Ведущие министры ФРГ и Израиля в Берлине: новый этап двустороннего сотрудничества

Начнем с публикации в The Jerusalem Post от 18.01.2010. В газете сообщается о встрече министров двух стран в Берлине и ее основе — военной составляющей, плюс иллюстрация: фотография подводной лодки Dolphin. Коротко рассказывается о том, что намерение Минобороны Израиля купить шестую подводную лодку класса Dolphin немецкого производства «скорее всего включено в повестку дня» совместного заседания кабинетов министров ФРГ и Израиля. Поскольку, уточняет издание, такая подлодка может быть оснащена ядерными ракетами и, таким образом, может представлять собой ответ иранской бомбе с ее смертельной опасностью. В администрации А. Меркель подробности, касающиеся Dolphin, комментировать не стали, указав, что Исламская Республика Иран, как и ближневосточный мирный процесс, — предмет переговоров между правительствами двух стран. Военное сотрудничество действительно составляло существенную часть переговорного процесса, и мы к нему вернемся.

Германия и Израиль — не соседи. Эти страны, расположенные на разных материках, разделяют тысячи километров. Однако их сближает трагическое наследие новейшей истории, когда одна нация, согласно расистской доктрине, была обречена на уничтожение. Чудовищный механизм машины смерти в виде концлагерей успел унести с начала 1942 по октябрь 1944 г. 60% еврейского населения Европы, или треть мирового еврейства. «Мы не должны забывать о том, что произошло, но мы не можем позволить прошлому влиять на наши действия». Эти слова создатель и первый премьер-министр Государства Израиль Бен-Гурион произнес в 1960 г. на встрече в Нью-Йорке с одним из создателей современной Германии и первым федеральным канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром. Они стали формулой, по которой сложно и долго закладывались основы послевоенных отношений между немцами и евреями, включая и только что завершившееся в Берлине событие.

Прежде всего, следует внести ясность в определение «совместное заседание кабинетов министров», фигурирующее в мировых СМИ. Поскольку речь идет о вполне определенном числе руководителей ведомств, уместнее всего придерживаться другой формулировки — межправительственные консультации.

Итак, немецко-израильские межправительственные консультации состоялись, как и было запланировано, в понедельник, 18 января в Берлине. Они затрагивали ряд направлений, которые на официальном сайте кабинета министров ФРГ были обозначены в следующем порядке: окружающая среда, наука и исследования, возобновляемые энергии, совместная хозяйственная деятельность, перспективные проекты в сфере развития обеих стран. О том, насколько важны эти проблемы для устойчивого развития Германии, говорит хотя бы тот факт, что на следующий день после немецко-израильских консультаций, то есть 19 января, на пленарном заседании бундестага обсуждался бюджет ФРГ на 2010 г.

Эксперты подчеркивают, что последняя корректировка бюджета учитывала результаты немецко-израильского обмена мнениями. Они явились логическим продолжением первых немецко-израильских консультаций, которые состоялись в Иерусалиме 17 марта 2008 г. в ходе государственного визита канцлера Ангелы Меркель по случаю 60-летия Государства Израиль.

Цель консультаций — новая форма отношений, которая была призвана продемонстрировать растущее доверие и взаимную ответственность двух стран, — заключалась, как отмечалось в заявлении двухлетней давности от имени Ангелы Меркель и Эхуда Ольмерта, в укреплении уникальных отношений между Германией и Израилем, а также в принятии перспективных политических мер, при которых Германия осознает свою историческую ответственность по отношению к Израилю. В консультациях приняли участие главы кабинетов министров обеих стран и руководители 15 ведомств с обеих сторон. С немецкой стороны это были МИД; министерства обороны; экономики; науки и исследований; окружающей среды; юстиции; по делам семьи, пожилых, женщин и молодежи (все это в рамках одного ведомства).

В связи с этим пакет вопросов, по которым были подписаны соответствующие соглашения, был следующим:

• внешнеполитические контакты (регулярный обмен мнениями по проблемам мирного урегулирования на Ближнем Востоке, отношений в векторе «Европа–Азия», политики безопасности);

• военное сотрудничество (развитие стратегического диалога по актуальным проблемам и угрозам, ряд совместных технологических проектов по укреплению и совершенствованию безопасности обеих стран, программы по обмену и стажировке офицеров и курсантов ВМС и ВВС, совместные учения);

• экономика (дальнейшее развитие и диверсификация хозяйственного и технологического сотрудничества, проведение бизнес-форумов, усиление взаимных инвестиций в энергетику, природоохранные и другие технологии);

• наука и исследования (повышение уровня научно-технического сотрудничества, учреждение совместных премий для поощрения молодых ученых, проведение немецко-израильского Года науки и техники);

• молодежная политика (дальнейший обмен делегациями молодежи, в том числе научной, всемерное межправительственное содействие взаимопониманию и диалогу между молодыми людьми двух стран как средства разрешения конфликтов в мультикультурном обществе);

• окружающая среда (активизация на основе немецко-израильского соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природы от 17.03.1993 двусторонних контактов в исследованиях по изменению климата, энергоэффективности, возобновляемым источникам энергии и использованию воды и сточных вод, реализация начатого в мае 2008 г. проекта сотрудничества между государственными и частными компаниями в секторе водного хозяйства, экологический форум);

• управление водными ресурсами (распространение опыта Израиля и ФРГ в области водоснабжения, орошаемого земледелия в засушливых регионах Африки и Азии);

• программы в области борьбы с международным терроризмом, по совершенствованию законодательной базы и соответствующих правовых структур, по обмену немецко-израильскими парламентскими группами.

