Ухудшение политической ситуации в Судане

Похоже, что наши негативные прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации в Судане, начинают сбываться: 7 декабря во время разгона в Хартуме демонстрации были арестованы лидеры СНОД – Паган Амум (генеральный секретарь Движения) и Ясир Арман (заместитель генерального секретаря СНОД). Сама демонстрация была задумана как массовое выражение недовольства ситуацией с критически важными для страны законам (о референдуме и безопасности), не принятыми до сих пор, хотя, по словам спикера Национальной Ассамблеи Ахмеда Ибрагима ат-Тахира, парламент должен завершить свою работу 23 декабря. Власти отменили шествие в самый последний момент, однако организаторы демонстрации это проигнорировали, к чему правительство также было готово (в центре Хартума с раннего утра были размещены тысячи вооруженных полицейских), а потому немедленно арестовало Амума и Армана, как только те появились перед зданием Национальной Ассамблеи, чтобы начать митинг.

Итак, главными вопросами в свете последних событий в Судане являются: во- первых, кто и зачем устроил эту провокацию, что хотел добиться, во-вторых, к чему это приведет, и, наконец, в-третьих, как избежать негативных последствий сегодняшних событий? Начнем с ответа на первый вопрос, для начала рассмотрев все возможные варианты:

— Арест ключевых персон СНОД умелая провокация самого Движения. Цель этой провокации мобилизовать и сцементировать южан в порыве ненависти к правящей партии Национальный конгресс, грубо попирающим все нормы ВМС. При этом, если наше предположение верно, в самое ближайшее время мы услышим заявления лидера южан С.Киира или его окружения о том, что важно не поддаваться на провокации Хартума и вместо оружия взять свои документы и зарегистрироваться избирателями на предстоящих апрельских выборах 2010 г.

— События 7 декабря – «спектакль», поставленный командой президента Судана О.аль-Башира, цель этого полицейско-политического действа – выставить южносуданское руководство активными нарушителями мира и спокойствия в стране (дескать этой демонстрацией руководство СНОД хотело спровоцировать массовые и кровопролитные беспорядки в столице, чтобы затем обвинить суданское руководство в аннулировании ВМС и в одностороннем порядке провозгласить независимость Юга), при этом всячески подчеркивать, что подобные действия вызваны опасениями Джубы потерять доверие со стороны южносуданцев, а вовсе не заботой об их благополучии. В то время как НК изо всех сил пытается согласовать со СНОД спорные законы, чтобы парламент поскорее мог их принять.

— Не исключен вариант, когда СНОД и НК, руководствуясь всем вышеизложенным, «совместно» и независимо друг от друга устроили данный «спектакль» и постараются выжать из него максимум.

— Наконец, арест Амума и его зама Армана вполне может быть началом их избирательной компании за пост южносуданского президента и вице-президента.

Проанализировав все приведенные варианты, мы пришли к выводу, что сегодняшнее события прямое следствие политики, как Хартума, так и Джубы. О.аль-Башир и его команда действительно опасались уличных побоищ в столице, так как Амум грозился вывести на улицы 50 тысяч человек, недовольных тем, что власти затягивает с принятием законов о референдуме и безопасности, без чего ставится под большой вопрос своевременное и качественное выполнение финальной части ВМС, которая, по мнению северян несет прямую угрозу целостности страны, а раз так то и спешить с референдумом не надо, что категорически не устраивает южан. Как итог – разгон демонстрации и арест руководителей СНОД.

Джуба же виновата в том, что не смогла пока продавить оппозицию НК по ряду принципиальных пунктов в этих законах (количество голосов, необходимых для признания легитимным решения о сецессии Юга, кто будет участвовать в референдуме: жители Юга или также ещё и южане на Севере страны, как и кто будет ограничивать конституционные права людей в случае объявления чрезвычайного положения и др.) и тем самым подталкивает горячие головы на Юге к оружию: раз договориться с Севером по хорошему не получается, то будем драться с ним за нашу свободу, то есть независимость. В этой связи уместно процитировать один из эмоциональных комментариев, оставленных под статьей об аресте Амума и Армана на сайте «Sudan Tribune»: «Арест Паган Амума и Ясира Армана это объявление войны Южному Судану».

