Об иностранных инвестициях в Исламскую Республику Иран

Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) в настоящее время уделяет особое внимание реализации задач структурной перестройки иранской экономики, поставленных в четвертом пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Ирана (2005/6-2009/10 гг.).

Учитывая слабость внутренних источников финансирования, особые надежды Тегеран возлагает на привлечение иностранных инвестиций. В настоящее время разработкой и планированием инвестиционной политики в Иране занимается Высший совет по инвестициям (ВСИ). Членами Совета являются главы ведущих экономических министерств страны — министр экономики и финансов, министр сельскохозяйственного джихада, министр промышленности и рудников, а также министр иностранных дел и руководитель организации по планированию и бюджету.

В Иране главным регулирующим органом в области иностранных инвестиций является Министерство экономики и финансов, в подчинении которого находится Организация по инвестициям, экономическому и техническому сотрудничеству (ОИЭТС). При этом, один из заместителей министра экономики и финансов одновременно является руководителем ОИЭТС и председателем Комитета по привлечению и защите иностранных инвестиций (КПЗИИ) решения которого имеют определяющее значение при рассмотрении инвестиционных проектов.

На КПЗИИ возложена задача рассмотрения инвестиционных предложений и принятия решений с последующим представлением на утверждение в совет министров. Членами КПЗИИ являются: заместители министра экономики и финансов, иностранных дел, промышленности, горнорудной промышленности, а также заместители руководителя организации по планированию и бюджету и председателя Центрального банка, президент Торговой палаты, промышленности и рудников Ирана.

Иностранные компании в случае принятия положительного решения об инвестировании для получения финансовых гарантий, согласно Закону о привлечении и защите иностранных инвестиций от 2001 года, обращаются в ОИЭТС. Этот закон устанавливает общие критерии допуска иностранных инвестиций в страну, к которым относится оказание содействия развитию экономики страны, повышение уровня технологий, качества продукции, создание новых рабочих мест, продвижение страны на международный рынок. При этом иностранные инвестиции не должны создавать угрозы безопасности иранского государства и общественным интересам, ухудшать состояние окружающей среды.

Закон позволяет выступать в качестве инвесторов как физическим, так и юридическим лицам, привлекать инвестируемые денежные средства, как наличным, так и безналичным способами, причем перевод таких средств возможен, как через Центральный банк Ирана, так и другими способами, разрешенными законодательством страны.

Список форм иностранных инвестиций и пакет, предусмотренных в рамках указанного закона льгот, устанавливается Министерством экономики и финансов Ирана. В настоящее время иностранные инвестиции возможны в двух видах:

1.              В виде прямых иностранных инвестиций.

2.              В виде прямых иностранных инвестиций на основе определенных договоров различной формы:

а. Участие в создании проекта, в том числе по схеме «finance». Инвесторы осуществляют финансирование, а иранская сторона расплачивается валютой после ввода объекта в эксплуатацию.

б. «Гражданское участие».

в. Участие на условиях «buy-back». По этой схеме иранская сторона рассчитывается с инвесторами либо поставками продукции с построенного объекта, либо посредством продажи продукции третьему лицу, которое осуществляет расчеты с инвестором.

г. Участие на условиях «build-operate-transfen». Суть этой схемы в том, что возврат капитала и прибыли иностранному инвестору обеспечивается рентабельностью построенного предприятия. При этом права собственности на вложенный капитал, овеществленный в виде работающего предприятия, сохраняются за иностранной компанией до момента его полной амортизации.

Порядок инвестирования иностранного капитала в иранскую экономику определяется положениями Постановления по выполнению Закона о привлечении и защите иностранных инвестиций и предусматривает следующие этапы:

1.              Поиск иранского потенциального партнера.

2.              Согласование проекта и получение разрешения в отраслевом министерстве. На данном этапе иранский и иностранный партнеры должны получить так называемую установочную лицензию и заключить «базовое соглашение».

3.              Представление проекта в ОИЭТС. Для получения в законодательном порядке содействия и поддержки иностранный инвестор одновременно или после прохождения вышеуказанных процедур должен обратиться в ОИЭТС. К соответствующему запросу должны быть приложены следующие документы:

а. Копия формы, заполненной иностранным инвестором, о ввозе капитала.

б. Копия ТЭО.

в. Копии проектов соглашения по совместному инвестированию и имуществу партнеров.

г. Копии проектов соглашения в случае, если иностранным инвестором предлагаются технологии.

