Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 января 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с турецко-израильскими и сирйиско-саудовскими отношениями. В отношениях между Израилем и Турцией произошло серьезное осложнение. Президент Сирии Б. Асад совершил 13 января официальный визит в Саудовскую Аравию, что стало еще одним подтверждением нормализации отношений между двумя влиятельными арабскими странами.

Президент США Б. Обама заявил 11 января, что в Вашингтоне не собираются направлять американские войска в Йемен и Сомали для участия в антитеррористических операциях против боевиков «Аль-Каиды». По мнению Б. Обамы, основным прибежищем «Аль-Каиды» остаются прилегающие друг к другу районы Афганистана и Пакистана.

Министры иностранных дел Афганистана, Ирана и Пакистана 16 января на встрече в Исламабаде подписали совместную декларацию о мерах по укреплению безопасности в регионе, борьбе с терроризмом и помощи в реконструкции Афганистана.

На прошедшей неделе в турецко-израильских отношениях, находящихся в последнее время в далеко не лучшем состоянии, произошло серьезное осложнение. Поводом для него послужило неуважительное поведение заместителя главы МИД Израиля Д. Аялона во время приема посла Турции. А. О. Селикколи. На этой встрече послу был заявлен протест в связи с недавними резкими высказываниями премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, обвинившего Израиль в непропорциональном использовании силы в секторе Газа. Причем сделано это было в форме, названной в Анкаре «демонстративным унижением» турецкого дипломата. Турция потребовала от израильской стороны официальных извинений и разъяснений по поводу про-изошедшего инцидента. В ответ канцелярия премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху опубликовала заявление, в котором говорится, что претензии, высказанные МИДом, «были правильными по сути, однако по форме должны были быть выражены в приемлемой дипломатической манере». Израиль также направил официальное письмо с извинениями правительству Турции. Это было сделано после того, как Анкара пригрозила отозвать своего посла из Тель-Авива. Свои извинения за «неучтивое поведение» с послом Турции принес и сам Д. Аялон. В итоге, Р. Т. Эрдоган заявил, что «с точки зрения дипломатического протокола мы получили ответ, который хотели».

17 ноября министр обороны Израиля Э. Барак посетил Турцию, где провел переговоры по вопросам двусторонних отношений и военно-технического сотрудничества. Считается, что визит Барака будет способствовать нормализации отношений между двумя государствами. Так, министр обороны Турции В. Генюль заявил, что его страна, несмотря на дипломатические скандалы, намерена оставаться стратегическим партнером Израиля.

На минувшей неделе премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган посетил с официальным визитом Россию. Основной темой его переговоров с российским руководством стали вопросы экономического сотрудничества, особенно в нефтегазовой сфере. Москва и Анкара договорились о постепенном переходе на национальные валюты в двусторонних расчетах и введении уже в ближайшее время безвизового режима для граждан двух государств. Р. Т. Эрдоган назвал свои переговоры в Москве «комплексными и очень эффективными».

