Американские эксперты о проблемных моментах в отношениях между США и Саудовской Аравией

В начале июня госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Королевство Саудовская Аравия, чтобы продолжить усилия, начатые президентом США ДЖ.Байденом во время его поездки туда в июле 2022 года, по стабилизации американо-саудовских отношений после серии споров. Президент Байден вступил в должность в начале 2021 года после того, как назвал КСА «государством-изгоем, во многом основываясь на оценке США о том, что фактический лидер, наследный принц Мухаммед бен Сальман (МБС), одобрил убийство саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги в октябре 2018 года. При этом, как отмечают американские эксперты,  ни один из визитов США не развеял сохраняющихся сомнений с обеих сторон. Почти через три месяца после визита президента Байдена, саудовские и российские официальные лица добились сокращения добычи нефти крупнейшими мировыми экспортерами на 2 млн баррелей в день. Это решение было принято в то время, когда официальные лица США боролись с почти 40-летним максимумом инфляции в США – задача, которая усложнялась усилиями Саудовской Аравии по поддержанию высоких цен на нефть. Июньская поездка госсекретаря Блинкена последовала за неожиданным односторонним решением КСА сократить добычу на 1 млн баррелей в день, хотя относительно слабая мировая экономика приглушила последствия объявленного сокращения. 12 июня цены на нефть оказались под новым давлением, что подчеркивает, как усилия Саудовской Аравии поддержать цены на нефть сталкиваются с тяжелой борьбой перед лицом более высокой, чем ожидалось, добычи в России и опасений по поводу состояния мировой экономики. «Мы работаем против того, что называется неопределенностью и настроениями», — заявил 11 июня министр энергетики КСА принц Абдель Азиз бен Сальман на арабо-китайской бизнес-конференции в Эр-Рияде. Цена на нефть марки Brent, международный эталон, снизилась на 2,77% 12 июня утром по восточному времени до 72,72 доллара за баррель на фоне опасений по поводу возможной рецессии в Соединенных Штатах и более слабого, чем ожидалось, восстановления экономики Китая после пандемии Covid-19. Падение произошло даже после неожиданного решения Саудовской Аравии в июне сократить добычу на миллион баррелей в день в следующем месяце в попытке поднять цены, которые Абдель Азиз назвал «саудовским леденцом на палочке». Но ставки против цен на нефть оказываются устойчивыми к сокращениям Саудовской Аравии. 12 июня Goldman Sachs в третий раз за шесть месяцев пересмотрел цены на нефть марки Brent в сторону понижения, понизив свой прогноз на декабрь до 86 долларов за баррель с 95 долларов. Аналитики Goldman Sachs настроены более оптимистично в отношении цен на нефть. Абдель Азиз приобрел репутацию человека, выступающего против трейдеров, делающих ставку на снижение цен на нефть. Он предупредил спекулянтов, что они будут «охать как черти», если усомнятся в его готовности поддерживать цены, и в июне посоветовал им «остерегаться» в преддверии встречи ОПЕК+. Саудовская Аравия была в авангарде усилий, направленных на то, чтобы подтолкнуть членов ОПЕК+, группу производителей нефти во главе с Саудовской Аравией и Россией, к сокращению добычи. Несмотря на два сокращения добычи за восемь месяцев, цены на нефть упали на 40% с максимумов мая 2022 года в 125 долларов за баррель примерно до 75 долларов. Саудовская Аравия использовала недавнюю неожиданную прибыль от продажи нефти для реализации мега-проектов, направленных на диверсификацию экономики королевства, отказавшись от ископаемого топлива. По данным МВФ, Саудовской Аравии нужна цена на нефть выше 80 долларов за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет и реализовать такие проекты, как строительство мегаполиса Neom стоимостью 500 млрд долларов и созданию новой авиакомпании. Аналитики полагают, что Абдель Азиз находится под давлением своего сводного брата, наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, с целью повышения цен. Тенденция к снижению цен наблюдается на фоне того, что Международное энергетическое агентство предупреждает, что сокращения, проводимые Саудовской Аравией, могут усугубить мировой дефицит нефти, что приведет к росту инфляции. Но Саудовская Аравия идет по тонкой грани. Чрезмерное сокращение может привести к росту цен, когда мировая экономика слаба, создавая нисходящую спираль спроса. В то же время Саудовская Аравия отказалась от доли рынка в июне, когда сократила на 10% общую добычу нефти, но нынешнее падение цен на нефть означает, что королевство не смогло компенсировать потерю доходов. Стремительный рост добычи в России также осложняет усилия Саудовской Аравии по поддержанию ограниченных поставок. Из-за западных санкций в связи с конфликтом на Украине Россия продает нефть с большой скидкой. Чтобы компенсировать цены