Обострение межконфессиональных отношений в Египте: состояние и перспективы

Вечером 6 января в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади вооруженные люди расстреляли толпу прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли семь молодых людей в возрасте от 15 до 37 лет, в том числе один полицейский-мусульманин, охранявший церковь. Еще как минимум девять человек получили ранения.

После того, как известие о расстреле разлетелось по Египту, в городок стали стекаться люди. На стихийную акцию протеста собрались две тысячи коптов. Они забрасывали полицейских камнями, в ответ стражи порядка применили слезоточивый газ и дубинки.

Расстрел христиан-коптов накануне Рождества получил большой резонанс далеко за пределами Египта.

В частности, глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер направил соболезнования патриарху Коптской церкви Шенуде III, где заверил адресата в своем молитвенном единении со всеми христианами-коптами. «Мы разделяем печаль и вместе молимся об уврачевании ран, о мире и справедливости», — подчеркнул в своем послании глава Папского Совета по содействию христианскому единству и добавил, что «любые безвинные страдания христиан являются ранами на Теле Христовом и касаются всех верующих».

Кроме того, 16 января американский веб-сайт Islam Watch опубликовал обращение американских коптов (в США проживает около 400 тысяч коптов) с призывом принять участие в демонстрации протеста против исламизации Египта.

В данном обращении, в частности, говорилось, что мишенью террористов был епископ Кирилл, в адрес которого до резни поступили угрозы. Также в документе подчеркивалось, что, «хотя египетское правительство закрывает глаза на насилие, совершаемое против крупнейшего меньшинства в этом государстве, мы надеемся, что США окажут на Египет давление и защитит основополагающие права граждан».

«Это не первое нападение экстремистов-исламистов на христианское меньшинство в Египте, — подчеркивали авторы обращения, — но оно, безусловно, не будет последним, если не оказать давление как на Египет, так и на администрацию Белого дома с тем, чтобы положить конец позорной цепи подлых злодеяний, совершенных во имя ислама против христиан».

Разумеется, теракт в Наг-Хаммади можно было бы свести к частному случаю. Как заявил министр внутренних дел Египта, мотивом убийства могла быть месть за изнасилование 12-летней девочки-мусульманки, совершенное в Наг-Хаммади в ноябре 2009 года. По данным полиции, преступником тогда оказался христианин-копт.

К тому же, ведущая египетская газета «Аль-Ахрам» сообщила, что Генеральный прокурор Египта Абдель Магид Махмуд уже предъявил обвинения троим подозреваемым в расстреле египетских христиан, в случае подтверждения которых им грозит смертная казнь.

Надо отметить, что действительно, на поверхности межконфессиональные отношения в Египте не выглядят так уж катастрофически. Официальный Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфесиональных групп страны, которые проживают в АРЕ, а также любым способом стремится снизить межконфессиональное напряжение. Несмотря на то, что официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В официальных СМИ постоянно акцентируется внимание, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство.

В ноябре 2005 года (впервые после того, как Анвар Садат назначил копта Фуада Азиза Гали губернатором провинции Южный Синай) губернатором провинции Кена был назначен копт Магди Айуб Искандер.

Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова, которое отмечается 7 января (християне-копты пользуются юлианским календарем), было провозглашено властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Главный шейх исламского университета „Аль-Азхар” (один из мощнейших образовательных центров в мусульманском мире) Саед Мухаммед Тантауи и коптский Папа Шенуда III постоянно публично демонстрируют взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступают с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, в частности, Тантауи и Шенуда III неоднократно выражали поддержку палестинскому народу и признавали «право палестинцев на отпор израильской оккупации» (правда, власть используя такие заявления представителей христианских общин стремится продемонстрировать, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит не исключительно мусульманский характер).

Однако, тот, кто регулярно следит за социально-политической жизнью в стране пирамид, прекрасно знает, что власть сильно идеализирует межконфиссиональную ситуацию в стране. Стычки на религиозной почве случаються в стране регулярно.

Вот лишь некоторые эпизоды за последние годы.

21 октября 2006 года в Александрии недалеко от христианской коптской церкви Св. Георгия прошли столкновения между полицией и более 5 тысячами мусульман, которые стремились ворваться в церковь. Ряд мелких столкновений на религиозной почве тогда же было зафиксировано и в других городах страны.