На переговорах в Эр-Рияде король Саудовской Аравии Абдалла и президент Сирии Б. Асад обсудили актуальные проблемы ближневосточного региона, призвали к «сохранению единства и политической стабильности в Йемене», «скорейшему преодолению раскола в рядах палестинцев» и «активизации усилий на всех уровнях, чтобы добиться снятия блокады с сек-тора Газа». Сирийский президент осудил нападения йеменских мятежников на территорию Саудовской Аравии, подчеркнув «законное право королевства на защиту своего суверенитета». Король Абдалла и президент Б. Асад выразили озабоченность «по поводу отсутствия прогресса в мирном процессе ввиду нежелания израильского руководства прекратить оккупацию арабских территорий». Была подтверждена поддержка позитивным изменениям, происходящим в Ливане «после продолжительного кризиса». В целом эксперты рассматривают визит президента Сирии в Саудовскую Аравию как «свидетельство восстановления доверительных отношений между руководством двух арабских государств после длительной паузы», что, однако не означает полного преодоления разногласий между Дамаском и Эр-Риядом и прекращения сирийско-саудовского соперничества в регионе, в частности, в том же Ливане. Отметим также, что перед отбытием в Саудовскую Аравию Б. Асад провел по телефону беседу с президентом Ирана М. Ахмадинежадом.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. На северо-западе страны в провинции Саада продолжаются бои между правительственными войсками и шиитскими мятежниками. Сообщается об участии в боевых действиях на стороне правительственных войск сирийских и иракских летчиков. Йеменские мятежники продолжают удерживать отдельные участки территории Саудовской Аравии. На минувшей неделе йеменские власти проводили в различных районах республики активные мероприятия против боевиков «Аль-Каиды», в ходе которых, как было официально заявлено, уничтожено несколько главарей террористов. Правительство Йемена сообщило 17 января, что в связи с угрозой со стороны боевиков приняты меры по усилению охраны энергетических объектов страны, включая объекты нефтяной и газовой отрасли. Ранее, 14 января 150 членов влиятельной Ассоциации богословов Йемена объявили, что борьба с терроризмом, которую ведет правительство страны, поддерживаемое США, может привести к «иностранной оккупации Йемена». При этом глава Ассоциации шейх А. аль-Зиндани заявил: «Обязательно следует обратиться к джихаду, если в страну вторгаются иностранные войска». Зиндани считают «духовным отцом» руководителя «Аль-Каиды» У. Бен Ладена, а в США его называют «глобальным экстремистом». Сам же Зиндани отрицает свою причастность к деятельности «Аль-Каиды» и поддерживает хорошие отношения с йеменским правительством.

На состоявшейся 16 января в Нью-Йорке встрече представителей Великобритании, Германии, КНР, РФ, США и Франции по ядерной программе Ирана не удалось достичь согласия по вопросу о введении дополнительных санкций в отношении ИРИ. Великобритания, США и Франция настойчиво добиваются принятия новых санкций, однако Китай считает эту меру преждевременной. По мнению госсекретаря США Х. Клинтон, для Вашингтона лучший способ вынудить Тегеран отказаться от планов создания ядерного оружия состоит в оказании давления на правящую элиту ИРИ. В то же время Иран расценил как «безответственные и необдуманные» недавние высказывания главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса о возможном нанесении ударов по иранским ядерным объектам.

Турция не видит альтернативы дипломатическому решению иранской ядерной проблемы и не приемлет появления ядерного оружия в регионе, заявил премьер-министр страны Р. Т. Эрдоган. Одновременно он признал, что «Иран проводит спорную ядерную политику», но при этом Анкара поддерживает право Тегерана на использование атомной энергии в мирных целях. Эрдоган призвал СБ ООН оказать на Израиль давление по вопросу о ядерном оружии аналогичное тому, какое он оказывает на Иран.

12 января в Тегеране в результате теракта был убит иранский физик-ядерщик М. А. Мохаммади. Власти ИРИ обвинили в случившемся США и Израиль.

Правительство Ирана усиливает давление на оппозиционные силы. 15 января начальник полиции Тегерана заявил, что власти не потерпят использования электронной почты и SMS-сообщений для организации демонстраций. Подобная деятельность объявлена нелегальной и наказуемой, а правительство осуществляет мониторинг и контроль такого рода сообщений.

16 января в нижней палате парламента Афганистана состоялось голосование по предложенным президентом страны Х. Карзаем 17 кандидатам на министерские посты в новом правительстве. В итоге депутаты утвердили лишь семь министров, отклонив 10 человек. Ранее, 2 января парламентарии уже одобрили кандидатуры семи министров. На пост министра иностранных дел Афганистана утвержден З. Расул, занимавший до этого пост советника президента по вопросам национальной безопасности. Также вотум доверия получили министры по делам религии; юстиции; экономики; сельского хозяйства; социального обеспечения, по делам ветеранов и инвалидов; по борьбе с наркотиками. 17 января парламент ушел на зимние каникулы, которые продлятся до 20 февраля

Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал С. Маккристал заявил, что начавшееся в конце 2009 г. увеличение численности многонациональных сил в стране уже приносит свои плоды. Между тем в различных районах Афганистана не прекращаются теракты и вооруженные нападения, что не позволяет утверждать об ослаблении сил боевиков воору-женной оппозиции.

