К визиту главы ПНА М.Аббаса в Москву

Глава Палестинской национальной администрации М.Аббас в конце января с.г. собрался в Москву и Казань. С Казанью все более или менее ясно: палестинский лидер последовательно, как и обещал, устанавливает отношения в разных сферах с мусульманскими регионами России. В прошлое свое посещение он был в Чечне и Дагестане. Теперь – Казань. Сказать, что такие поездки несут в себе какой-то особенный смысл и скрытый политический подтекст, было бы большой натяжкой. Представляется, что М.Аббас просто выполняет в их ходе некую представительскую функцию, которая должна свидетельствовать о том, что «независимое палестинское государство» существует и даже интересуется мусульманскими российскими регионами. На самом деле, конечно, М.Аббаса в Москве привлекает совсем другое. Если быть точнее, вопрос собственного политического выживания.

Попробуем понять обеспокоенность М.Аббаса через призму нынешней ситуации в ПНА и вокруг нее. На сегодняшний день становится понятно, что усилия США по приведению позиций сторон палестино-израильского конфликта к какому-то общему знаменателю зашли в тупик. Американская «монопольная» инициатива на право уговаривать противоборствующие стороны помириться выдохлась и не дает более никаких, даже минимальных поступательных движений. А это для любого мирного процесса смерти подобно. То есть Вашингтон «выкрутил руки» Израилю как смог, и теперь предлагает Рамалле смириться с теми уступками, которое удалось добиться от правительства Б.Нетаньяху. Эти уступки, по большому счету, носят технический характер и не затрагивают ни одной фундаментальной проблемы процесса мирного урегулирования с точки зрения палестинцев: окончательное замораживание поселенческой деятельности без всяких исключений, вопрос Иерусалима, беженцев и т.п.

При этом Вашингтон предложил М.Аббасу договариваться с израильтянами на этой сильно урезанной базе, которая не устраивает абсолютное большинство палестинского политического сообщества и их арабских спонсоров. Согласись лидер ПНА с этим предложением, и на его политическом будущем в арабском мире можно ставить «крест». В этой ситуации ему не остается ничего другого как начать консультации с основными участниками «большого квартета» на предмет организации «общего фронта» в попытках выработки некой программы действий, способной сдвинуть позицию США в сторону дальнейшего ужесточения позиции по отношению к Израилю.

В этой связи переговоры в Москве должны продемонстрировать Вашингтону стремление М.Аббаса нарушить их «монополию» в вопросах ближневосточного урегулирования с привлечением инициатив и возможностей других политических «тяжеловесов». Скорее всего, что после России лидер ПНА захочет посетить Париж, который с «легкой руки» Н.Саркози к ужасу французского МИДа, пытается «снять пенки» с ближневосточного процесса, выдвигая какие-то «сырые» инициативы.

В этом контексте наверняка во время визита в Россию вновь будет поднята тема проведения «Московской конференции», которая периодически поднимается в Москве и Рамалле, когда ощущается общий дефицит идей. Сразу отметим, что при отсутствии каких-либо новых уступок сторон или достижения прогресса еще в одном важном сегменте урегулирования — т.н. «внутрипалестинском диалоге» — конференция в Москве превратиться в формальную констатацию уже известных позиций основных игроков и очередное «дежурное мероприятие». Видимо на Смоленской площади это понимают и сроки проведения конференции уже несколько раз переносились.

Насколько реально нарушить «монополию» американцев в ближневосточном урегулировании?

Необходимо быть реалистами и отдавать себе отчет в том, что американцы, несмотря на сложившуюся патовую ситуацию на этом треке, являются единственными реальными игроками, которые способны одинаково эффективно воздействовать как на израильтян, так и на палестинцев. Они будут вынуждены рано или поздно вновь начать «наступление» на «израильские политические бастионы», ибо на достигнутых на настоящий момент уступках ни о каком прогрессе говорить не приходится. В Вашингтоне это, несомненно, понимают, просто вынуждены делать «мирную передышку». Не исключено, что это связано и с ожиданиями смены правительства в самом Израиле, ибо лидер оппозиции Ц.Ливни фигура более «удобоваримая».

