О взаимодействии ИРИ со странами организации экономического сотрудничества

Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет особое внимание развитию прочных политических и экономических связей со странами-участницами Организации экономического сотрудничества (ЭКО), пытаясь тем самым укрепить свое региональное лидерство, а также компенсировать ущерб, наносимый жестким внешнеполитическим курсом правительства США и его стратегических партнеров, направленным на международную изоляцию Тегерана.

ЭКО была создана в 1985 году в качестве межправительственной региональной организации по инициативе Исламской Республики Иран, Исламской Республики Пакистан и Турецкой Республики со штаб-квартирой в Тегеране. В 1992 года к организации присоединились Туркменистан, Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Целью ЭКО является создание условий для социально-экономического роста стран-членов организации и расширение сотрудничества по приоритетным направлениям, таким, как торговля и промышленность, транспорт и связь, сельское хозяйство и энергетика, здравоохранение и образование, наука и культура.

Тегеран в своей политике по отношению к странам-участникам ЭКО в первую очередь руководствуется стремлением развивать торгово-экономические связи, которые рассматриваются им в качестве базиса региональных политических отношений. Главной задачей

внешнеэкономического сотрудничества с этими государствами, по мнению ИРИ, является закрепление позиций иранского капитала в экономических и финансовых сферах этих стран и создание тем самым благоприятных условий для дальнейшего политического, экономического и научно-технического сотрудничества.

Так, в ходе десятого саммита ЭКО, состоявшегося 11-12 марта 2009 года в Тегеране при участии лидеров Афганистана, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, Таджикистана, Турции, Туркменистана и Узбекистана обсуждались вопросы влияния экономического кризиса на страны региона, пути снижения его влияния на экономику, вопросы международного сотрудничества и развития экономических связей.

Кроме этого 10 марта 2009 года духовный лидер Ирана А. Хаменеи провел переговоры с президентами Пакистана, Турции и Азербайджана, прибывшими для участия в саммите ЭКО, что свидетельствует о заинтересованности ИРИ в развитии торгово-экономических отношений с соседними странами.

В настоящее время ИРИ особое внимание уделяет совместным проектам по транспортировке энергоресурсов прикаспийского региона в Европу, наращиванию объемов железнодорожных, морских и автомобильных перевозок, развитию банковской сферы, проведению торговых операций в области, экспорта товаров. Характер и масштабы экономической деятельности Тегерана свидетельствуют о проведении четкой и хорошо скоординированной политики иранского руководства по отношению к участникам ЭКО, которая призвана обеспечить надежную привязку их к экономике ИРИ.

Так, Таджикистан и Иран в рамках ЭКО заняты реализацией проектов в транспортной сфере, строительстве железных и автомобильных дорог, которые выведут Таджикистан в порты Ирана, оказав содействие в выходе страны из коммуникационной изоляции.

В настоящее время наиболее важным реализованными проектами ЭКО являются завершенное строительство железной дороги Мешхед-Серахс-Теджен, связавшей сети иранских железных дорог с железнодорожными магистралями Центральной Азии и открывшей кратчайший путь из стран центральнозиатского региона в направлении Ближнего Востока и Европы. В Иране рассматривают эту железную дорогу как имеющий большой потенциал международный маршрут. Тем не менее, по заявлению президента Узбекистана И.Каримова на встрече государств-членов ЭКО, приуроченной к пуску в эксплуатацию этой магистрали, имеется необходимость прокладки новых дорог в обход иранской территории. При этом сам Узбекистан периодически использует эту магистраль для экспорта производимого в стране хлопка в направлении Юго-Восточной Азии. Однако он не реализует полностью свою квоту провоза экспортной продукции по этому маршруту. Несмотря на это, Ташкент не раз заявлял о том, что построенная силами стран-членов ЭКО транспортная артерия «не способна в полной мере обеспечить потребности Узбекистана и других среднеазиатских государств». Между тем, даже учитывая не совсем позитивный опыт сотрудничества в использовании дороги Мешхед-Серахс-Теджен для экспортно-импортных операций, Иран и Узбекистан намерены широко взаимодействовать в ряде других транспортных проектов, в том числе — трехсторонних.