15 января президент Пакистана А. А. Зардари встретился в Исламабаде со спецпредставителем президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбруком. Зардари заявил, что американская война против терроризма в регионе почти «парализовала» пакистанскую экономику, а расходы страны на военные действия за последние восемь лет составили 35 млрд долларов. В этой связи президент призвал США создать для Пакистана «новый план Маршалла», чтобы восстановить национальную экономику. Зардари также попросил США предоставить пакистанцам технологии создания БПЛА, т. к. удары американских беспилотников по территории страны подорвали «национальный консенсус» в Пакистане. Между тем на минувшей неделе американцы заметно активизировали действия своих БПЛА в приграничных с Афганистаном районах Пакистана. Всего с начала 2009 г. американские БПЛА нанесли свыше 60 ударов по пакистанской территории, в результате которых погибли до 500 человек. В Вашингтоне считают такие действия необходимыми для борьбы с боевиками движения «Талибан».

Премьер министр Пакистана Ю. Р. Гилани на совещании с военными руководителями 14 января выразил серьезную обеспокоенность гонкой вооружений в Южной Азии. Это, по мнению Гилани, связно, прежде всего, с реализацией военных программ Индией и наступательным характером индийской военной доктрины, что нарушает баланс сил в регионе.

12 января в Судане началась регистрация кандидатов на предстоящие в апреле президентские, парламентские и региональные выборы. Кандидатом на пост президента Судана от правящей в стране партии Национальный конгресс намерен стать действующий глава государства О. аль-Башир, который на время выборной кампании сложил с себя полномочия верховного главнокомандующего суданскими ВС. Кандидатом в президенты от правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения (СНОД) выдвинут северянин Ю. Арман, который длительное время поддерживал южан. Первый вице-президент Судана и лидер СНОД С. Киир будет баллотироваться на пост главы Южного Судана. Об участии в парламентских выборах заявили около 70 политических партий и движений, в то же время ряд оппозиционных партий отказались от участия в выборах. Ожидается, что регистрация кандидатов завершится 22 января.

Центризбирком Ирака 14 ноября по представлению Комитета за справедливость и стабильность (больше известен как комитет по дебааасификации) отстранил от участия в парламентских выборах, назначенных на 7 марта, 499 политиков и 14 политических партий (в основном суннитских) по причине их связей с запрещенной партией Баас, правившей в Ираке при С. Хусейне. Среди известных политиков, исключенных из избирательных списков, С. аль-Мутлак – лидер Иракского совета за национальный диалог и министр обороны А. К. Обейди, балло-тировавшийся от возглавляемой премьер-министром Н. аль-Малики коалиции «Законность». Эксперты считают, что решение Центризбиркома не будет способствовать успеху выборов и усилит межконфессиональную напряженность в стране. К тому же оно вряд ли является объективным, т. к. принято под влиянием видных шиитских политиков.

Приложение

 

 

Об отношениях между Объединенными Арабскими Эмиратами и Исламской Республикой Иран

 

 

Характер и особенности отношений между ОАЭ и Ираном оказывают существенное воздействие на общее состояние военно-политической ситуации в зоне Персидского залива. На протяжении почти четырех десятилетий главным фактором, влияющим на отношения между двумя соседними государствами и в значительной степени их формирующим, является терри-ториальный спор о принадлежности трех островов в Заливе – Абу-Муса, Большой и Малый Томб (перс. Томбе-Боргоз и Томбе-Кучек). Следует подчеркнуть, что три острова, несмотря на свои небольшие размеры (площадь наиболее крупного из них – Абу-Муса составляет всего 25 кв. км, Большого Томба — 6 кв. км, и Малого Томба – 5 кв. км), занимают важное стратегическое положение, находясь в наиболее узкой восточной части Персидского залива и вблизи Ормузского пролива, соединяющего Залив с Аравийским морем. Именно по этому морскому пути проходит до 40 проц мирового экспорта нефти и осуществляется значительная часть внешней торговли стран зоны Залива.

