Особенность процесса формирования 67-го правительства Турции
Спустя 6 дней после выборов, 3 июня, был опубликован состав 67-го правительства Турции. Оно стало уже пятым по счету в карьере президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Внимание к его формированию было приковано сразу после выборов, в СМИ существовало множество версий касательно кадрового наполнения кабинета министров. В этой статье мы ответим на вопрос: говорят ли о существенных и принципиальных изменениях эти назначения?
Во-первых, свои посты сохранили только 2 министра – Фахреттин Коджа и Мехмет Нури Эрсой. Для сравнения в 2018 г. без изменений остались 3 министерства. Отдельно отметим, что 66-ое правительство стало первым, которое было сформулировано после конституционных изменений 2017 г. Нынешнее правительство даже на отсутствие такого формального повода также было подвергнуто радикальным изменениям.
Во-вторых, в правительстве посты получили только 6 членов Партии справедливости и развития (AKP). В 2018 г. 13 министров были членами правящей партии.
В-третьих, этот кабинет министров формально остается правительством меньшинства. Оно состоит из членов AKP и беспартийных политиков. Остальные члены Народной коалиции поддерживают правительство без участия в его работе. При этом многие комментаторы отмечали появление квоты для Партии националистического движения (MHP). В этом смысле неожиданным стало отсутствие назначения для Синана Огана.
В-четвертых, в прошлом правительстве было 3 нестабильных министерства: министерство внутренних дел, казначейства и финансов, юстиции. Особенно это касается второго органа, в котором за последние 5 лет назначен 4-й министр. Вероятность изменений связывается именно с этими министерствами. Если фигура Йылмаза Тунча индикатором трансформации не является, то назначение Али Йерликая и Мехмета Шимшека указывает на такую возможность. Примечательными стали слова последнего во время церемонии передачи полномочий: «У Турции не осталось другого выбора, кроме возвращения к рациональной основе».[i]
Таблица № 1. Состав 67-го правительства Турции
Министерство | Назначенный министр | Год рождения | Партийная принадлежность | Примечание |
Вице-президент | Джевдет Йылмаз | 1967 | Партия справедливости и развития (с 2007 г.) | Занимал пост министра развития (2011-2015 гг., 2015-2016 гг.) |
Министерство внутренних дел | Али Йерликая | 1968 | Беспартийный | Губернатор Газиантепа (2015-2018 гг.);
Губернатор Стамбула (2018-2023 гг.) |
Министерство здравоохранения | Фахреттин Коджа | 1965 | Беспартийный | Сохранил свой пост |
Министерство иностранных дел | Хакан Фидан | 1968 | Беспартийный | Глава Национальной разведывательной организации Турции (2010-2023 гг.), имеет опыт работы в международных организациях и посольстве Турции в Австралии) |
Министерство казначейства и финансов | Мехмет Шимшек | 1967 | Партия справедливости и развития (с 2007 г.) | Государственный министр по делам экономики (2007-2009 гг.);
Министр казначейства и финансов (2009-2015 гг.); Вице-премьер по связям с экономическими организациями (2015-2018 гг.) |
Министерство культуры и туризма | Мехмет Нури Эрсой | 1968 | Беспартийный | Сохранил свой пост |
Министерство молодежи и спорта | Осман Ашкын Бак | 1966 | Партия справедливости и развития (с 2011 г.) | Министр молодежи и спорта (2017-2018 гг.) |
Министерство национального образования | Юсуф Текин | 1970 | Беспартийный | Ректор Ангорского университета им. Хаджи Байрама Вели (2018-2023 гг.), заместитель министра национального образования (2013-2018 гг.) |
Министерство национальной обороны | Яшар Гюлер | 1954 | Беспартийный | Начальник Генерального штаба ВС Турции (2018-2023 гг.) |
Министерство окружающей среды, градостроительства и изменения климата | Мехмет Озхасеки | 1957 | Партия справедливости и развития (с 2001 г.) | Занимал этот пост в 2016-2018 гг., был мэром Кайсери (1998-2015 гг.) |
Министерство промышленности и технологий | Мехмет Фатих Каджыр | 1984 | Беспартийный | Заместитель министра промышленности и технологий (2018-2023), один из основателей фестиваля TEKNOFEST |
Министерство сельского и лесного хозяйства | Ибрахим Юмаклы | 1969 | Беспартийный | Заместитель министра сельского и лесного хозяйства (2022-2023 гг.) |
Министерство семьи и социальных услуг | Махинур Оздемир | 1982 | Беспартийная | Посол Турции в Алжире (2020-2023 гг.) |
Министерство труда и социального обеспечения | Ведат Ышыкхан | 1966 | Беспартийный | Ученый в сфере психологии |
Министерство торговли | Омер Болат | 1963 | Партия справедливости и развития | Член руководящего совета Albayrak Grup (c 2000 г.);
Член руководящего совета Партии справедливости и развития (2012-2015 гг.) |
Министерство транспорта и инфраструктуры | Абдулкадир Уралоглу | 1966 | Беспартийный | Генеральный директор Турецких железных дорог (2018-2023) |
Министерство энергетики и природных ресурсов | Альпарслан Байрактар | 1975 | Беспартийный | С 2010 г. работает на разных постах в данном министерстве |
Министерство юстиции | Йылмаз Тунч | 1971 | Партия справедливости и развития (с 2007 г.) | 5 сроков избирался депутатом от Бартына |
Подытоживая статью, мы отмечаем, что 67-ое правительство Турции и 5-е правительство Эрдогана претерпели ряд важных функциональных изменений. Хоть, в целом, способ формирования кабинета остался тем же, некоторые кадровые решения президента оцениваются нами как реакция на работу его предшественника. При назначении новых фигур была сделана ставка на людей, которые имеют опыт взаимодействия со своими министерствами. Несмотря на сохранение влияния этих принципов при выборе кандидатов, назначения Йерликая, Йылмаза, Фидана и Шимшека указывают на особенность кадровой политики Эрдогана при формировании 67-го правительства. Йерликая и Шимшек сменили самых токсичных министров прошлого кабинета. Это репутационные изменения, которые показывает понимание наиболее проблемных областей политики. По отношению к Шимшеку еще неочевидно, что ему дадут в полной мере реализовать свое видение. Однако это, как минимум, сигнал для избирателей перед муниципальными выборами, которые должны пройти до марта 2024 г. В этом смысле примечательно, что Эрдоган отдал предпочтение профессионалам и технократам, как в случае Йылмаза и Фидана, хотя ожидалось усиление роли националистов и даже создание новых министерств под них. Но вопрос готовности президента предоставить автономию своим министрам (в первую очередь – в экономической и денежно-кредитной политике) все еще остается открытым.
[i] https://haberglobal.com.tr/ekonomi/mehmet-simsek-turkiyenin-rasyonel-zemine-donme-disinda-secenegi-kalmadi-255095