Кадима: временный кризис или окончательный распад?

В израильской политической жизни в ближайшее время могут произойти серьезные изменения. Угроза раскола в Кадиме, одной из ведущих партий Израиля, созданной еще Ариэлем Шароном, зрела с момента последних выборов в кнесет и явно проявилась в последнее время.

В декабре 2009 г. в прессе появились сообщения, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу предложил семерым депутатам оппозиционной партии Кадима перейти в Ликуд, обещая им при этом посты в министерствах. По данным израильской газеты «Едиот ахронот», стоимость предложения Нетаниягу оценивается в 13,8 млн шекелей1.

Затем эти сообщения подтвердили сами депутаты от Кадимы. А вскоре разгорелся настоящий скандал. Второй номер в партии, Шауль Мофаз, заявил, что лидер партии Ципи Ливни не справляется со своими обязанностями, что она допустила стратегическую ошибку, уйдя в оппозицию, и что необходимо срочно, не дожидаясь 2013 г., провести праймериз в Кадиме, чтобы честно, без подтасовок выбрать нового лидера.

В то же время депутат Эли Афлало подал председателю Кадимы Ципи Ливни официальное заявление о выходе из партии. Он также уведомил Ливни о своем намерении создать независимую фракцию. При этом Афлало подчеркнул, что его решение не связано с Ликудом. Единственной причиной его ухода стало несогласие с действиями руководства партии. После этого прошло экстренное заседание фракции, на которой было принято решение не удовлетворять просьбу Афлало.

Остается неизвестным, какая должность была обещана самому Шаулю Мофазу. Однако стало известно, что депутат Ронит Тирош могла бы получить место в МИДе, Эли Афлало — в Министерстве развития Галилеи и Негева.

Наконец, открыто проявился и сам премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, который направил официальное предложение лидеру Кадимы о вхождении в коалицию и конкретные предложения по министерским постам. На съезде фракции решено было ответить отказом. Больше всех за отказ, как ни странно, выступал Шауль Мофаз. По его словам, нужно направить Нетаниягу встречное предложение. Но возможность вступления в коалицию Мофаз в принципе рассматривал.

После отклонения предложения главы правительства депутат от Кадимы Отниэль Шнеллер заявил, что если Ливни откажется сотрудничать с Нетаниягу, из партии уйдут гораздо больше, чем семь депутатов. Некоторые СМИ отмечают, что самому Шнеллеру за вхождение в коалицию обещали пост председателя комиссии кнесета по иностранным делам и обороне.

Также просочилась информация, что депутат от Кадимы Зеэв Бойм может получить пост министра по делам Иерусалима, Юлия Шамалова-Беркович — место замминистра связи, Арье Биби — замминистра внутренних дел, Шай Хермеш – замминистра сельского хозяйства. Исраэль Хасон отказался от предложенных ему должностей и до сих пор не принял окончательного решения о переходе в Ликуд. Мария Солодкина заявила в одном из интервью русскоязычному изданию, что ей постоянно предлагают перейти в Ликуд, на что она отвечает отказом.

Как пишет газета The Jerusalem Post, многие депутаты от Кадимы поддерживали идею коалиции с Ликудом, однако открыто за это выступили только Шауль Мофаз и Ронит Тирош; Афлало саботирует вообще какие бы то ни было решения со стороны Ливни.

На первый взгляд, роль и мотивации каждого из участников скандала лежат на поверхности. «Притворщик» Биньямин Нетаниягу, как окрестили его журналисты газеты «Едиот ахронот», пытается развалить единственную крупную партию в нынешнем кнессете, которая официально провозгласила себя оппозиционной. Для этого он пытается переманить нескольких депутатов от Кадимы, предлагая им министерские должности.

В это время де-факто второе лицо в партии — генерал-лейтенант в отставке Шауль Мофаз — обрушился на лидера Кадимы Ципи Ливни с противоречивыми обвинениями: с одной стороны, Мофазу не нравится, что из-за упрямства Ливни и ее личных амбиций партия не вошла в правительственную коалицию; с другой стороны, по словам Мофаза, Ливни не проводит никакой оппозиционной политики, поскольку она должна быть активнее, а все решения за Ливни принимают некие тайные советники.

Роль жертвы выпала на этот раз г-же Ливни. Ее сторонники, оставшиеся в Кадиме, пытаются убедить своих соратников в том, что Ципи Ливни справляется с функциями лидера партии и фактически в одиночку противостоит кабинету Нетаниягу, а теперь еще и Мофазу, который действует в своих интересах.

