Йемен, “Аль-Каида” и США

Как выяснилось, Умар Фарук Абдулмуталлаб, нигериец, который пытался взорвать на Рождество американский самолет, прошел специальную подготовку в Йемене, и, согласно агентству Рейтер, группа, имеющая название “Аль-Каида на Аравийском полуострове”, базирующаяся в Йемене и тесно связанная с настоящей “Аль-Каидой”, взяла на себя ответственность за эту попытку террористического акта. Кристофер Бучек, американский эксперт по Ближнему Востоку из Фонта Карнеги, утверждает в интервью газете “Washington Post”, что как сам инцидент, так и его йеменское происхождение свидетельствуют, во-первых, о новом витке угрозы безопасности конкретно США и, во-вторых, росте числа стран, откуда опасность может исходить. Кроме того, организация теракта на территории США показывает рост амбиций, возможностей и уверенности в своих силах даже не самой “Аль-Каиды”, а связанных с ней организаций. Не удивительно, также отмечает он, что оживление террористической деятельности в Йемене произошло в период экономического спада и усиления политической нестабильности, то есть, в ситуации, когда правительство страны оказалось не в состоянии решить те проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, — от гражданской войны и роста сепаратизма на юге до нехватки воды и “неожиданного” снижения запасов нефти – одного из главных экспортных продуктов Йемена. Если оставить ситуацию, сложившуюся в Йемене, без вмешательства извне, утверждает Бучек, здесь будут созданы все условия для усиления влияния “Аль-Каиды”.

То, что террорист прошел подготовку и получил взрывное устройство в Йемене, пока требует более тщательного расследования. Однако существуют доказательства того, что взрывное устройство, которое он намеревался пустить в ход и практически пустил, сходно с тем, которое было использовано в августе 2009 г. при попытке покушения на саудовского принца Мохаммеда бин Найефа, поддерживавшего международную борьбу с терроризмом. После того покушения из Йемена, и даже конкретно от членов группы “Аль-Каида на Аравийском полуострове” поступили сведения о том, что они располагают взрывными устройствами, не выявляемыми никакой аппаратурой, удобными для осуществления терактов любого вида, и до недавнего времени оставался только вопрос, можно ли пронести их в самолет. Оказалось – можно, что и произошло 25 декабря 2009 г. То есть, делает вывод Бучек, “Аль-Каида” может “достать” США из любой ближневосточной точки, даже такой неожиданной в силу ее отсталости и видимого стремления сотрудничать с Соединенными Штатами, как Йемен. Что же такое “Аль-Каида на Аравийском полуострове”?

В январе прошлого года единомышленники всем уже известной “Аль-Каиды” Усамы бин Ладена сформировали в Саудовской Аравии и Йемене региональную организацию, ныне известную как “Аль-Каида на Аравийском полуострове” и действующую также на Африканском Роге. Ее руководителями являются йеменец Нассер аль-Вахиши и его заместитель Саид аль-Шихри — саудовец, выпущенный из тюрьмы Гуантанамо. Формирование этой группы произошло в соответствии с отработанными методами регионализации “Аль-Каиды”: в Северной Африке уже существует организация “Аль-Каида в исламском Магрибе”, а в ряде других стран функционируют группировки, являющиеся отделениями или тесно связанные идеологически, политически и финансово с головной организацией.

“Аль-Каида на Аравийском полуострове” уже осуществила ряд похищений, убийств и терактов на территории Йемена. Так, в исторической области Хадрамаут в течение нескольких месяцев был уничтожен целый ряд сотрудников службы безопасности, занимавшихся отслеживанием террористической деятельности в Йемене. В провинции Мариб был похищен и казнен руководитель группы расследования по связям йеменцев с “Аль-Каидой”. В июне 2009 года было захвачено несколько европейских и южнокорейских работников гуманитарных организаций. Еще раньше, в марте, в Хадрамауте произошел взрыв, осуществленный террористом-смертником, в результате чего пострадала группа южнокорейских туристов, а через несколько недель последовал такой же взрыв в столице страны Сане, жертвами которого стали сотрудник южнокорейской службы безопасности и члены его семьи.

Множество терактов было проведено или намечено и за пределами Йемена. Так, в апреле 2009 г. саудовские власти заявили, что предотвратили, по крайней мере, 35 попыток акций террористов-смертников в Саудовской Аравии. Они также обнаружили десятки засекреченных убежищ вдоль границы страны, где располагались боевики и содержались похищенные. Там же создавались пропагандистские видеокассеты. В августе, как уже указывалось, произошла попытка покушения на принца Мохаммеда, а в октябре при пересечении границы полицией были убиты два саудовца, в том числе брат заместителя командующего “Аль-Каидой на Аравийском полуострове”, тоже вернувшийся из Гуантанамо.

Как отметил Бучек, прямой координации действий, осуществления руководства или контроля над деятельностью йеменской группы со стороны “Аль-Каиды”, базирующейся в Афганистане и Пакистане, пока не прослеживается. В то же время есть сведения о боевиках головной организации, покинувших Пакистан и Афганистан и переместившихся в Йемен и Сомали. Если же доверять информации, предоставленной средствами массовой информации разных стран, на территории Йемена сосредоточивается все больше и больше лиц, так или иначе связанных с террористическими и исламистскими организациями. По мнению эксперта, американская администрация должна обратить внимание на этот факт, тем более что если в 2003 г. “Аль-Каида” в Йемене считалась практически уничтоженной, то сейчас налицо явное оживление – через несколько лет — ее деятельности в этой стране.

