Слушания комиссии Бундестага «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии»: вопросы политической ответственности федеральной канцелярии и правительства

В начале текущей недели в Бундестаге прошло последнее перед парламентскими каникулами слушание в комиссии «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии», которая в отличие от соответствующего следственного комитета рассматривает весь период пребывания вооруженных сил ФРГ в стране. На итоговом заседании выступили бывший министр иностранных дел Й.Фишер («Зеленые»), экс-министр экономического сотрудничества и развития Х.Вечорек-Цойль (СДПГ), Т. де Мезьер (ХДС), в разные годы занимавший посты министра обороны, министра внутренних дел и главы ведомства федерального канцлера.

Й.Фишер, руководивший внешнеполитическим ведомством Германии в 1998-2005 гг. рассказал о мотивации федеральной республики начать развертывание в Афганистане. По его словам, решающее значение имела тогдашняя поддержка правительством Г.Шредера Соединенных Штатов после терактов 11 сентября 2001 г. На фоне этих событий, как подчеркнул экс-министр, Берлину была ясна необходимость быть «в полной солидарности с Альянсом (авт. НАТО)». При этом власти исходили из того, что «любой, кто расшатывает приверженность Запада союзничеству и европейской интеграции, ставшей возможной благодаря этому, подвергает риску существование Германии». Как следствие, по его словам, отказ от участия в мисси означал бы «разрушение архитектуры безопасности Федеральной Республики Германия».

С точки зрения Й.Фишера, первые серьезные трудности в миссии, прежде всего в том, что касается сочетания союзнических отношений с США и собственных обязательств перед Афганистаном, наметились с началом войны в Ираке. В результате экс-министр подчеркнул, что «Афганистан стал первой жертвой войны в Ираке». Подобный вывод был сделан потому, что переключение фокуса внимания американской администрации вылилось в сокращении участия США, в то время как Германия старалась придерживаться своего плана и своих обязательств применительно к афганской операции.

Х.Вечорек-Цойль, занимавшая свой пост с 1998 по 2009 гг., в свою очередь, проинформировала собравшихся о достижениях сотрудничества в целях развития в Афганистане. На ее взгляд, благодаря усилиям Германии там удалось создать для населения «другую жизнь», которой они жили на протяжении 20 лет. В качестве конкретных примеров экс-политик привела строительство 786 установок по опреснению воды, предоставление местным женщинам юридических консультаций, прежде всего по проблемам домашнего насилия и принуждения к заключению брака, кроме того усилиями немецкой миссии был расширен доступ к медицинским услугам. Именно работу с женщинами бывшая министр экономического сотрудничества и развития считает наибольшим достижением, подчеркивая, что США своим уходом, решение о котором не было скоординировано с союзниками, совершило «преступление» по отношению к афганскому женскому населению.

Х.Вечорек-Цойль и Й.Фишер сошлись в описании уроков Афганистана, главный из которых, на их взгляд, заключается в необходимости придавать большее значение ситуации в соседних государствах. Так, по их мнению, недостаточным оказался мониторинг обстановки в Пакистане, что позволило движению «Талибан» (запрещено в РФ), создать для себя тыл. Главной же проблемой, приведшей к столь драматичному исходу немецкого развертывания, оба бывших министра сочли действия США. Во-первых, как уже неоднократно отмечалось и на заседаниях комиссии, и на слушаниях следственного комитета, решение о подписании Дохинских соглашений не обговаривалось и не координировалось с союзниками. Во-вторых, как подчеркнула Х.Вечорек-Цойль, негативный фон для восприятия афганцами иностранного присутствия создало, цитируя пресс-релиз комиссии, «осведомленность населения об американских секретных тюрьмах», что создавало для миссии имидж «оккупации», одновременно подталкивая к талибам. Наконец, в силу роли США в формировании афганской повестки на международной арене Германия не приобрела должного политического веса, что мешало ей действовать более свободно. При этом указанные бывшие представители федерального правительства в целом позитивно оценили собственный опыт ФРГ. Х.Вечорек-Цойль сообщила, что, несмотря на отсутствие на момент ее работы в должности министра понятия «сетевое взаимодействие», правительству удалось довольно успешно сочетать гражданское и военное участие в Афганистане.

Т. де Мезьер предложил на заседании «пять выводов из 20 лет». Этот экс-представитель политических кругов, заслушанный на заседании, обладает, пожалуй, наиболее продолжительным и разносторонним опытом. С 2005 по 2009 гг. он работал министром по особым поручениям в ведомстве федерального канцлера, затем дважды в 2009-2011 гг. и 2013-2018 гг. возглавлял министерство внутренних дел, а в промежутке руководил министерством обороны. По его оценкам, самыми острыми проблемами в Афганистане оказались недооценка талибов, замалчивание тяжелого положения в ходе боевых действий в СМИ ФРГ, недостаточное внимание к местной этнической, исторической и культурной специфике, нехватка военных для полноценного выполнения поставленных задач, а также низкий уровень вовлеченности федеральных земель, опыт полиции которых был бы, на его взгляд, крайне востребован.

В отличие от коллег, Т. де Мезьер считает необходимым работать и над совершенствованием координации различных структур федерального правительства. Так, бывший министр обращает внимание на целесообразность расширения круга ведомств, принимающих участие в регулярных встречах государственных секретарей для обсуждения острых тем, включая зарубежные операции. По его словам, «сегодня на безопасность влияет больше факторов, чем в прошлом», а потому необходим взгляд «неклассических» министерств, однако кого конкретно следует в первую очередь задействовать, он не упомянул. В области внешней координации он сделал акцент на расширении сотрудничества с международными организациями.

В целом рассмотренная часть слушания свидетельствует, что ФРГ не стремится полностью снять с себя ответственность за отправку Бундесвера в Афганистан, а потому не связывает свое присутствие там исключительно с задачами, поставленными американцами. Вместо этого бывшие министры говорят о том, что развертывание в данной стране согласовывалось как с собственными интересами безопасности, так и с союзническими обязательствами. Однако исход операции по-прежнему, как и выводы свидетелей, заслушанных в следственном комитете Бундестага по Афганистану, обуславливается шагами США, которые со своей стороны нарушили договоренности с партнерами. Неопределенной при этом остается оценка политического веса самой ФРГ. С одной стороны, все три приглашенных экс-министра сошлись во мнении, что Берлин мог побудить Вашингтон продолжить присутствие, однако это сопровождалось бы ростом угрозы безопасности в том числе для немецких военных. С другой стороны, влияние Германии они сочли недостаточным для того, чтобы действовать более самостоятельно при меньшей опоре на союзников.

55.97MB | MySQL:116 | 0,765sec