Территориальный спор между двумя государствами имеет давнюю историю, причем каждая из сторон считает вопрос о своем праве на владение островами «не подлежащим сомнению». С эмиратской стороны на о Абу-Муса претендует эмират Шарджа, а на Большой и Малый Томб – эмират Рас-эдь-Хайма. Иран же считает, что Великобритания отторгла у него три острова и передала их арабским эмиратам, входящим ныне в состав ОАЭ. В конце ноября 1971 г. незадолго до провозглашения независимости ОАЭ султан Шарджи подписал с Ираном меморандум о взаимопонимании по острову Абу-Муса. В нем говорилось о разделе острова на зоны, в пределах которых каждая из сторон будет осуществлять юрисдикцию, а Иран получает право ввода войск на Абу-Муса. Причем документ был составлен в нарочито туманных формулировках, в нем конкретно не оговаривались границы зон на суше и территориальных вод. По двум другим островам достичь соглашения с Рас-эль-Хаймой не удалось. 30 ноября 1971 г. иранские войска заняли все три острова, что вызвало резкие протесты в ОАЭ и арабском мире. Правительство Эмиратов, опасаясь усиления иранского влияния, отказалось признать законность меморандума между Шарджей и Ираном, осудило оккупацию островов и потребовало их возврата.

На сегодняшний день проблема принадлежности островов накладывает отпечаток, причем негативный, на весь комплекс эмиратско-иранских отношений, мешает развитию полнокровного сотрудничества и политического диалога между Абу-Даби и Тегераном. ОАЭ настаивает на увязывании решения вопроса об островах с процессом улучшения двусторонних связей с ИРИ. Неурегулированность территориального спора с Ираном рассматривается в Эмиратах в качестве одной из основных внешних угроз национальной безопасности страны. Правительство ОАЭ считает незаконным строительство Ираном на островах различных объектов, особенно военного назначения, и требует их демонтажа. В Абу-Даби считают, что создание военных баз на островах представляет угрозу как для страны, так и для судоходства в Заливе. К тому же иранцы регулярно проводят в этом районе учения своих ВМС. В ОАЭ и Иране периодически организуются враждебные информационно-пропагандистские кампании в поддержку позиции каждой из сторон по территориальной проблеме.

Попытки дипломатического разрешения спора путем переговоров успеха не имели из-за жесткости позиций обеих сторон. ОАЭ выступают за возобновление диалога, а также поддерживают идею передачи вопроса на рассмотрение Международного суда в Гааге. Иран же, официально не отказываясь от переговоров, всячески затягивает их возобновление, избегает затрагивать эту острую тему в ходе политических контактов с эмиратской стороной. При этом в Тегеране желали бы рассматривать только вопрос об острове Абу-Муса. В целом же нынешнее состояние территориальной проблемы с ОАЭ Иран вполне устраивает, т. к. он продолжает прочно контролировать спорные острова. Отметим также, что расчет ОАЭ на возможное смягчение иранской позиции по островам в связи с усиливающимся международным давлением на Тегеран по вопросу о ядерной программе ИРИ, не оправдался.

Проблема трех островов приобрела международное звучание в силу поддержки позиции ОАЭ со стороны арабских государств, особенно аравийских монархий, а также ряда стран Запада. Она постоянно выносится на повестки дня саммитов ССАГПЗ и ЛАГ, в итоговых документах которых подчеркивается важность решения спора для развития сотрудничества араб-ских стран с Ираном, стабилизации обстановки в зоне Персидского залива и Ближнего Востока в целом. Арабские страны призывают ИРИ признать суверенитет ОАЭ над островами и прекратить их оккупацию. Руководство Эмиратов стремится по возможности шире привлечь страны Запада и другие государства для содействия решению в свою пользу проблемы островов в Персидском заливе. В этой связи в Абу-Даби отмечают «четкое понимание» Россией вопроса об эмиратско-иранском территориальном споре.