Бучек напомнил, что сотрудничество между США и Йеменом в разных областях началось в 2003 г., и правительство этого ближневосточного “партнера” Соединенных Штатов было весьма озабочено тем, чтобы оказаться на “правильной” стороне и получить соответствующую выгоду от отношений со сверхдержавой. При этом йеменцы старались по возможности привлечь внимание американцев к финансово-экономическому аспекту отношений, последние же были больше заинтересованы в вопросах региональной безопасности. Кроме того, если США стремились к сотрудничеству, прежде всего, в вопросах антитерроризма, то йеменское правительство, увязшее в гражданской войне в провинции Саада и в борьбе с южнойеменскими сепаратистами, не считало присутствие “Аль-Каиды” на своей территории проблемой, имеющей большую важность. А если учесть, что Йемен – страна с весьма ограниченными природными ресурсами, разваливающейся экономикой и правительством, не способным контролировать значительную часть подведомственной ему территории, то следует признать, что диалог между нею и США и не мог стать эффективным.

Действительно, проблема терроризма – далеко не главная сегодня среди тех, с которыми приходится сталкиваться йеменскому руководству. Главный вопрос на повестке дня правительства этой страны – недостаток воды и нефти – главного (наряду с газом) экспортного товара. Причем нефти становится все меньше, но никто не знает, когда она закончится. Рассматривается вопрос об экспорте природного газа, но пройдет еще немало времени, прежде чем он пойдет по газопроводам, и в любом случае доходы от его продажи не смогут достичь уровня бывших доходов от нефти. Но и это не самое страшное. Самая большая проблема состоит в том, что страна быстро лишается воды. Поэтому, если уменьшение запасов нефти и является весьма негативным фактором, способствующим развалу экономики, то обезвоживание может привести к гуманитарному катаклизму. Сана будет первой в современной истории столицей государства, оказавшейся без воды, так как ее уровень падает на несколько метров в год в отдельных районах, что неминуемо повлечет за собой перемещение огромных масс населения. Надо сказать, что, по прогнозам, численность населения Йемена должна удвоиться в ближайшие 20 лет и достигнуть 40 млн человек. А через 30 лет число йеменцев превысит 60 млн. Не говоря уже о воде и других продуктах, страна столкнется и еще с одним дефицитом – нехваткой рабочих мест. Йемен станет огромным экспортером дешевой рабочей силы. То, что страна не справится со своими проблемами самостоятельно, представляется очевидным. Уже сейчас уровень безработицы среди йеменцев официально достигает 35%, неофициально же он значительно выше. При этом в стране растет коррупция, и центральное правительство не способно функционировать достаточно эффективно. Известно, что “Аль-Каида” успешно использует неуправляемые территории для создания убежищ и баз боевиков, лагерей подготовки новобранцев и явочных квартир для планирования и обсуждения новых терактов в стране и за ее пределами.

В настоящее время отношения между США и Йеменом имеют чрезвычайно непростой характер и подобны отношениям Вашингтона с Пакистаном. Как в Пакистане, так и в Йемене сильны антиамериканские настроения, хотя обе страны остро нуждаются во внешней помощи, прежде всего, помощи со стороны США для противодействия экстремизму и восстановления экономики. По мнению Бучека, вовлечение США в йеменские дела будет на руку “Аль-Каиде”, так как население будет противостоять внешнему, тем более, американскому вмешательству, и это еще больше ослабит позиции центрального правительства. Но уж если администрация Обамы сочтет необходимым помогать йеменцам, она не должна ограничиваться разведкой, борьбой с терроризмом и подготовкой национальных кадров специалистов. Среди задач, которые стоят сейчас перед йеменским руководством и в решении которых США должны ему помочь, Бучек выделяет создание эффективного законодательства, в соответствии с которым будет возможным привлечение пособников терроризма к судебной ответственности, реформирование тюремной службы, а также создание профессиональной полицейской службы, не чинящей насилия над собственными гражданами. Необходимо помочь и в подготовке государственных служащих. Кроме того, должен возрасти объем американской финансовой помощи Йемену.

Йемен мало отличается от других стран-реципиентов экономической помощи в том, как он смотрит на своих зарубежных партнеров: его интересует, что и в каком количестве он сможет получить, желательно без излишних затрат собственной энергии и ресурсов. При этом йеменское руководство старательно разыгрывает карту исламского терроризма. Так, оно старается связать причины и характер гражданской войны в Сааде если не с “Аль-Каидой”, то хотя бы с Ираном, Ливией или Палестиной. Правительство Йемена понимает, что если Запад озаботится этими связями, большие объемы иностранной помощи Сане будут обеспечены. Пока же местные чиновники жалуются на то, что в расчете на одного йеменца страна получает меньше помощи, чем даже некоторые государства Африки южнее Сахары. В настоящее время объем гуманитарной помощи Йемену составляет лишь около 20 млн долл. в год, то есть, по одному доллару на каждого жителя страны, в то время как Пакистан, например, ежегодно получает миллиарды долларов. Возможно, сейчас, после попытки рождественского теракта, американская администрация действительно включит Йемен в список наиболее опасных очагов нестабильности, а потому и важных экономических и политических партнеров.

62.85MB | MySQL:102 | 0,510sec