Рассмотрим действия основных участников нового «представления» на израильской внутриполитической «сцене».

 

Биньямин Нетаниягу

Когда в 2008 г. будущий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу вел переговоры о создании коалиции национального единства, Кадима отклонила какие-либо предложения о сотрудничестве, а лидер партии Ципи Ливни заявила, что уходит в оппозицию. В конце 2009 г. предложения о сотрудничестве снова стали актуальными и были официально поданы лидеру Кадимы для обсуждения во фракции.

По словам Нетаниягу, он обратился к Кадиме принять предложение, устроившее лидера оппозиционной партии Херут Менахема Бегина в 1967 году накануне Шестидневной войны, когда его партия вошла в правительство Леви Эшколя (было сформировано правительство национального единства, что и пытается сейчас сделать Нетаниягу), получив для фракции два поста министров без портфеля. При этом Нетаниягу отметил, что готов прибавить к этому еще одну–две министерские должности и ввести трех министров от Кадимы в узкий кабинет. Однако Ливни снова отказалась, за что глава правительства назвал ее «серийной уклонисткой от сотрудничества».

Впрочем, отметим, что выбрав оппозиционную тактику поведения, Ливни скорее всего делает то, что от нее ждет электорат, а не сторонники по партии. Согласно результатам опроса, проведенного Институтом Кальмана, около 70% избирателей Кадимы поддерживают вариант, при котором, если правительство возглавляет Нетаниягу, «партия Шарона» остается в оппозиции.

Не стоит забывать, что перед тем как сделать широкий жест, Нетаниягу должным образом подготовил оппозиционных депутатов. К моменту обсуждения предложения премьера со многими были проведены переговоры и им были обещаны конкретные должности. Не исключено, что предварительное согласие было получено. Однако часть депутатов от Кадимы, включающая сторонников Ливни, отклонила предложение. Депутат Рони Бар-Он заявил в интервью радиостанции «Коль Исраэль», что предложение Нетаниягу унизительно, и резко осудил аналогию с правительством Эшколя. По словам Бар-Она, тогда всем было ясно, что скоро начнется война и Бегин решил поддержать премьер-министра в тяжелой ситуации (интересно, что и сейчас военные аналитики не исключают, что Израиль готовится либо к нападению, либо к его отражению).

Стоит также отметить, что, по мнению «Едиот ахронот», во время обсуждения предложения главы правительства многие депутаты от Кадимы, которые ранее были готовы войти в коалицию, проголосовали против. По мнению газеты, причина в том, что предложение было «мизерное» и «сковывающее» Ливни и фракцию в целом2.

 

Шауль Мофаз

 

Когда в июле 2008 г. тогдашний премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт был вынужден подать в отставку с поста премьера и с поста председателя правящей партии Кадима, Шауль Мофаз был одним из основных претендентов на кресло Ольмерта в партии и, возможно, на кресло главы правительства. Но со счетом 42% против 43,1% бывший глава Генштаба армии Израиля, бывший заместитель премьер-министра, министр транспорта и дорожной безопасности, проиграл праймериз еще одному сильному политику в Кадиме — тогдашней главе израильского МИДа Ципи Ливни. На следующий день после выборов Мофаз объявил о временном уходе из политики. Однако далеко он не ушел. Когда партия получила 28 мандатов на выборах в кнесет, генерал остался вторым номером при Ливни.

Пока не очень понятно, что проявило себя раньше — обида и недовольство Мофаза или предложение Нетаниягу к некоторым депутатам от Кадимы перейти в Ликуд. Наиболее вероятно, что желание устранить «ненужную» партию совпало с желанием Мофаза эту самую партию возглавить, сместив Ливни.

Атака Шауля Мофаза на лидера Кадимы выглядит очень хаотично. Так, по его словам, своим развалом фракция обязана именно Ципи Ливни, которая не может быть лидером, не может выстраивать отношения с однопартийцами. Более того, по мнению генерала, Ливни является «причиной разрушения в Государстве Израиль, в Кадиме и в головах членов фракции».

На специальном пресс-брифинге в кнесете после заседания фракции Мофаз заявил, что «государство страдает, поскольку Кадимы нет в правительстве». Да и сама партия страдает, поскольку не имеет влияния и власти. «Когда я вижу ущерб, который она (Ливни. – Авт.) наносит стране и партии, я не могу сидеть сложа руки», — отметил Мофаз3. В качестве решения проблемы он предложил как можно скорее, желательно через два месяца, провести праймериз, пока партия не перестала существовать. Правда, когда Ципи Ливни на встрече фракции потребовала немедленно вынести этот вопрос на голосование, Мофаз отозвал свою инициативу.