ниже рыночных, Москва наводняет рынок нефтью. Согласно данным, собранным Bloomberg, экспорт российской нефти за четыре недели до 4 июня был в пределах 100 000 баррелей в день от рекордного уровня. На прошлой неделе президент России Владимир Путин и наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман провели телефонный разговор, высоко оценив их сотрудничество в рамках ОПЕК+ на фоне сообщений о разногласиях между Эр-Риядом и Москвой по поводу добычи нефти. «Обе стороны высоко оценили сотрудничество в рамках ОПЕК+, позволяющее принимать своевременные и эффективные шаги для обеспечения баланса между спросом и предложением на нефть», — говорится в заявлении Кремля. При этом американцы отмечают, что, несмотря на эту волатильность, решения по добыче нефти продолжали подрывать давнюю негласную американо-саудовскую сделку, в соответствии с которой королевство пытается поддерживать цены на нефть относительно стабильными, частично в обмен на гарантии США по защите Саудовской Аравии от ряда региональных угроз. Тем не менее, изменения в нефтяной политике Саудовской Аравии, возможно, были неизбежны, поскольку индустрия гидравлического разрыва пласта (fracking) в США делает их  более самодостаточными в добыче нефти. Снижение потребности США в импортируемой нефти в сочетании с последовательными объявлениями стратегии национальной безопасности США, подчеркивающими угрозы со стороны России и Китая, породили у руководства Саудовской Аравии сомнения в приверженности США обеспечению безопасности королевства и его союзников из арабских государств Персидского залива. Саудовские официальные лица ссылаются на некоторые моменты региональной политики США, которые усугубляют их сомнения, в том числе на отказ США поддержать президента АРЕ Хосни Мубарака в борьбе с демонстрантами «арабской весны», которые свергли его режим в 2011 году; многостороннюю сделку по иранской ядерной программе 2015 года, которая была воспринята лидерами стран Персидского залива как направленная на сокращение военного присутствия США в Персидском заливе; вывод американских войск из Афганистана, который проложил путь к возвращению талибов к власти в Кабуле в августе 2021 года; и, что особенно важно для саудовских лидеров, отказ США принять ответные меры против Ирана за его атаку крылатыми ракетами и вооруженным беспилотником в сентябре 2019 года на ключевые объекты Саудовской нефтедобычи. Во время своего визита в Эр-Рияд, который включал встречи с МБС, госсекретарь Блинкен попытался развеять опасения Саудовской Аравии, отметив, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены противодействию усилиям Ирана по дестабилизации региона и будут противодействовать агрессивным действиям Тегерана в Персидском заливе. Американские военные чиновники подчеркивают, что Соединенные Штаты, несмотря на повышенное внимание к российской операциина Украине и «нарастающей угрозе» со стороны Китая, сохраняют мощное военное присутствие в Персидском заливе, которое они имеют уже более двух десятилетий. С точки зрения США, в Саудовской Аравии растут настроения в пользу наращивания дипломатических контактов  и  взаимодействия в области безопасности с Китаем. В марте Саудовская Аравия обратилась к Китаю с просьбой завершить длительные переговоры о сближении с Ираном, призванные снизить напряженность в отношениях с Тегераном на фоне неопределенности относительно решимости США противостоять Ирану. В сообщениях СМИ отмечается, что Саудовская Аравия заключила контракт с Китаем на развитие собственного саудовского ракетного производства – оборудование для которого Соединенные Штаты не продают из-за  законов по борьбе с распространением и соблюдение глобальных конвенций о распространении. В контексте июньского визита госсекретаря Блинкена министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан Аль Сауд указал, что королевство хотело бы приобрести американские технологии для своей все еще рудиментарной гражданской ядерной программы, но обратилось бы к другим поставщикам – предположительно России или Китаю, — если бы  ограничения США препятствовали таким продажам. Во время своих встреч в Эр-Рияде госсекретарь Блинкен пытался преуменьшить американо-саудовские разногласия по Китаю, утверждая, что Соединенные Штаты поддерживают сближение с Ираном и не стремятся оказывать давление на Саудовскую Аравию или другие государства Персидского залива, чтобы они сократили свои торговые или дипломатические связи с Пекином. Блинкен и другие официальные лица также пытались преуменьшить разногласия с Саудовской Аравией по Сирии, отмечая, что саудовские лидеры обязались оказывать давление на президента Башара Асада с целью добиться долгосрочного политического решения в Сирии, как это предусмотрено в резолюции 2254 (2015) Совета Безопасности ООН, и пресекать торговлю незаконным наркотиком каптагоном из Сирии.