В 2007 году межконфессиональная ситуация в АРЕ продолжала быть напряженной. Поводом для этого стали, в частности, выступления ряда представителей светской оппозиции коптского происхождения, которые представляют прозападные неправительственные организации (Центр гуманитарного диалога и Египетская просветительская ассоциация), относительно необходимости изменений ст.2 Конституции АРЕ. Согласно этой статьи, официальной религией страны является ислам, а также говорится, что принципы ислама являются главным источником легитимизации тех или иных процессов в Египте (показательно, что среди 34 статей Конституции АРЕ, предложенных в конце 2006 года для изменений главой египетского государства и принятых в марте 2007 года на референдуме, указанная норма Основного закона государства не упоминалась).

В результате, в Египте произошло несколько массовых столкновений между членами христианской и мусульманской общин, в ходе которых пострадали, по наименьшим подсчетам, десять христиан. Чтобы успокоить ситуацию, 20 февраля 2007 г. во время выступления в Александрии в помещении Клуба Ротари Папа Шенуда ІІІ посоветовал всем коптам не выступать за изменение ст.2 Конституции АРЕ.

Кроме того, в результате межконфессионального столкновения, которое произошло в начале июня 2008 года, был убит один мусульманин и ранено три копта. Столкновения произошли между местными христианами-коптами и мусульманами в связи со спорной территорией христианского монастыря в городе Эль-Минья. Представители мусульманськой общины остались недовольными решениями христианских монахов увеличить площадь своего монастыря. Конфликтующие стороны начали перестрелку, которая была остановлена только после прибытия полиции.

В конце сентября 2008 года имело место очередное столкновение между христианами-коптами и мусульманами, в результате которого были убиты один мусульманин и два копта.

В мае 2009 года в Каире произошли столкновения полиции с фермерами, которые протестовали против массового уничтожения свиней в связи с угрозой распространения вируса свиного гриппа.

Протесты перешли в массовые беспорядки, в которых приняли участие более чем 300 человек. Они кидали в полицейских бутылки и камни. В ответ полиция пустила в ход резиновые пули и слезоточивый газ.

Причиной беспорядков стало решение египетской власти уничтожить около 350 тысяч свиней, чтобы не допустить распространения вируса свиного гриппа. 2 мая 2009 года представители санитарно-медицинских служб начали массовый убой свиней. Акция продолжалась около месяца.

Представители коптского меньшинства государства жестко критиковали официальную власть АРЕ и подчеркивали, что эксперты ООН по вопросам охраны здоровья оценили это решение как „абсолютно ненужное и ошибочное”. Более того, христиане-копты восприняли указанное решение относительно уничтожения свиней как повод для экономического давления на них со строны мусульманского большинства (разведением свиней в стране занимаются только копты).

В связи с упомянутыми событиями, копты все чаще начали требовать большего привлечения христиан в органы государственной власти АРЕ. В частности, ряд влиятельных в стране коптских семейных кланов выступили за введение фиксированной квоты для христиан-коптов в правящей Народно-демократической партии (подобно введенной в партии «гендерной квоте»).

Очевидно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшее обострение межконфессиональной ситуации в АРЕ.

Главной причиной этого является социально-экономическая ситуация в стране. Ежегодный прирост населения составляет 1,2-1,3 млн.чел. Более того, около 97% населения АРЕ проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества населения на крайне незначительной территории.

Быстрый прирост населения наибольшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу Египта, создаёт заметные трудности со снабжением населения продуктами продовольствия. При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.

Проблема бурного демографического роста приводит также к увеличению уровня безработицы, который, по оценкам официальной статистики, составляет около 14% трудоспособного населения АРЕ (по неофициальным источникам, эта цифра вдвое больше).

Кроме того, ситуация усложняется ужесточением иммиграционного законодательства со стороны ЕС. Учитывая также общую тенденцию в Египте, выраженную в увеличении уровня коррупции в стране, а также ослабление внешнеполитического влияния АРЕ можно прогнозировать дальнейшее напряжение в египетском обществе по линии „мусульманское большинство-коптское меньшинство”.

52.28MB | MySQL:103 | 0,644sec