В преддверии саммита НАТО, открывающегося в Вильнюсе 11 июля, Швеция старается предпринять все возможные усилия для продвижения своей членской заявки, главным препятствием для которой остается позиция Турции. Помимо серии переговоров как с представителями Анкары, так и государствами-партнерами, способными воздействовать на ситуацию, Стокгольм, так или иначе, продолжает внутренние преобразования, хотя данный компонент активности выглядит наиболее сложным. В соответствующих комментариях позиция властей североевропейской страны сочетает в себе элемент наступательной и оборонительной тактики.
С одной стороны, правительство продолжает доказывать, что уже выполнило все условия, выдвинутые прежде Турцией. Шведские переговорщики, прибывшие на трехстороннюю встречу в Брюсселе под патронажем генсека НАТО Й.Столтенберга в очередной раз данный факт подтвердили, в качестве примера приведя ужесточение закона о терроризме с 1 июня текущего года. Кроме того, накануне встречи в бельгийской столице суд Стокгольма впервые вынес обвинительный приговор по делу, связанному с РПК. 41-летний мужчина курдского происхождения был признан виновным в попытке вымогательства с применением оружия, попытке финансирования терроризма и приговорен к четырем годам и шести месяцам заключения с депортацией без права на возвращение в Швецию в будущем. Данный случай был назван местными обозревателями уникальным, поскольку ранее обвинительные приговоры выносились лишь по делам, касавшимся террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ).
Директор Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин назвал указанное решение суда «впечатляюще своевременным», поскольку Швеция сделала именно то, что требует от нее Турция. Не исключено, что таким образом предполагалось несколько сгладить эффект от еще одного «своевременного» действия, а именно акции с сожжением Корана, заметно усилившей критику Анкары в адрес кандидата на вступление в НАТО в преддверии серии переговоров на различных уровнях. В дополнение к сказанному, есть сообщения о готовности министерства юстиции страны все же на законодательном уровне запустить процесс изменений, дабы заблокировать провокационные акции с Кораном, хотя полностью решить вопрос об экстрадиции всех лиц по списку Турции ведомство все же не считает реальным.
С другой стороны, в Швеции звучит точка зрения, что правительство Р.Т.Эрдогана изначально наложило на нее несправедливые и трудновыполнимые условия, что отличается даже от требований, выдвинутых в адрес Финляндии. В частности, по словам министра иностранных дел Т.Билльстрёма, «тот факт, что на Финляндию не оказывалось такого же давления в рамках процесса вступления в НАТО, не объясняется тем, что Финляндия ведет себя иначе, чем Швеция». Настоящей причиной предвзятого отношения Анкары политик считает прошлый опыт сотрудничества, который в последние несколько лет отличался негативным фоном. Речь здесь идет о таких фактах, как принятие Риксдагом резолюции о признании геноцида армян, запрет на продажу вооружений Турции на основании ее действий в Сирии или поддержка Стокгольмом О.Кавалы, за которую посол Швеции в Турции был объявлен персоной нон-грата.
Наконец, в Швеции есть те, кто согласен с мнением Р.Т.Эрдогана. К ним относится, к примеру, экс-глава внешнеполитического ведомства А.Линде, отличавшаяся весьма критичным настроем в адрес Анкары по сирийской проблематике, что ранее даже спровоцировало ее конфликт с тогдашним контрпартнером М.Чавушоглу. Любопытно, но на фоне переговоров, способствующих ускорению шведской заявки в НАТО, третьим «своевременным» шагом стал выпуск Телевидением Швеции на днях документального фильма об этом процессе. В нем одним из интервьюируемых представителей политических кругов как раз была А.Линде. По ее мнению, Стокгольм действительно прилагает недостаточно усилий для того, чтобы остановить финансирование РПК, поскольку фактически данная организация не представляет для североевропейской страны реальной угрозы.
В целом вопрос внутриполитических трансформаций, с которыми сопряжено вступление в НАТО, а точнее изменение позиции на то Турции является, пожалуй, наиболее сложным для Швеции, так как требует от нее собственных шагов, а не попыток действовать через союзников. Несмотря на приоритетность задачи вхождения в Североатлантический альянс, Стокгольм не готов менять что-либо с учетом запросов Анкары, а мотивируют его совершенно иные соображения. К примеру, хотя вынесение приговора по делу, связанному с финансированием РПК, и было истолковано в том числе местными экспертами как шаг навстречу турецким запросам, в реальности таким образом страна отреагировала на запросы своих европейских партнеров, поскольку обвиняемый еще в 2016 г. был приговорен к заключению в ФРГ, часть его средств, на том же основании поддержки террористов замораживались во Франции, кроме того, есть подозрения, что он напрямую может быть связан с руководством РПК в Скандинавии.