли 11 американских военнослужащих, из них только 2 в ходе боевых операций (в октябре 9 и 2 человека, соответственно). Это наименьшие безвозвратные боевые потери вооруженных сил США в Ираке со времени американо-британского вторжения в эту страну в марте 2003 года. Число раненых в ноябре составило около 30 человек (в октябре – около 30 человек). Таким образом, общие потери ВС США в Ираке с 20 марта 2003 года по 30 ноября 2009 года составили, по уточненным данным, убитыми 4613 человек и ранеными около 31580 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

На данном этапе основной задачей американских войск в Ираке считается обеспечение безопасности в стране в период, предшествующий парламентским выборам. На втором месте стоит задача обучения иракской армии и сил безопасности

Интенсивность действий авиации США в Ираке в ноябре существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 37 до 55 вылетов (в октябре от 40 до 55 вылетов) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в Ираке. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил США и Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника, производила демонстрации силы над неспокойными районами. Для нанесения ударов по противнику использовались авиационные боеприпасы различных типов. Авиация США также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом на самолетах типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2009 года улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, однако все еще остается неустойчивой.

Основные события на внутриполитической арене Ирака были связаны с политической борьбой вокруг принятия нового закона о выборах.

8 ноября иракский парламент принял неоднократно откладываемый новый избирательный закон. Это стало возможным после того, как законодателям удалось в основном преодолеть разногласия по квоте депутатов для курдской автономии. Также было одобрено положение о том, что Киркук должен оставаться единым избирательным округом, на чем настаивали курдские политики, тогда как арабы и туркоманы требовали создания в городе двух округов для избрания депутатов по национальной принадлежности. Кроме того, депутаты проголосовали за т. н. открытые списки, что позволяет избирателям голосовать за конкретных кандидатов, а не за партийные списки, как это было ранее. Пять процентов депутатских кресел было выделено для представителей национальных и религиозных меньшинств.

Однако один из вице-президентов суннит Т. аль-Хашими наложил вето на новый закон, т. к. в нем для иракцев, проживающих за рубежом (около 4-х млн человек, в основном беженцы-сунниты, покинувшие страну после 2003 г.) было выделено всего пять проц мест, тогда как Т. аль-Хашими настаивает на 15 процентах. На большем представительстве для себя настаивали также иракские курды.

23 ноября парламентарии, преодолев вето Т. аль-Хашими, приняли исправленный вариант избирательного закона. Согласно внесенным в него поправкам, все иракцы, в т. ч. проживающие в настоящее время за рубежом, получают одинаковый статус. Тем не менее, для последних квота мест в парламенте не была повышена до 15 процентов. К тому же сунниты недо-вольны тем, что списки избирателей будут базироваться на данных 2005 г. – года последних парламентских выборов, плюс 2,8 проц среднегодового прироста населения, а не на данных 2009 года. По мнению суннитских политиков это снижает представительство общины в парламенте. В то же время исправленный вариант закона увеличивает число депутатских мест для курдской автономии. Т. аль-Хашими заявил, что в случае, если требуемые им изменения не будут внесены в избирательный закон, то он не исключает повторного использования права вето. Глава правительства Н. аль-Малики считает, что действия Т. аль-Хашими «создают угрозу безопасности, экономике и конституции страны».

В окончательном варианте новый избирательный закон был принят парламентариями 6 декабря.

В целом борьба за содержание нового закона о выборах продемонстрировала всю глубину межконфессиональных и межнациональных противоречий в современном Ираке.

15 ноября курдские партии объявили о создании предвыборного курдского политического блока, который будет находиться в оппозиции центральному правительству. В новое объединение вошли 14 партий, в т. ч. две ведущие курдские партии – Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана. В целом в блоке представлен очень широкий политико-идеологический спектр – «от коммунистов до исламистов». В то же время в новое объединение не вошли три партии: «Джамаа исламийя», Курдский исламский союз и «Гаран» («Перемены»), которые пойдут на предстоящие выборы отдельными списками.