Конечно, далеко не все на Юге, как и на Севере, разделяют подобные мнения, но тот факт, что и Хартум и Джуба оказались сегодня в тяжелейшем политическом тупике бесспорен. При этом мировое сообщество в лице ведущих спонсоров ВМС де-факто подыгрывают Хартуму, на всех политико-дипломатических уровнях заявляя о своей приверженности тезису о территориальной целостности Судана, что трактуется командой О.аль-Башира как поддержка ими нынешнего курса суданского руководства. При этом ни США, ни Франция, ни Россия, а также и Китай не требуют от Хартума на деле обеспечить всем суданцам зримые и ощутимые, а главное, позитивные блага от единства страны, ибо, когда мы говорим о «преимуществах» единства страны, первое что приходит на ум, это нефтепровод Хеглиг – Порт-Судан, воздушные бомбардировки баз дарфурских повстанцев (то есть обычных деревень, жители которых вынуждены под угрозой расправы, реже из чувства солидарности, помогать повстанцам), жесткое соблюдение и применение шариатских законов к иноверцам и т.д.

Если же Хартум на деле начнет строить «новое государство, базирующееся на ценностях либерализма, гражданства и секуляризма», то тогда у южносуданцев со временем, когда успехи в деле создания подобного государства станут значительными, отпадет желание жить отдельно от Севера и многие проблемы, в том числе и дарфурская, наконец-таки разрешатся. Однако это утопия: правящая арабо-мусульманская элита Судана на это никогда не пойдет, считая это угрозой самой сущности и природе арабо-исламского Судана.

Главная причина всех проблем с ВМС состоит даже не в дележе нефтяных ресурсов страны, а именно в этой угрозе арабо-мусульманской сущности Судана, исходящей от референдума 2011 года, на котором вполне могут победить сецессеонисты, а не юнионисты. Поэтому ВМС для О.аль-Башира и его окружения это всего лишь один из способов не допустить отделения Юга, если говорить более широко, то ВМС для Хартума это «мост» в «светлое прошлое» Судана, когда южане покорно выполняли волю северян, радуясь единству страны, и никто не помышлял об отделении. Но это невозможно, так как южане все последние полвека отчаянно боролись за свою свободу, сначала под лозунгом автономного Судана, а потом и суверенного.

Центральная проблема Хартума в том, что сейчас нельзя управлять Суданом, так как им в первой половине ХХ века управляли британцы, а поэтому Хартум обязан воспользоваться тем из немногих достижений, которые принесли стране годы независимости, а именно появлением суданской нации, во имя прогресса которой нужны не столько военно-административные меры по защите единства национальной территории, сколько адресная социально-экономическая политика, направленная на развитие сильных и устранение слабых сторон суданской экономики, строительство всей необходимой для нормальной жизни инфраструктуры и т.д.

Конечно, слабый, но, правда, не разваливающийся по частям, Судан выгоден более сильным региональным игрокам в Северо-Восточной Африке, особенно Египту, но для самого Судана эта ситуация сродни балансированию на канате, перекинутым через пропасть. Придя в 1989 году к власти под лозунгом «национального спасения», нынешняя суданская власть оказалась перед труднейшей дилеммой: спасти страну означает похоронить арабо-исламский Судан, а на это О.аль-Башир и его окружении никогда не пойдут. Следовательно, через некоторое время мы можем получить не один, как сейчас, проблемный Судан, а целых два, если и не больше.

Что же стоит предпринять в сложившейся ситуации всем заинтересованным сторонам ВМС? Нам видится несколько путей разрешения кризиса:

— во-первых, не допустить насилия в отношении южан и северян, как можно быстрее освободить лидеров СНОД из тюрьмы, пока их сторонники не организовали её штурм.

— во-вторых, в кратчайшие сроки согласовать и принять все «проблемные» законы.

— в-третьих, СНОД и НК должны подписать совместный протокол о недопущении срывов избирательного процесса 2010 г. и референдума 2011.

— в-четвертых, мировое сообщество должно перестать грозить О.аль-Баширу «внезапным» арестом, что сильно нервирует суданское руководство и стимулирует его развязать гражданскую войну в Судане, дабы продемонстрировать всему миру, что только на О.аль-Башире и его команде вся страна и держится.

— в-пятых, власти и на Юге и на Севере должны вспомнить, что помимо выборов и референдума у них есть ещё огромный объем каждодневной рутинной работы по поддержанию того минимального уровня жизни, которым вынуждено довольствоваться большинство суданцев. А ведь именно по качеству этой работы люди и судят свои власти и решают голосовать им за то или иное будущее страны.

Будут или успешны эти меры или нет, во многом зависит от того пойдет ли Хартум на спасение страны или выберет сохранение арабо-мусульманского Судана, лья тем самым воду на лопасти «мельницы» южносуданской независимости.

62.9MB | MySQL:102 | 0,499sec