д. Нотариально заверенная справка о подтверждении личной подписи/ей и имущества, что дополнительно заверяется иранской консульской службой в стране инвестора.

е. Копии финансовых отчетов инвестора за последние три года, включая бухгалтерский отчет с указанием доходов и убытков.

ж. Другая необходимая информация по усмотрению иностранного инвестора.

После изучения проекта и проверки документации ОИЭТС в течение 45 дней готовит подробный доклад для представления в КПЗИИ. В случае положительного решения, КПЗИИ по согласованию с министерством экономики и финансов готовит разрешение на инвестиции за подписью министра экономики. Получение разрешения означает, что инвестор находится под защитой Закона о привлечении и защите иностранных инвестиций в Иране.

Для оказания помощи в прохождении всех этих процедур и прочих информационных и консультативных услуг при ОИЭТС действует Центр по оказанию услуг иностранным инвесторам.

В вопросах правовой защиты иностранных инвестиций закон предусматривает равные права, как для иностранного, так и для национального капиталов. При этом защищены равной степени как капиталы в товарной форме (машины, оборудование), так и в денежной (кредиты, финансовые услуги). Важной гарантией прав инвесторов является положение закона о том, что в случае, если деятельность иностранного инвестора будет приостановлена или прекращена в результате вступления в действие новых законов (либо подзаконных актов), иранское правительство обязуется возместить инвестору все понесенные им убытки по справедливой стоимости.

После присоединения Ирана к нью-йоркской конвенции стало возможным решение гражданских споров иностранных инвесторов с иранскими партнерами не только в иранских судах, но и в любом международном судебном и арбитражном органе.

Тем не менее, закон о привлечении и защите иностранных инвестиций не снимает многих прошлых ограничений. Конституция Ирана не разрешается создание на основной территории страны предприятий со 100% иностранным капиталом. Несмотря на то, что закон о привлечении и защите иностранных инвестиций не ограничивает инвестиции для конкретных инвесторов, в нем установлено, что доля иностранного капитала в каждом секторе иранской экономики не должна превышать 25%, а в конкретной отрасли промышленности — 35%. Аналогичные ограничения по долям участия иностранного капитала существуют и на Тегеранской бирже. Однако закон позволяет не применять данное соотношение к товарам, производимым на экспорт, за исключением нефти.

Законодательство по-прежнему запрещает передачу в собственность иностранцам природных ресурсов страны и землю в любом количестве. Для иностранных инвесторов недоступны сделки на условиях концессии. Отношения с иностранным инвестором могут строиться только на основе лицензии, не позволяющей завоевать монопольное положение в стране.

Инвестиции правительств иностранных государств в Иран возможны только после одобрения меджлисом в каждом конкретном случае. Инвестиции государственных предприятий имеют статус частных.

В начале апреля 2009 года правительством Ирана была издана инструкция по порядку регистрации иностранных банков в Иране. По словам председателя Центрального банка Ирана М.Бахмани, в настоящее время уже рассматривается вопрос выдачи лицензий 7 иностранным банкам на ведение банковской деятельности на основной территории Ирана. Открытие отделений иностранных банков в Иране позволит создать почву для дальнейшего расширения сотрудничества в банковском секторе и улучшит инвестиционный климат.

В части совершенствования и модернизации правовой базы Ирана следует отметить также принятие в новой редакции закона о совокупном налоге, изменений к законам о налогообложении, торговле, государственном аудите и таможне.

Таким образом, охарактеризовав основные законы Ирана, которые регулируют правоотношения в промышленной и предпринимательской сфере, можно с уверенностью сказать, что у возможных иностранных инвесторов в иранскую экономику де-юре имеются весьма серьезные гарантии для успешного ведения бизнеса в этом государстве.

Правительство Ирана продолжает предпринимать и другие меры по приданию большей инвестиционной привлекательности экономике страны. В целях расширения притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций иранское правительство создает особые условия в свободных экономических зонах, в которых вводится более либеральный и привлекательный режим для иностранного капитала. В отличие от основной территории Ирана, режим свободных экономических зонах разрешает создание производственных компаний со 100% иностранным капиталом. Предприниматели освобождаются от уплаты налогов в течение 15 лет. В свободных зонах разрешается создание частных банков и страховых компаний в форме открытых и закрытых акционерных компаний с привлечением иностранного капитала.

