Об энергетическом сотрудничестве Алжира с США

Алжир демонстрирует готовность создать режим наибольшего благоприятствования для работы на своей территории американских энергетических компаний ExxonMobil и Chevron. По данным источников АНДР, они намереваются серьезно инвестировать в местную добычу углеводородов и прежде всего газа.

Алжирские источники сообщают о большом интересе, якобы проявленном американские специалистами нефтегазовой отрасли, в данный момент детально исследующих АНДР на предмет многомиллиардных инвестиций в местную сферу энергетики.

Поводом для этого послужило сообщение газеты The Wall Street Journal от 2 июня. В ее материале говорится о намерении двух крупных американских нефтяных компаний, ExxonMobil и Chevron, инвестировать в добычу газа в Алжире.

В связи с этим руководство АНДР делает Вашингтону «прозрачные намеки», согласно которым в случае положительного решения со стороны вышеупомянутых компаний это приведет к созданию стратегического «американо-алжирского альянса со всеми вытекающими из этого последствиями».

Одновременно алжирские источники указывают, что «финансовый и технологический вклад ExxonMobil и Chevron будет иметь решающее значение для процесса энергоснабжения Европы и других регионов мира».

Причем в Алжире делают одну из основных ставок в развитии своей углеводородной отрасли на привлечение именно компаний ExxonMobil и Chevron. Которые считаются там «одними из крупнейших в мире углеводородных гигантов, оказывающих очень серьезное влияние на ситуацию в энергетике планеты и являющихся инвестиционными локомотивами во всех регионах, где они работают».

Кроме того, в АНДР высоко ценят их финансовые возможности и очень рассчитывают на привлечение в собственное развитие хотя бы небольшой части от объема их денежных средств.

Так, рыночная капитализация Chevron оценивается почти в 327 миллиардов долларов, а ExxonMobil – более чем в 411 миллиардов долларов. Во всяком случае, алжирская сторона мечтает о проектах с каждой из данных компаний на миллиарды долларов.

Кроме того, она полагает, что сотрудничество с ними дает надежные гарантии того, что начатые ими проекты будут доведены до конца. Тем более, что вышеозначенные компании, согласно оценкам профильных специалистов углеводородной отрасли, реализуют максимально выгодные для Алжира проекты – от разведки до добычи и транспортировки произведенного сырья.

Возвращаясь к упомянутой выше публикации The Wall Street Journal, отметим, что она не дает деталей относительно алжирских намерений ExxonMobil и Chevron. Однако данное издание сообщает «о стратегическом характере реализуемого американо-алжирского альянса, ориентированного на инвестиции в Алжире.

Между тем, разбирая данную публикацию, профильные алжирские специалисты замечают, что «позиция Алжира как одного из основных поставщиков газа в Европу играет огромную роль в выборе двух гигантов. Война на Украине, которая прямо или косвенно привела к диверсиям против первого и второго газопроводов «Северный поток», соединяющих Россию с Германией, значительно ослабила Европу энергетически.

В этих условиях оказался незаменим для исправления этого (то есть вытеснения России с европейского газового рынка – авт.) огромный газовый потенциал Алжира».

И Алжир действительно не терял времени даром, предлагая взаимовыгодное партнерство с Европой. В результате родился проект трубопровода Алжир-Италия, по которому планируется поставлять туда не только природный газ, но и аммиак, солнечную электроэнергию и «экологически чистый водород».

Последняя позиция – одна из самых интересных. Дело в том, что Алжир претендует на получение как минимум 10-процентной доли в удовлетворении потребностей Европы в «экологически чистом водороде».

Плюс ко всему энергетическое сотрудничество этой страны с Европой должно заметно усилить после ожидаемого «электрического соединения» Старого континента и Алжира специальными кабелями. По ним в Старый Свет в будущем будут поставляться излишки энергии, полученной в результате развития альтернативной, в первую очередь солнечной, энергетики.

Напомним, что в конце 2022 – начале 2023 годов президент Алжира Абдельмаджид Теббун заявил о готовности увеличить производство газа и удвоить в ближайшей перспективе газовый экспорт в Европу до 100 млрд куб. м в год.

Однако этим амбиции руководства АНДР не исчерпываются, и оно выражает желание стать доминирующим поставщиком газа на европейском рынке.

Одним из способов достигнуть этого служит предполагаемая прокладка газопровода Нигерия-Алжир-Европа. На первом этапе, как ожидается, прокачка по нему составят 30 млрд куб. м в год с последующим увеличением этого объема вдвое.

Остается «дело за малым» — найти для всех данных проектов требуемые многие десятки миллиардов долларов. Например, по самым оптимистичным данным, только на реализацию первую очереди проекта из Нигерии потребуется минимум 15 млрд долларов. И еще по меньшей мере 40 млрд долларов необходимо на увеличение алжирских добычи и экспорта голубого топлива.

Соответственно, алжирское руководство рассчитывает на то, что, по крайней мере часть данных усилий возьмут на себя американские энергетические компании.

Причем представители алжирской стороны считают участие бизнеса из США в таких проектах делом решенным. Речь по их данным идет теперь лишь о выборе параметров данного сотрудничества.

В частности, они утверждают, что Алжир договорился с ExxonMobil и Chevron о том, что именно они будут осуществлять сжижение алжирского и нигерийского газа на установках, расположенных на территории АНДР с применением «качественно новых принципов», после чего американская сторона якобы готова распространить этот «успех на значительную часть планеты».

Вместе с тем, в Алжире осознают, что ExxonMobil и Chevron намереваются прийти в Алжир не для того, чтобы помогать европейцам получать газ или бескорыстно развивать газовую отрасль Алжира. У их руководства есть желание «снять сливки» с мирового энергетического кризиса, пока он еще не «затух».

Что же касается перспектив развития отношений со старыми партнерами Алжира в лице России и Китая, то руководство АНДР в присущей ему манере активно намекает, что они также могут направить инвестиции в добычу газа на его территории.

Правда, пока на подобные публикации вроде появившейся в американских СМИ, всерьез «вестись» нельзя. Несмотря на активное надувание Алжиром щек относительно собственной привлекательности, пока реально серьезного прорыва за исключением заключения им отдельных контрактов, например с Италией, по газовой части не произошло.

Одна из причин – нежелание алжирского руководства отменять основной препятствующий приходу иностранных инвестиций закон, согласно которому зарубежные компании могут работать в Алжире только под контролем местных коллег и иметь в таких проектах долю не более чем в 49%.

Соответственно, нельзя исключать, что алжирские лоббисты в США попросту проплатили публикацию  The Wall Street Journal с целью взбудоражить рынок и набить себе инвестиционную «привлекательность», спровоцировав стремление потенциальных участников работы на рынке АНДР активно туда вкладываться на не особенно привлекательных для себя условиях.

55.13MB | MySQL:108 | 0,939sec