В ноябре подготовка к парламентским выборам, намеченным на январь 2010 года, была приостановлена из-за неясности со сроками их проведения.

В Ираке и за его пределами опасаются, что отсрочка выборов может привести к ухудшению ситуации в стране, а также потребует внесения изменений в планы США по прекращению участия американских войск в боевых действиях в Ираке к лету 2010 года и полному выводу войск из этой страны до конца 2011 года.

В крупнейшем городе иракского юга — Басре в последнее время заметно усилили свою деятельность радикальные шиитские исламистские группировки, члены которых навязывают горожанам «исламскую модель поведения», громят торговые точки, продающие алкогольные напитки, следят за соблюдением женщинами правил ношения одежды, а также преследуют, зачастую с применением насилия, лиц, сотрудничавших с британскими войсками, контролировавшими город в 2003-2008 годы.

По информации зарубежных СМИ, сотрудники американской разведки проводят секретные встречи с находящимися в эмиграции лидерами иракской партии Баас, правившей страной до американо-британского вторжения в 2003 году. В частности, речь идет о контактах с представителями баасистской группировки, возглавляемой бывшим вице-президентом страны И. И. ад-Дури. Считается, что он возглавляет самую крупную фракцию иракской Баас и руководит силами повстанцев, ведущих вооруженную борьбу против багдадского режима и войск США. Сообщается, что целью этих контактов является «исправление соотношения сил в Ираке» до вывода из страны американских войск, т. к. в настоящее время в стране «наблюдается явный перевес в пользу проиранского политического лагеря». С этими контактами связывают недавнюю резкую перемену в поведении главы иракского правительства Н. аль-Малики по отношению к Сирии, где нашли убежище многие баасисты, в т. ч. из числа бывших приближенных С. Хусейна. Аль-Малики заявил, что он не допустит «просачивания» баасистов в парламент Ирака под видом другой организации или независимых депутатов на предстоящих всеобщих выборах».

В Ираке отмечается усиление цензурных ограничений на деятельность электронных и печатных СМИ. Так, в ноябре местный суд вынес приговор, по которому британская газета «Гардиан» должна заплатить сумму в 100 млн иракских динар (86 тыс. долл. США) в качестве компенсации за статью, в которой неназванный сотрудник спецслужб Ирака обвиняет Н. аль-Малики в «усиливающемся авторитаризме». Министерство коммуникаций и печати в минувшем месяце издало правила, по которым можно закрыть любую медиакомпанию по обвинениям в подстрекательстве к «терроризму, насилию и напряженности». Правительственные органы получили право цензуры работы теле- и радиовещательных станций, книжной продукции и интернет-сайтов на предмет «порнографии и подстрекательства к конфликту».

Между тем в ноябре в эфир вышла повстанческая телестудия «Саддам-ТВ», которую финансируют богатые иракцы, принадлежавшие в свое время к элите режима С. Хусейна, а ныне проживающие преимущественно в Иордании, Сирии, Йемене и ОАЭ. Телестанция использует бахрейнский и египетский спутники для передачи сигнала на все страны Ближнего Востока и Северной Африки. Станция зарегистрирована под двумя названиями – «Аль-Лафита» и «Аль-Арабий». Телестудия находится в одной из европейских стран. Ожидается, что она начнет работать с полной нагрузкой к третьей годовщине казни С. Хусейна — 30 декабря 2009 года. Иракские власти расценивают появление «Саддам-ТВ» как попытку баасистов «вернуться на политическую арену накануне всеобщих выборов». В Багдаде дают понять, что не сомневаются в «сирийской поддержке» оппозиционной телестанции.

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. По данным официальной статистики, безработица в стране колеблется от 18 до 20 проц (неофициально – до 50 проц), а до 20 проц иракцев проживают за чертой бедности (неофициально – до 60 проц).