В этой связи Вашингтон мало волнует «внешнеполитическая» активность М.Аббаса, так как на сегодняшний день постараться весомо убедить израильтян в проведении тех или иных непопулярных для них решений могут только США. Тем более что американцы готовят некий «прорывной» этап в вопросах ближневосточного урегулирования, причем с несколько неожиданного угла. Об этом свидетельствует начавшиеся сирийско-саудовское сближение, отчетливые контуры которого мы сейчас наблюдаем. Мало кто будет отрицать, что сирийцы играют одну из ключевых ролей в процессе общей нормализации ситуации в этом регионе. Одновременно они в состоянии реально сдвинуть с «мертвой точки» внутрипалестинский диалог. Кроме того, попытка выхода на сепаратные переговоры с ними, помимо отрыва Дамаска от Тегерана, решает вопрос и гипотетической возможности организации сирийско-израильского соглашения по тиру египетского. Сейчас это маловероятно, но «дорога в 1000 миль начинается с первого шага». Если мы на минуту представим, что, несмотря на все заверения Дамаска о том, что они готовы подписать мирный договор с Израилем только «в пакете» с палестинцами, они пойдут на это самостоятельно, то вся картина ближневосточного урегулирования изменится кардинально. В конечном счете, мало кто представлял себе в свое время реальным Кемп-Дэвид.

У Москвы, и у Парижа таких «рычагов давления» на Израиль, да и на ПНА нет. Или почти нет. В этой связи М.Аббас почти наверняка должен озвучить во время своих консультаций в Москве еще одну новую инициативу, которая, по оценке палестинцев, сможет убедить израильтян быть сговорчивее. Это поддержка усилий США и Великобритании по экономическим санкциям в отношении Ирана и отказ от военного сотрудничества с ним, а в перспективе (после завершения строительства АЭС в Бушере) — и в ядерной сфере. Это единственный сейчас реальный рычаг давления со стороны России, как на Вашингтон, так и на Израиль. Указанная тема действительно может заставить американцев более наступательно действовать в отношении выполнения озвученных ими же требований в отношении замораживания строительства новых поселений и возврата к границам 1967 года. А Израилю придется решать мучительную дилемму, кто ему более «милее»: Тегеран или палестинцы. Сейчас на этот вопрос ответ однозначен: это Иран с его ядерной программой Поэтому серьезный прогресс именно на ближневосточном треке на этой платформе возможен.

Но есть один большой нюанс. Это позиция России, которая совершенно не желает «разменивать» свой фактически единственный «внешнеполитический» козырь на призрачные перспективы ближневосточного урегулирования. Москва совершенно откровенно дала это понять в ответ на инициативу министра иностранных дел Израиля А.Либермана «по установлению стратегического партнерства между странами, наподобие существующему с США». В Кремле все-таки не простофили, но реалисты и понимают, что альтернативы американцам на «израильской поляне» долгое время не будет, кто бы что ни говорил про укрепление позиций «русской алии». Понимают это и в Израиле, вот почему осенью прошлого года в Москву спешно приезжал Б.Нетаньяху в попытках убедить российскую сторону в «неизбежности войны» в случае поставок в Иран комплекса ПВО С-300. Блефует израильский премьер-министр. Даже в этом случае войны не будет, а вот возможность силового удара по Ирану станет вещью сильно проблематичной и чреватой большими потерями.

Но пока до поставок дело не дошло, Россия совершенно благоразумно оставляет себе поле «для политического маневра», но и на какие-то самостоятельные поступки на палестино-израильском направлении идти не торопится, оставляя себе возможность управлять процессом при необходимости из кресла постоянного члена Совбеза ООН.

В связи со сказанным предлагаем относиться к визиту М.Аббаса как по большей части скучному и протокольному мероприятию, но, увы неизбежному, с учетом роли России как члена «большого квартета».

52.27MB | MySQL:103 | 0,477sec