Несмотря на некоторые разногласия, сотрудничество Вашингтона и Эр-Рияда улучшилось по некоторым важным региональным вопросам, включая урегулирование давнего конфликта в Йемене и недавнюю вспышку боевых действий между двумя основными вооруженными силами в Судане. Соединенные Штаты и Саудовская Аравия совместно предприняли усилия по взаимодействию с двумя враждующими сторонами в попытке добиться прочного прекращения огня, которое увеличило бы поток гуманитарной помощи в страну и в конечном итоге проложило путь к формированию правительства, возглавляемого гражданскими. Аналогичным образом, Вашингтон и Эр-Рияд преодолели прошлые разногласия по поводу жертв среди гражданского населения, вызванных возглавляемыми Саудовской Аравией военными операциями против поддерживаемого Ираном движения хоуситов в Йемене. Дипломаты США и Саудовской Аравии работают вместе, в партнерстве с официальными лицами ООН, чтобы институционализировать прекращение огня между хоуситами и правительством Йеменской Республики, поддерживаемым Саудовской Аравией, и в конечном итоге достичь там постоянного политического решения. Как было заявлено во время визита госсекретаря Блинкена в Эр-Рияд, официальные лица США и Саудовской Аравии участвуют во взаимном сотрудничестве против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), включая попытки репатриировать семьи боевиков ИГ, проживающих в лагерях в Сирии.