Одним из основных звеньев в цепи принимаемых правительством мер поддержки инвестиционной активности является реализация программы приватизации. Специально созданная министерством экономики и финансов ИРИ Организация по приватизации занимается подготовкой госпредприятий для передачи в частный сектор. Руководитель этой организации Г.Кордзангене заявил, что уже в течение ближайших двух лет будет приватизировано 80-90% всех госпредприятий Ирана. Ожидалось, что к 2015 году государство сможет получить свыше 130 млрд долларов США от приватизации. Уже приватизирована часть промышленных предприятий, в том числе нефтеперерабатывающие заводы, а также три государственных банка. Иностранные инвесторы могут приобрести акции этих предприятий на Тегеранской бирже. Пока что на бирже размещается лишь небольшие пакеты акций приватизируемых предприятий, а большая часть их акций распространяется среди населения Ирана, как акции справедливости. Эти акции невозможно продать в течение двух лет. По истечении этого срока акции справедливости могут свободно продаваться. Таким образом, уже в конце текущего года можно ожидать скупки акций справедливости предприятий, приватизированных в первую очередь. В этой связи инвестиции в приватизируемые предприятия представляются наиболее перспективными.

Принимаемые правительством Ирана меры положительно сказались на объемах иностранных инвестиций и, по оценке ОИЭТС, общий накопленный объем иностранных инвестиций за 16 лет с марта 1993 по март 2009 года составил 34,2 млрд долларов США. Только в прошедшем 1387 иранском году (21.03.2008-20.03.2009 гг.) под влиянием мирового экономического кризиса объем иностранные инвестиции в экономику Ирана сократился и составил всего 821,7 млн долларов США.

Таблица 1. Объемы иностранных инвестиций в экономике Ирана

Иранский год

Григорианский год

Количество

инвестиционных

проектов

Объемы иностранных инвестиций, млн. долл. США

по официальным источникам

по неофициальным источникам

1372

1993/1994

2

20,3

20

1373

1994/1995

3

187,7

284

1374

1995/1996

7

122,7

8,8

1375

1996/1997

13

67

20,5

1376

1997/1998

19

174,8

43

1377

1998/1999

6

5,840

37,6

1378

1999/2000

18

1049,3

15,7

1379

2000/2001

16

438,7

29

1380

2001/2002

7

68

58,8

1381

2002/2003

27

612,7

110,7

1382

2003/2004

40

1357,6

398

1383

2004/2005

31

2702,7

307,8

1384

2005/2006

56

4234,5

931

1385

2006/2007

78

10227,7

521,8

1386

2007/2008

104

12089,2

683,8

1387

2008/2009

86

821,7

321,7

Накопленные иностранные инвестиции

513

34180,5

3500

Основными отраслями, в которые направлялись иностранные капиталовложения в этот период, являлись нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, черная и цветная металлургия, горнорудная отрасль, теплоэнергетика, перерабатывающая промышленность, а также строительство, транспорт и связь (таблица 2).

Таблица 2. Отраслевое распределение накопленных иностранных инвестиций за 16 лет

Отрасль

Количество

инвестиционных

проектов

Объемы

иностранных

инвестиций,

млн. долл. США

Сельское хозяйство

9

21

Горнорудная отрасль

13

2450,6

Промышленность

351

20504,5

Водо- и газоснабжение, электроэнергетика

8

4771,8

Строительство

57

906

Транспорт и связь

16

1827

Сфера услуг

55

3693,1

Прочее

4

6,4

Накопленные иностранные инвестиции

513

34180,5

Среди наиболее крупных внешних инвесторов в Иранскую экономику можно назвать компании, занятые в нефтегазовой отрасли — Total Fina Elf (Франция), Petronas (Малайзия), ENI Agip (Италия), Royal Dutch Shell (Голландия). В последние годы в связи с увеличением политической напряженности вокруг Ирана наблюдается снижение доли инвестиций из Европы и замещение их инвестициями из азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь из Китая.

Таблица 3. Распределение накопленных иностранных инвестиций за 16 лет по региону происхождения

Регион

Количество

инвестиционных

проектов

Процент от

общего числа

инвестиционных

проектов

Объемы

иностранных

инвестиций,

млн долл. США

Процент от

общего объема

иностранных

инвестиций

Европа

265

51,7

11056,1

32,3

Америка

7

1,4

1040,3

3

Азия

206

40,2

11688

34,2

Африка

9

1,8

7988,9

23,4

Международные

3

0,6

25,9

0,1

Многосторонние

22

4,3

1699,3

5

Океания

1

0,2

682

2

Накопленные иностранные инвестиции

513

100

34180,5

100

Так, как до разразившегося в конце 2008 года экономического кризиса основной объем инвестиций в иранскую экономику привлекался в нефтяную и металлургическую промышленность, вызванное кризисом резкое падение мировых цен на нефть и металл нанесло серьезный удар по инвестиционному климату Ирана. Помимо этого, в Иране существует еще несколько факторов, ухудшающих инвестиционную привлекательность этой страны.