В целом эмиратско-иранский спор о принадлежности трех островов в Персидском заливе не имеет скорого решения и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на отношениях между двумя государствами и общую ситуацию в регионе.

Руководство ОАЭ обоснованно опасается стремления Ирана стать доминирующей силой в зоне Залива, неуклонного роста военного потенциала северного соседа, особенно ракетного оружия, ВВС, ВМС и различного рода разведывательно-диверсионных формирований. В то же время, по оценке Центра стратегических исследований ОАЭ, масштабная десантная операция против Эмиратов со стороны Ирана в ближайшем будущем не представляется возможной, т. к. для ее проведения «потребуются громадные амфибийные силы и воздушные мосты, которых нет у Ирана».

Для парирования иранской военной угрозы ОАЭ считает необходимым создание действенных оборонительных механизмов, в т. ч. путем укрепления военного сотрудничества с ведущими странами Запада, которые рассматриваются Абу-Даби в качестве гаранта внешней безопасности страны. К этому руководство Эмиратов подталкивают «отсутствие военного опыта, скромная численность населения и ограниченные географические размеры» страны. В настоящее время ОАЭ имеют договора о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с Великобританией, США и Францией, а с 2009 г. в Абу-Даби находится постоянная французская военная база.

Эмираты не желают создания Ираном собственного ядерного оружия и поэтому «с озабоченностью воспринимают проблему нетранспарентности иранской ядерной программы», выступают за то, чтобы Тегеран продемонстрировал готовность к сотрудничеству с международным сообществом, внес ясность в эту проблему, начав «сотрудничать с СБ ООН и МАГАТЭ, чтобы закрыть ядерное досье политически и дипломатически». В Абу-Даби надеются, что «иранцы прислушаются к совету соседей и своих друзей из различных регионов мира и пошлют позитивный сигнал, свидетельствующий о мирном характере программы, и не более того». В то же время ОАЭ, как и другие аравийские монархии, опасаются возможного военного конфликта между США и ИРИ из-за иранской ядерной программы, т. к. считают, что такой конфликт принесет арабским странам Залива не только значительный экономический ущерб, но и может вызвать резкую дестабилизацию внутриполитической обстановки.

И хотя мусульмане-шииты составляют всего 15-16 проц населения ОАЭ, а иранцы всего 5 проц, у правительства Эмиратов имеются опасения насчет иранской политики поддержки шиитских общин в соседних странах.

Наличие территориальной проблемы, сложности военно-политического характера на практике почти не затрагивают динамично развивающиеся торгово-экономические отношения между двумя странами. Иран является крупнейшим торговым партнером ОАЭ (до 25 проц торгового оборота Эмиратов). Причем большую часть товарооборота составляет реэкспорт из ОАЭ в ИРИ продовольствия и различных товаров (от готовых изделий до промышленного оборудования) из стран Западной Европы, США, Японии, Южной Кореи и Китая. Отметим, что здесь велика доля контрабанды.

Иранское руководство в условиях уже действующих международных санкций полагает политически невыгодным идти на ухудшение отношений с южным соседом и выступает за дальнейшее расширение торгово-экономических связей с Эмиратами. Со своей стороны, ОАЭ не желают обострения отношений с Ираном, считают необходимым достичь политического урегулирования спорных проблем, имеющихся с этой страной, а также выступают за упрочение связей с ИРИ в сфере торговли и экономики. При этом наиболее масштабно и активно торговые и финансовые связи с Ираном поддерживает эмират Дубай, руководство которого выступает за скорейшее преодоление конфронтационных элементов в отношениях с Тегераном.

52.28MB | MySQL:103 | 0,706sec