Одновременно Шауль Мофаз обвинил Ливни в том, что она «играет в оппозицию», а Кадима не участвует в работе правительства, только теряя время и силы. Это стало следствием того, что Ципи Ливни не смогла договориться с премьером Биньямином Нетаниягу и войти в коалицию «национального единства». Только Ливни виновата в том, что во время раздачи министерских портфелей фракция осталась не у дел. Судя по всему, должность, которую рассчитывал получить Мофаз в случае вхождения Кадимы в коалицию, была солидной. Однако решение Ливни остаться в оппозиции этим планам помешало.

При этом Мофаз лишь год спустя, в конце декабря 2009 г., сообщил следующее: «После того как Кадима получила 28 мест в кнесете и был шанс сформировать правительство, никто не знал, что именно Биби (Биньямин Нетаниягу – Авт.) предложил Ливни, мы ничего об этом не слышали. Сегодня же выясняется, что он предлагал множество должностей. И она все отвергла, — с горечью сказал Мофаз. — Кадима могла стать ключевой партией в нынешнем правительстве. Все это создает ситуацию недоверия Ливни»4.

От откровенной досады и сокрушения Шауль Мофаз пришел к открытым угрозам. Так, по его словам, представители Ливни заявили, что «если у меня есть какие-либо претензии, следует обратиться в полицию. Так вот, я бы хотел выразить недовольство (прошедшими в 2008 г. – Авт.) праймериз. Речь идет о нарушениях. Обнаружился дефицит в миллионы шекелей. Если она хочет, чтобы я обратился в полицию, я так и сделаю».

Еще одна претензия Мофаза: Ливни не прислушивается к мнению не только своих однопартийцев, но и к мнению советников. Более того, есть некое лицо (либо группа лиц) вне Кадимы, с которыми Ципи Ливни согласовывает свои решения. Так, рассказал прессе Мофаз, во время заседания фракции в конце декабря 2009 г., когда зашла речь о досрочных праймериз в Кадиме, Ципи Ливни «вначале не знала, как на это реагировать, но затем ей сказали, чтобы она «немедленно вынесла этот вопрос на голосование». Она отправила смс и ждала ответа. После этого, как только ответ пришел, она сказала: «Давайте проголосуем за это». Неожиданно она стала действовать решительно, поскольку кто-то, должно быть, сказал ей, что делать»5.

Однако подобное заявление Шауля Мофаза выглядит неубедительно. Чтобы точно знать, кому и что отправила Ципи Ливни с помощью смс, необходимо иметь доступ к ее телефону, что представляется невозможным. Таким образом, обвинения Мофаза больше похожи на вымысел.

Одновременно Мофаз начал вести закулисные переговоры с бывшими членами Кадимы. По информации израильских СМИ, он встретился с 40 бывшими сторонниками Ливни в Модиине в ночь на 31 декабря. Представители Мофаза отмечают, что он продолжает искать поддержку и не откажется от борьбы за лидерство в Кадиме6.

Шауль Мофаз от своего имени или в интересах третьих заинтересованных лиц развернул кампанию по нагнетанию ситуации и созданию негативного образа лидера Кадимы Ципи Ливни. На какие интересы работает Мофаз, доподлинно не известно. Вероятно, что он идет в связке с Ликудом, но не исключено и то, что он действует самостоятельно, идя ва-банк. Ведь если ему не удастся сконцентрировать вокруг себя всех членов Кадимы, партия перестанет существовать. С другой стороны, нельзя исключить вариант, при котором цель Мофаза как раз развал фракции, а не переориентирование на себя. Этот вариант представляется более правдоподобным. Дело в том, что исчезновение Кадимы начинает беспокоить даже Гилада Шарона, сына основателя партии. Как стало известно газете «Едиот ахронот», он позвонил семерым «перебежчикам» и попросил их «не разваливать партию, созданную его отцом». По словам одного из депутатов, ведущих переговоры с Нетаниягу, во время телефонной беседы Шарон-младший признал, что Ципи Ливни не справилась с возложенными на нее обязанностями, однако Гилад Шарон полагает, что это не является основанием для развала партии7.

 

Ципи Ливни

Что касается Ципи Ливни, которая в конфликте предстает как жертва интриг со стороны Нетаниягу и Мофаза, то она действительно может остаться не только без партии, но и без политической деятельности.

