О проблемах безопасности в различных регионах Сирии. Часть 1

В течение последних двух-трех лет ситуация в Сирии стала привлекать все меньше внимания в новостных лентах и ведущих масс-медиа. Это связано  с тем, что с 2018-2019 годов в стране наблюдается относительная стабилизация обстановки. Правительство САР взяло под контроль около 80% территории страны. Горячая фаза гражданской войны с интенсивными боевыми действиями закончена. Уровень насилия в САР снизился на порядок. Все это стало возможным благодаря российскому вмешательству в сирийский конфликт в 2015 году. Российская помощь предотвратила распад этого арабского государства, этнические и религиозные чистки и геноцид по конфессиональному признаку. Вместе с тем Сирия испытывает огромное количество проблем экономического, социального и политического характера. Можно констатировать, что в нынешнем состоянии она является «несостоявшимся государством» (failed state), отчаянно борющимся за выживание. При этом данная борьба является все более непосильной и проблематичной. Экономический коллапс (именно коллапс, а не кризис), который переживает САР, отражается и в сфере безопасности. Усиливающееся недовольство сирийского народа экономическими проблемами в отсутствие внятного политического урегулирования может снова взорвать ситуацию в стране.

Сирийская экономическая катастрофа вызвана тремя основными факторами.

Во-первых, разрушением промышленной и материально-технической базы в «горячий» период гражданской войны в 2013-2018 годах.

Во-вторых, «калечащими» санкциями США и прочего лицемерного «мирового сообщества», апогей которых пришелся на «Закон Цезаря», принятый Конгрессом США в 2020 году.

В-третьих, финансово-экономическим кризисом в соседнем Ливане, начавшемся в 2019 году и продолжающимся до сих пор. До 2019 года Ливан был для сирийской экономики площадкой для обхода санкций. Ливанские банки использовались для хранения финансовых активов как сирийского бизнеса, так и простых граждан страны.

Нельзя игнорировать и экономический ущерб, который наносят Сирии систематические удары ВВС Израиля. Ситуация усугубляется эмиграцией за рубеж тысяч сирийских предпринимателей, переместивших свои финансы в Турцию, ОАЭ, Египет, Европу, и высококвалифицированных специалистов (инженеров, врачей, учителей, университетских профессоров). Десятилетие гражданской войны привело к полному уничтожению сирийского среднего класса. В этом смысле ситуация напоминает Ирак после американской оккупации 2003 года. В 2003-2011 годах Ирак покинули около миллиона человек из числа бизнесменов, профессионалов, интеллигенции, что привело к люмпенизации общества, снижению общего культурного и образовательного уровня, росту религиозной и политической нетерпимости.

В настоящее время более 50% базовой инфраструктуры страны остается разрушенной, 90% сирийцев живут ниже уровня бедности, 70% выживают благодаря гуманитарной помощи. Произошло снижение курса национальной валюты. Если в январе 2022 года доллар стоил 3600 сирийских фунтов, то к январю 2023 года курс повысился до 6850 фунтов. Бюджет на 2023 год, принятый сирийским парламентом, является рекордно низким за последние 40 лет. Снижение базовых субсидий (на продовольствие, ГСМ, воду) достигло 40%. Нормой стали постоянные отключения электроэнергии. В некоторых районах САР электричество подается в дома  2-3 часа в сутки. Отопление в холодный период практически отсутствует, и жители вынуждены сами отапливать дома и квартиры дровами или мазутом, стоимость которого постоянно возрастает. Инфляция привела к тому, что средняя месячная зарплата в Дамаске сейчас составляет 100 тысяч фунтов (15 долларов США). В то же время санкции и распад экономики вызвали резкое повышение стоимости жизни. Для семьи из пяти человек она колеблется от 2, 8 млн фунтов (427 долларов США) до 4 миллионов (611 долларов). За годы кризиса стоимость жизни повысилась на 5800% (!).

Еще одним фактором ухудшения экономической ситуации в САР стало решение правительства Ирана осенью 2022 года удвоить цену нефти, поставляемой Сирии (до 70 долларов за баррель) и потребовать предоплаты за нефть (ранее она поставлялась в кредит). В 2011-2021 годах Тегеран предоставлял масштабную экономическую помощь Сирии для сохранения у власти правительства Башара Асада. По некоторым данным, эта помощь составила 11 млрд долларов США. Во многом она помогла удержать страну от распада в 2011-2015 годах, сохранить боеспособность Сирийской арабской армии и лояльность бюрократии. Однако сейчас в Иране считают, что угроза режиму Асада миновала, а объективные экономические проблемы ИРИ препятствуют дальнейшему проявлению великодушия. В результате поставки иранской нефти и нефтепродуктов в САР уже в ноябре 2022 года снизились на 52% по сравнению с октябрем того же года, а в первые три месяца 2023 года топлива было поставлено меньше, чем в октябре 2022 года. Бюджет 2023 года покрывает обеспечение правительственными расходами нужды страны в ГСМ только на 30% и то с учетом прежних, сниженных цен на иранскую нефть. За первые три месяца 2023 года цены на основные продукты питания в Сирии выросли на 30%, а на бензин – на 44%. Снижение выработки электроэнергии и рост стоимости транспортных услуг привели к закрытию многих промышленных предприятий и хлебопекарен, росту безработицы. Рабочая неделя в Дамаске в настоящее время составляет четыре дня. Хорошая новость заключается в том, что в 2022 году Сирии удалось избежать голода благодаря поставкам российского зерна по сниженным ценам.

Говоря об угрозах безопасности Сирии, необходимо выделить шесть основных регионов.

Во-первых, северо-восток САР, контролирующийся незаконными вооруженными формированиями курдов из Сил демократической Сирии (СДС). Он охватывает провинцию Ракка и часть провинции Дейр эз-Зор.

Во-вторых, районы северо-запада (провинция Идлиб и север провинции Алеппо), находящиеся под контролем радикальных исламистов из организации  «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) с присутствием турецких войск.

В-третьих, южная провинция Дераа. Согласно договоренностям в Астане в 2017 году, здесь была создана зона деэскалации со значительной автономией и сохранением вооруженных формирований оппозиции. С 2021 года правительство САР предпринимает попытки полностью поставить этот регион под контроль, что далеко не всегда ведет к положительным результатам.

В-четвертых, районы Заевфратья, часть провинции Дейр эз-Зор, находящаяся под контролем Дамаска. Здесь нестабильность объясняется присутствием ячеек террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

В-пятых, пригородная зона Дамаска (Западная и Восточная Гута). В период гражданской войны здесь были сильны позиции исламистов. Зачистка этих районов привела к значительным разрушениям. За последние пять лет правительству так и не удалось восстановить в этих районах нормальную экономическую и социальную жизнь.

В-шестых, населенная преимущественно друзами провинция Сувейда (Джебель друз). В годы гражданской войны ее население решительно поддержало правительство САР в борьбе против салафизма и терроризма. При этом друзы рассчитывали на приобретение значительной степени автономии и ослабление контроля силовых структур САР.

52.97MB | MySQL:103 | 0,449sec