Значительные трудности имеются в обеспечении населения продовольствием. Сокращение объемов сельскохозяйственного производства, инфляция, распад системы субсидированного распределения продуктов питания, от которой зависело, как минимум, 60 проц населения, очень чувствительно ударили по бедным слоям населения. Резко ослаб контроль за качеством поступающих на прилавок продовольственных товаров, в т. ч импортных. В последние годы Ирак закупает за рубежом до 80 проц необходимого продовольствия. Многие крестьянские хозяйства в условиях отсутствия должной поддержки со стороны государства не могут конкурировать с более дешевой импортной продукцией. Между тем программы финансирования отечественного производителя начали действовать только два года назад и пока еще не работают в полную силу. Слаба и законодательная база по защите интересов иракских фермеров.

3 ноября иракское правительство подписало окончательное соглашение с британской компанией ВР и китайской государственной компанией CNPC на разработку крупнейшего нефтяного месторождения Румейла на юге страны. Запасы этого месторождения оцениваются в 17,5 млрд баррелей. Срок контракта – 20 лет с возможностью продления еще на пять лет. Иракский государственной организации по сбыту нефти принадлежит 25 проц акций создаваемого консорциума, ВР – 38 проц и CNPC — 37 проц.

В конце октября – начале ноября в Багдаде впервые со времени свержения саддамовского режима прошла международная торгово-промышленная ярмарка, в которой участвовали примерно 400 иностранных фирм, в т. ч. 60 иранских, 44 турецких, 40 французских и 21 бразильская. Характерно, что большая часть контрактов, заключенных иностранными партнерами в ходе проведения ярмарки, приходится на более безопасные районы курдской автономии и Южного Ирака.

23 ноября парламент Ирака утвердил закон об инвестициях. Этот документ дает право иностранцам покупать землю под жилищное строительство (ранее они могли только арендовать ее на короткое время). Новый закон не затрагивает нефтяной сектор и не разрешает иностранцам заниматься строительством отелей.

Таким образом, в ноябре 2009 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной, что было обусловлено продолжающейся острой политической борьбой между различными политическими силами страны.

Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в ноябре 2009 года, как и прежде, концентрировалась преимущественно на отношениях с соседними государствами и США.

Американская администрация в ноябре оказывала усиленное давление на ведущих иракских политиков с целью подтолкнуть их к скорейшему урегулированию вопроса об окончательном принятии нового закона о выборах. Вице-президент США Дж. Байден, курирующий в вашингтонской администрации иракское направление, неоднократно беседовал с руководите-лями Ирака по этому вопросу.

В ноябре Багдад с официальным визитом посетил спикер иранского меджлиса А. Лардиджани. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий усиление ирано-иракских межпарламентских связей. Отметим также, что Иран считается крупнейшим инвестором Ирака в период после 2003 года.

7 ноября в Багдад впервые с 2003 года прибыл посол Египта. Это произошло через несколько дней после окончания визита в Каир министра иностранных дел Ирака Х. Зибари.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выступил в ноябре с резкими критическими замечаниями в адрес руководства Саудовской Аравии, обвинив его в негативном отношении к новым властям в Багдаде. Аль-Малики отметил, что все попытки иракской стороны наладить отношения с саудовским королевством «ни к чему не привели». И все же глава иракского правительства подчеркнул, что его страна желает иметь «хорошие отношения» с Саудовской Аравией.

Ирак и Кувейт в ноябре вели «технические переговоры» по вопросу о нефтяных месторождениях в приграничных районах двух стран. В первую очередь, речь шла об иракском нефтяном поле Румейла и его кувейтском продолжении Ритка. Также обсуждались проблемы, связанные с эксплуатацией нефтяных месторождений Зубайр и Сауфан.

Таким образом, в ноябре 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной, хотя при этом уровень вооруженного насилия в стране заметно снизился по сравнению с октябрем. Тем не менее, по оценке экспертов, это явление нельзя считать устойчивой тенденцией, т. к. сохраняющиеся серьезные противоречия между различными иракскими политическими силами все еще далеки от своего урегулирования, что сохраняет значительный потенциал для нового витка напряженности и насилия.

43.63MB | MySQL:92 | 1,096sec