Однако Ливни шире смотрит на произошедшее. По ее словам, «и глава правительства, председатель Ликуда, и глава Аводы, и Авигдор Либерман (НДИ) объединились ради удара по Кадиме. Они решили попытаться соблазнить часть депутатов выйти из партии. В итоге этот замысел потерпел фиаско… Если правительству так мешает существование оппозиции, то, значит, мы делаем то, что должны»8.

С другой стороны, трудно поверить, что Ципи Ливни, имеющая опыт не только в политике, но и в интригах, дала себя так легко обмануть. Особенно если учесть, что именно Ливни раньше всех начала переманивать депутатов из других партий. Так, по словам Шели Яхимович (Авода), «выход ряда депутатов из Кадимы — это чистой воды оппортунизм. Идеологией здесь и не пахнет — тут налицо купля-продажа престижных должностей. Действия Нетаниягу вполне объяснимы: он пытается расширить свою коалицию, и с политической точки зрения ничего зазорного здесь нет. Так что пусть госпожа Ливни перестанет жаловаться — ничего сверхъестественного и беспрецедентного в действиях премьера нет. Она сама занималась такой же партизанщиной в моей партии, засылая ко мне своих коллег, дабы убедить меня и еще нескольких моих товарищей покинуть Аводу и присоединиться к Кадиме»9.

То же самое говорят приближенные Шауля Мофаза. Они отметили, в частности, что Ливни не должна критиковать Нетаниягу за попытку расколоть Кадиму, так как сама ведет схожие переговоры с депутатами от партии Авода.

 

«Третий человек»

Однако раскол и устранение «Кадимы» выгодны не только Биньямину Нетаниягу, чтобы укрепить правительство. Свержение Ливни — не только Шаулю Мофазу. Получив на последних выборах в кнесет 28 депутатских мандатов, Кадима выиграла у Ликуда один мандат. Третье место занял основной союзник Нетаниягу — партия «Наш дом – Израиль» (Авигдор Либерман), получившая 15 мандатов. И только на четвертом месте оказалась партия Авода — 13 мандатов. Таким образом, с исчезновением Кадимы либо с ее переориентацией на Ликуд часть голосов достанется если не самому Ликуду, то, по крайней мере, НДИ. Есть и другой вариант развития событий: Ципи Ливни может создать новую партию с теми же лозунгами и принципами, но под другим названием. Однако на то, чтобы сделать партию популярной и собрать команду, уйдет много времени и сил. К тому же Ципи Ливни не тот человек, который мог бы собрать людской ресурс «под себя».

 

Выводы

Очевидно, что раздор в Кадиме — не столько борьба за портфели и должности и даже не личная неприязнь Шауля Мофаза к Ципи Ливни (а она очевидна, судя по его негативным заявлениям в ее адрес, которые больше похожи на обиду, чем на политическое противостояние). В данный момент Кадима находится перед выбором — вступить в коалицию с Ликудом и потерять свой электорат либо остаться на своих позициях и распасться от внутренних раздоров и противоречий. Очевидно, что с исчезновением партии, созданной Ариэлем Шароном «под себя», с политического поля Израиля наступит и «обновление» сил. Не видя реальной альтернативы центристам Кадимы, электорату придется выбирать из правого Ликуда, еще более правого «Наш дом – Израиль», левой и тоже изживающей себя Аводы. Таким образом, вероятность, что второй, а то и первой партией на следующих выборах в кнесет будет НДИ, велика. Если вспомнить слова лидера НДИ Авигдора Либермана в интервью российскому изданию о том, что он рассчитывает стать следующим премьером Израиля, то многое становится на свои места.

 

 

1. http://www.the7eye.org.il/PaperReview/Pages/241209_Vast_Majority.aspx?RetUrl=/PAPERREVIEW/Pages/skirat_itonut_lobby.aspx

2. Gideon Zithblatt. Netanyahu the pretender// Yediot Akhronot, 31.12.09.

3. Amnon Meranda. Mofaz says Livni causing damage to Israel// Yediot Akhronot, 01.04.10.

4. Там же.

5. Там же.

6. Gil Hoffman. Mofaz: Livni’s scared of threat I pose// The Jerusalem Post 31.12.09.

7. http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3824449,00.html

8. Интервью. Ципи Ливни о кризисе в Кадиме и ордере британского суда. Newsru.co.il 31.12.09

9. Интервью. Депутат Яхимович о «тех, кто крадет яблоки в чужом саду». Newsru.co.il 27.12.09.

52.29MB | MySQL:103 | 0,709sec