Так, на основании ранее подписанного протокола о реализации трехстороннего узбекско-ирано-афганского соглашения строится автомагистраль, соединяющая все три государства. Значение этой артерии для самого Узбекистана в том, что создается еще один экономичный путь для экспортных операций в южном направлении, в частности, для вывоза таких важных статей узбекского экспорта как хлопок и стройматериалы. Иран рассчитывает, что эта магистраль создаст более широкие возможности для выхода иранских товаров на рынки государств Центральной Азии. Вместе с тем, заинтересованность Узбекистана в строительстве этой шоссейной магистрали и проработка вопроса возможности строительства параллельной железной дороги позволяют говорить о перспективности этого инфраструктурного проекта.

Кроме этого наиболее активно в проектах ЭКО задействованы Туркменистан и Казахстан, чьи приоритеты сконцентрированы в сфере транспорта и экспорта энергоносителей. Для Казахстана сотрудничество в рамках ЭКО позволяет решать вопросы доставки через транзитные государства его продукции на мировые экспортные рынки. Расширение регионального сотрудничества в рамках ЭКО стимулирует формирование более эффективных евро-азиатских транспортных коммуникаций. Астана заинтересована в том, чтобы привлечь грузопотоки, а географическое и геополитическое расположение Казахстана позволяет развивать транзитный транспортный потенциал республики. Железные дороги этой страны не могут развиваться без сотрудничества со странами ЭКО. Именно в рамках этой интеграционной структуры возможна реализация проекта по запуску пассажирского сообщения между Казахстаном и Турцией. Реализация транспортных проектов ЭКО позволяет резко увеличить экспортный потенциал Казахстана по доставке отечественной продукции в регион Персидского залива и в направление Индийского океана. Казахстан изъявил желание активизировать сотрудничество с Ираном на двустороннем и региональном уровне, в первую очередь — в рамках ЭКО, отдавая в будущем приоритет нефтегазовой сфере.

Туркменистан также интенсивно использует созданный ЭКО транспортный коридор, который соединяет север и юг в интересах азиатских и европейских партнеров, и активно поддерживает новые инфраструктурные проекты. Эта страна выступила инициатором введения сквозных поездов в пределах границ стран — членов ЭКО. Для осуществления этого проекта проводится серия переговоров по практическим вопросам с отдельными странами — членами организации.

Своеобразными аутсайдерами ЭКО в настоящее время считаются Узбекистан и Киргизия. В то время как пассивность Киргизии объясняется ее невостребованностью в ряде совместных проектов, ситуация с Узбекистаном представляется более сложной и обосновывается рядом серьезных причин. Президент И.Каримов всерьез критикует саму концепцию регионального экономического сотрудничества в таком виде, как она реализуется в рамках ЭКО. По его словам, до сих пор реально не разработаны приоритетные сферы сотрудничества, которыми и следовало бы ограничиваться. И. Каримова не устраивает и ярко выраженная политизация ЭКО, сосредоточение всех рычагов ее руководства в руках Ирана, с которым у него имеются серьезные разногласия по различным политическим вопросам. Такую позицию разделяют и некоторые другие страны-члены ЭКО. В рамках ЭКО сложился определенный конфликтный потенциал, связанный с противодействием ряда входящих в ЭКО стран усилению позиций Ирана.

Несмотря на это, на саммите, состоявшемся в мае 2006 году в Баку, было выражена решимость увеличить в течение ближайшего десятилетия взаимный товарооборот в четыре раза. За эти же годы планируется создать единую торговую зону, согласовать тарифную политику, таможенные платежи. Страны-члены ЭКО намерены совместно решать вопросы энергетической безопасности.

Как представляется, в настоящее время политика руководства Ирана по отношению к странам-участницам организации экономического сотрудничества имеет активный характер и направлена, прежде всего, на развитие глубоких политических и экономических связей, с целью эффективного противостояния агрессивной внешней политике США в регионе.

В своей внешнеэкономической политике Тегеран сосредоточил основные усилия на привлечении стран Центральной Азии к использованию территории Ирана в качестве основных маршрутов транзита энергоносителей и грузов, реализации крупных совместных проектов в области промышленного строительства, создании единой информационной системы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,477sec