Иностранные инвесторы выражают озабоченность в связи с недостаточной политической стабильностью в стране и связанной с этим высокой степенью риска. Иран находится под действием международных экономических санкций Совет Безопасности ООН, предписывающих Тегерану прекратить ядерную программу, а также вводящие экономические ограничения против Ирана. Они предполагают запрет на операции с небольшим количеством иранских банков, компаний и частных лиц, которые, как считает мировое сообщество, участвуют в работе над ядерной программой или поддерживают терроризм. Правительство США считает эти санкции слишком мягкими, поэтому США в одностороннем порядке ввели собственные санкции против Ирана. Согласно так называемому закону Д’Амато, американским и международным компаниям, действующим на территории США, запрещается инвестировать в иранский нефтегазовый сектор более 20 млн долларов США. Финансовое давление со стороны США осуществляется и другими методами. С сентября 2006 года представители Вашингтона путешествуют по миру и ведут беседы с руководителями банков и корпораций с целью убедить бизнес добровольно отказаться от ведения дел с Ираном или хотя бы сократить масштабы этой деятельности. Многие корпорации прислушиваются к этим советам, так как их интересы в США значительно превосходят интерес работы в Иране.

Существуют и внутренние факторы, ухудшающие инвестиционный климат Ирана. Преобладающая на сегодняшний день в Иране формы инвестиционного сотрудничества на условиях «buy back» и «finance» не полностью соответствует интересам иностранных компаний. По сути, эти контракты являются кредитными сделками, так как в них не закрепляются права собственности иностранного инвестора на ввозимый в страну капитал.

Отпугивающими факторами для иностранных инвестиций в экономику Ирана являются также устаревшая система менеджмента, управления и планирования финансовой деятельности иранских предприятий, а также существующие бюрократические препоны, появляющиеся за счет недостатка на местном уровне четких инструкций по выполнению национального законодательства. Необходимо отметить и о высоком уровне коррупции при проведении тендеров и коммерческих сделок.

По оценке аналитического агентства «Doing business» Всемирного банка, в рейтинге «удобства ведения бизнеса» (Ease of Doing Business) из 181 страны в 2008 году Иран занимал 138 место, а к началу 2009 года потерял 4 пункта и опустился до 142 места. По оценке этого агентства, основным негативным фактором стало ухудшение условий начала бизнеса. Помимо этого, ухудшились условия получения кредита, налогообложения, защиты инвесторов и ведения международной торговли. Следует учитывать, что в данном рейтинге «ухудшение» носит относительный характер.

Сложная экономическая ситуация в Иране отразилась и на инвестиционном сотрудничестве с Россией. За 2008 год российские компании изъяли большую часть инвестиций (116,2 млн долларов США) из иранской экономики. Таким образом, накопленный объем российских инвестиций в Иран в 2008 году сократился и составил 60,3 млн долларов США.

Помимо уже перечисленных выше факторов, ухудшающих инвестиционный климат Ирана, одним из основных моментов, сдерживающих взаимные инвестиции между Россией и Ираном является ориентированность двух стран на привлечение инвестиций из-за рубежа, а не на осуществление взаимных капиталовложений.

Иранская сторона неоднократно приглашала российские компании принять участие в разработке иранских нефтегазовых месторождений, строительстве новых металлургических предприятий, разработке новых и модернизации старых месторождений цинка и свинца, угля и железной руды, развитии транспортной инфраструктуры и предприятий связи. Однако российские компании в сложных условиях экономического кризиса не проявляют интереса к этим проектам.

В настоящее время назрела острая необходимость активизации инвестиционного сотрудничества между Россией и Ираном за счет расширения гарантий иностранным капиталам на государственном уровне. Заключение соответствующих межправительственных соглашений и необходимое информационное освещение инвестиционных проектов на территориях обоих стран позволит значительно улучшить инвестиционный климат и увеличить объемы взаимных капиталовложений.

42.89MB | MySQL:87 | 0,911sec