Переизбранный 28 мая президентом Турции Р.Т.Эрдоган обнародовал состав нового правительства страны. Кабмин министров, действительно можно считать новым во всех смыслах, поскольку глава государства практически полностью изменил его состав в сравнении с предыдущим. Многолетний министр иностранных дел М.Чавушоглу уступил портфель Х.Фидану, который прежде возглавлял Национальную разведывательную организацию (MIT). Данное назначение, безусловно, приковывает внимание многих партнеров Анкары, в числе которых Стокгольм. При этом представители Швеции уже успели пообщаться с главой турецкого внешнеполитического ведомства в попытке наладить контакт, необходимый для присоединения североевропейской страны к НАТО.
Сначала министр иностранных дел Швеции Т.Билльстрём написал в социальных медиа, что «с нетерпением ждет конструктивного сотрудничества» между двумя государствами, реагируя таким образом на конфигурацию представленного правительства республики. В середине текущей состоялся первый контакт двух руководителей дипломатических ведомств. Как утверждают СМИ, в ходе телефонного разговора Х.Фидан заявил о необходимости для Стокгольма предпринять «конкретные шаги», дабы добиться прогресса в своем стремлении войти в состав Североатлантического альянса. При этом любопытно, что шведские издания практически не излагают никаких собственных данных о переговорах, опираясь на мнение собственных официальных лиц, а преимущественно ссылаются на коллег из Турции.
Последние уже ссылаясь на Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга указывают, что в середине июня намечена очная встреча переговорщиков от Анкары и Стокгольма, направленная на преодоление разногласий. При этом главный чиновник Североатлантического альянса лично согласовал данный вопрос с Р.Т.Эрдоганом во время церемонии инаугурации, для чего съездил в Турцию. Кроме того, находясь в там, Й.Столтенберг старательно указывал на то, что Швеция уже выполнила все необходимые требования, сдерживавшие ее заявку, а потому североевропейские обозреватели несколько недоумевают, что конкретно подразумевал Х.Фидан под «конкретными шагами».
Выяснить последнее Стокгольм может дополнительно в ходе прямого общения глав МИД Швеции и Турции, которое, как ожидается, может пройти после упомянутых Генсеком НАТО консультаций переговорщиков. Впрочем, шведские СМИ, цитирующие турецких коллег, могли бы рассказать об этом властям несколько подробнее, поскольку в турецких изданиях данную информацию не скрывают. Так, они прямо указывают на необходимость соответствия «конкретных шагов» меморандуму июня 2022 г., который содержал пункт о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, включая выдачу преступников.
С последним могут возникнуть сложности, которые заметны вновь даже на уровне анализа публикаций, появившихся в обоих государствах. Так, в качестве определенного свидетельства прогресса в Турции в целом готовы принять решение Верховного суда Швеции, фактически совпавшее по времени с первым телефонным разговором двух глав МИД. В соответствии с ним, был одобрен запрос на экстрадицию одного подозреваемого в связях с РПК. Впрочем, в Стокгольме обстоятельства дела понимают иначе. Задержанный там рассматривается как фигурант дела о наркотиках, в то время как, по информации местных журналистов, на запросы по поводу его возможного преследования за террористическую деятельность шведская прокуратура якобы получила от коллег из Турции отрицательный ответ. Дополняет картину происходящего то, что сам подозреваемый на слушаниях указал, что его экстрадиция в действительности связана с симпатиями к РПК, которые он выражал в социальных сетях, в то время как дело о наркотиках – предлог.
Стокгольм, не исключено, полагает, что за словосочетанием «практические шаги» может срываться не вопрос о терроризме, а поддержка Турции на фоне ее актуальных проблем. На текущей неделе на фоне всех упомянутых консультаций была обнародована информация о помощи Турции после землетрясения. По данным Швеции, общая сумма, выделенная к апрелю текущего года, равна почти 410 млн крон. Из них 170 пошли на гуманитарную помощь, 160 – на поддержку реконструкции страны, 50 – на материальное оснащение спасательной операции (воздушный транспорт, палаточные лагеря, спасательное и медицинское оборудование) и отправку специалистов, 30 – переданы по линии Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца. Любопытно, что шведские источники говорят об общей сумме в 550 млн крон, включая в помощь Турции еще 140 млн, которые фактически были направлены Сирии. Также отдельно подчеркивается, что Швеция намерена оставаться долгосрочным партнером Турции.
В целом в Стокгольме и в Брюсселе сходятся во мнении о необходимости активизации усилий по преодолению противоречий с Анкарой перед предстоящим в июле саммитом Североатлантического альянса в Вильнюсе. При этом там исходят из двух обстоятельств.
Во-первых, бытует мнение, что изменение турецкой позиции автоматически окажет решающее воздействие на Венгрию, а потому столь же активных усилий в направлении Будапешта дипломатия североевропейской страны, судя по всему, не готовит.
Во-вторых, считается, что несмотря на победу на выборах Р.Т.Эрдоган находится в довольно слабом положении, нуждается в поддержке Запада, а значит, будет более лоялен. Кроме того, многие эксперты трактуют судебные решения об экстрадиции, а на следующей неделе как раз на фоне переговоров ожидается еще одно, тоже касающееся сторонника РПК, как тот самый сигнал Турции. Впрочем, здесь необходимо сделать еще две оговорки. Первая из них заключается в том, что Анкара ожидает выдачу ей не одного и не двух человек, а всех упомянутых в соответствующем списке. Если опираться на январское заявление Р.Т.Эрдогана, содержит он порядка 130 имен. Второе важное обстоятельство кроется в том, что решение Верховного суда Швеции еще не гарантирует экстрадицию, поскольку для окончательного согласования процедуры необходимо одобрение парламента. Для него, в свою очередь, может оказаться подозрительным , что обвинения в их шведской и турецкой трактовке заметно разнятся. Помимо этого, серьезное давление оказывают и правозащитники из североевропейской страны, усматривающие в подобной практике нарушение прав человека и международных обязательств.