В преддверии поездки Блинкена в Эр-Рияд в сообщениях СМИ указывалось, что госсекретарь может сосредоточиться на другом потенциальном направлении сотрудничества – нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем. Официальные лица США указывают, что королевство подготовило основу для такого шага, включая открытие своего воздушного пространства для полетов в Израиль и из Израиля и начало широкого, но спокойного сотрудничества с Израилем против Ирана. Однако Саудовская Аравия является лидером в мусульманском мире и автором Арабской мирной инициативы 2002 года, которая обусловила нормализацию отношений с Израилем урегулированием израильско-палестинского конфликта. По оценкам многих экспертов, согласие КСА на нормализацию — в отсутствие израильско-палестинского урегулирования — потребует от США гарантий серьезных мер безопасности и других стимулов. Если целью поездки госсекретаря Блинкена был прорыв в этом вопросе, то он не был достигнут. Министр иностранных дел КСА на совместном брифинге для прессы с госсекретарем США указал, что нормализация отношений Саудовской Аравии с Израилем последует только после разрешения израильско-палестинского конфликта. Его комментарии, казалось, поддержали мнение многих экспертов о том, что США и израильским официальным лицам необходимо снизить свои ожидания от скорейшей нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем.

В конечном счете, борьба США и Саудовской Аравии направлена на поиск нового центра тяжести в отношениях, который заменил бы заключенную десятилетиями сделку о преимущественном доступе США к саудовской нефти в обмен на американскую защиту Саудовской Аравии от внешних вызовов и поддержку КСА политики США. Эта сделка нуждается в обновлении. Цены на нефть по-прежнему имеют значение, но Соединенные Штаты, крупнейший в мире производитель, больше не зависят от импорта саудовской нефти. Кроме того, усилия по противодействию Китаю выставляют интересы США на Ближнем Востоке в ином свете. Со своей стороны, Саудовская Аравия, обновленная социальными и экономическими реформами МБС и вооруженная огромным финансовым арсеналом, видит возможность наметить более независимый курс и позиционировать себя во все более многополярном мире, в котором средние державы обладают большей свободой действий и рычагами влияния. Несмотря на это, Саудовская Аравия по-прежнему нуждается в Вооруженных силах США для обеспечения поставок нефти из Персидского залива, при этом ни Китай, ни Россия не хотят и не могут взять на себя эту роль. В результате американо-саудовское противостояние является попыткой пересмотреть баланс сил в отношениях. В некотором смысле, противостояние напоминает игру в блеф-покер, предназначенную для проверки возможностей друг друга. «Во времена холодной войны США могли в значительной степени рассчитывать на поддержку саудовцами своих крупных стратегических инициатив. Когда холодная война закончилась, у саудовцев не было особого выбора. Теперь у них есть выбор, период американской однополярности в основном закончился, и саудовцы понимают это, и они видят другие варианты», — считает специалист по Персидскому заливу Грегори Гауз. В одном из случаев игры в блеф-покер просочившийся документ американской разведки предположил, что Мухаммед бен Сальман, отвечая на гнев США по поводу сокращения им в прошлом году добычи нефти на фоне высоких цен на энергоносители, пригрозил, что «он больше не будет иметь дела с администрацией США». В документе цитируется заявление наследного принца о том, что это будет иметь «серьезные экономические последствия для Вашингтона». С тех пор разъяснительная работа высокопоставленных официальных лиц США и визит  Блинкена ясно показали, что обе стороны стремились отойти от края пропасти. Характеризуя саудовско-американские отношения как стратегические, а не транзакционные,  Блинкен сказал, что «то, что мы наблюдаем, — это растущее сближение в нашем партнерстве для продвижения по вопросам, представляющим взаимный интерес для Саудовской Аравии, Соединенных Штатов и, если уж на то пошло, для стран региона и за его пределами». Госсекретарь настаивал на том, что администрация Байдена «высказалась предельно ясно, мы никого не просим выбирать между Соединенными Штатами и Китаем. Мы просто пытаемся продемонстрировать преимущества нашего партнерства и позитивную повестку дня, которую мы приносим». Переосмысливая отношения Саудовской Аравии с США и ее место на глобальном тотемном полюсе, у МБС есть козыри в руках. У него есть четкое видение того, каким он хочет видеть свое королевство, в отличие от этого, Соединенные Штаты изо всех сил пытаются примириться с многополярным миром, где они являются менее доминирующим игроком. Экономика, усугубляемая финансовой мощью Саудовской Аравии, основанной на нефти, работает в пользу МБС, когда Китай заменяет Европейский союз и Соединенные Штаты в качестве главного торгового партнера королевства. Несмотря на это, экономические отношения с Соединенными Штатами остаются значительными: объем торговли и инвестиций составляет 55 мдрд долларов США, саудовские оборонные и авиационные заказы на сумму не менее 265 млрд долларов, потенциальное приобретение по меньшей мере 150 реактивных лайнеров Boeing 737 Max новой государственной авиакомпанией королевства Riyadh Air и продолжающиеся инвестиции Саудовской Аравии в американские аэрокосмические и технологические компании, которые включают сотовые сети 5G и 6G. В комментариях во время визита  Блинкена министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан подчеркнул, что у королевства есть варианты. Тем не менее, одно прочтение его замечаний наводит на мысль, что он также признавал ограничения. Как и  Блинкен,  Фейсал бен Фархан отверг идею о том, что отношения Саудовской Аравии с США и Китаем представляют собой «игру с нулевой суммой». Он настаивал на том, что «мы все способны на многочисленные партнерские отношения и многочисленные обязательства, и США делают то же самое во многих случаях». Несмотря на это, одним из признаков способности Саудовской Аравии сбалансировать отношения будет то, как Эр-Рияд реализует свои планы по мирной ядерной программе. Соединенные Штаты поставили поддержку программы в условие отказа королевства от своих прав на обогащение урана на низком уровне. Оппозиция США усиливается опасениями, что Ближний Восток может скатиться к гонке ядерных вооружений, поскольку Иран становится пороговым ядерным государством. Тем не менее, Саудовская Аравия указала на важность, которую она придает поддержке программы со стороны США, сделав это одним из нескольких условий установления отношений с Израилем. «Не секрет, что мы развиваем нашу внутреннюю гражданскую ядерную программу, и мы бы очень предпочли, чтобы США были одним из участников торгов. Очевидно, что мы хотели бы построить нашу программу с использованием лучших технологий в мире», — заявил Фейсал бен Фархан. Сообщается, что Эр-Рияд предложил королевству и американским компаниям создать совместную организацию для управления саудовской ядерной программой, чтобы смягчить озабоченность США. Организация предоставила бы американским компаниям непосредственную роль в разработке программы и надзоре за ней, включая обогащение урана в королевстве. Жест Саудовской Аравии может иметь большое значение для смягчения озабоченностей США, однако может потребоваться больше для получения одобрения Конгресса на передачу чувствительного атомного оборудования и материалов. Указывая на разрыв с Конгрессом, который Саудовской Аравии необходимо преодолеть, сенатор-демократ Крис Мерфи недавно заявил, что «любая стратегия на Ближнем Востоке, основанная на предположении, что Саудовская Аравия будет постоянным, надежным партнером, обречена на провал». «Саудовцы иногда будут работать с нами, а иногда против нас, и чем скорее мы это поймем, тем лучше».

 

Основные выводы

— Ни визит президента США Дж.Байдена в середине 2022 года, ни поездка госсекретаря США Э.Блинкена в Саудовскую Аравию в июне 2023 года не разрешили разногласий между Соединенными Штатами и КСА.

— Взаимодействие Саудовской Аравии с Москвой и Пекином и ее сближение с Тегераном отражают сомнения Эр-Рияда в долгосрочной приверженности США обеспечению безопасности в Персидском заливе.

— Недавние решения Эр-Рияда по добыче нефти разочаровали американских чиновников, стремящихся справиться со все еще высокими темпами инфляции.

— США и Саудовская Аравия работают вместе над урегулированием конфликтов в Йемене и Судане и против региональных террористических группировок, но саудовские официальные лица по-прежнему неохотно идут на нормализацию отношений с Израилем.

56.03MB | MySQL:116 | 0,997sec