Как указывалось в итоговом документе 2008 г., соглашение, достигнутое в ходе межправительственных консультаций на основе двустороннего соглашения между Германией и Израилем, подписанного канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом, отразило явное намерение улучшать стратегические отношения между двумя странами. Новая встреча министров — на этот раз в столице ФРГ — подытожила сделанное и наметила ближайшие перспективы.

22 месяца, разделяющих эти два события, были временем напряженной работы в направлениях, заданных в Иерусалиме. В частности, упомянем о том, что Германия продолжает оставаться одним из основных партнеров Израиля. Речь идет о сотрудничестве в ключевых отраслях экономики: машиностроение, высокие технологии, ВПК. После США, Китая и Швейцарии ФРГ — четвертый крупнейший партнер Израиля. Несмотря на сокращение в первой половине 2009 г. объема двусторонней торговли по сравнению с тем же периодом 2008 г. почти на треть (а подобное сокращение характерно для каждого из государств — партнеров Израиля, от США до Турции, в размере от 24 до 55%), ее размер, 1 млрд 418 млн долларов, все же говорит о высоком уровне товарооборота.

Многогранную совместную деятельность можно проиллюстрировать на примере двух аспектов — военного и научного.

Германия и Израиль укрепляют свои взаимоотношения, и Берлин является основным военно-политическим и технологическим партнером Израиля в Европе. Это произошло не вдруг. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось тем, что федеральное правительство стремилось избегать общественных дебатов об ответственности Германии в преступлениях и геноциде в период национал-социализма. Особо оберегался от обсуждений вопрос об уничтожении и преследованиях европейских евреев, в том числе немецких, которые, опасаясь эскалации гитлеровских репрессий, в 30-х гг. уехали в Палестину, став той частью мирового еврейства, на долю которого выпало создания Государства Израиль. Тем более был необходим откровенный диалог, который оценивал бы всю причинно-следственную цепь немецко-израильских отношений на протяжении минувшего века и первого десятилетия нового века.

Особенно он был необходим в свете аспекта, который объединял вчерашних преследователей и жертв в формате двух признанных ООН государств: и ФРГ и Израиль испытывали необходимость в создании собственной оборонной доктрины. Данное актуальное обстоятельство сближало их сильнее, чем трагическое прошлое разделяло. Основой немецко-израильской кооперации явилось практически одновременное строительство вооруженных сил при создании собственных ВПК и военных технологий. В 1956-м — году основания бундесвера — началось обсуждение вопросов политики в сфере оборонного сотрудничества двух стран. Существовала изначальная нацеленность правящих кругов обеих стран на взаимные контакты, какими бы нереальными и нелогичными они кому-то ни казались. В 1958 г. федеральный министр обороны Франц Йозеф Штраус и заместитель министра обороны Израиля Шимон Перес договорились о поставках оружия из Германии. Каждый из партнеров получил в конце концов то, что хотел получить: ФРГ — молодую быстроразвивающуюся оборонную отрасль, производящую образцовый экспортный товар, зачастую не имевший аналогов; Израиль — максимально эффективный и разнообразный арсенал, касающийся наземного, надводного, подводного и воздушного оружия, которое при умелом использовании было способно отразить любую агрессию любой страны, что было многократно доказано.

Годы сотрудничества принесли свои плоды. Германия стала одним из основных поставщиков оружия Израилю. В 2000 г., когда федеральное правительство разрешило экспорт оружия и военного оборудования в Израиль (на сумму 346 млн марок), союзник Германии на Ближнем Востоке стал важнейшим потребителем вооружения за пределами НАТО. Если взять аспект появления новых технологий, немецкая поддержка сыграла немалую роль в возникновении в Израиле уникальных предприятий. Тем более что в сфере высоких технологий ФРГ и Израиль нередко достигают одного уровня.

Особенно плоды такого сотрудничества на основе взаимодополнения заметны в производстве вооружения для третьих стран. Что касается вооружения для военно-воздушных сил, то это адаптация самолетов к стандартам НАТО со стороны ФРГ, а со стороны Израиля — предоставление передовых коммуникационных и информационных технологий, компонентов авионики, датчиков, разработка сенсорных и радарных устройств. Пример сотрудничества — германский лидер в экспорте оружия аэрокосмический концерн DASA и самый крупный частный оборонный концерн в Израиле с годовым оборотом 2 млрд долларов (2007) Elbit Systems. К примеру, в 1999 г. они получили заказ на модернизацию 39 греческих истребителей F-4E Phantom II. DASA в данном случае выступила в качестве генерального подрядчика, включая, например, ответственность за модернизацию авионики. Elbit вначале поставила радарное устройство APG-65 и дисплей-технологию, а затем устройства целевой освещенности Litening Pods, привлекая к партнерству агентство по вооружению Rafael Armament Development Authority.

Оборонное сотрудничество ФРГ и Израиля было и остается по природе политически мотивировано. ФРГ считает себя обязанной поддерживать обороноспособность Израиля на всех ее участках. Ключевые компоненты танков, самолетов или вертолетов, независимо от страны их производства, поступают из Германии, подчеркивается в официальном сообщении, относящемся к событиям 2007 г. Так, двигатели известного израильского танка Merkava производятся по лицензии в США, а коробка передач — родом из Аугсбурга, из фирмы Renk AG. 120-миллиметровую гладкоствольную пушку везут с предприятий компании Rheinmetall, броню — с фирмы IDB Deisenroth. Танковая башня, которую используют на Merkava, первоначально предназначалась для немецкого Leopard-2, затем, после согласований, было решено отправлять ее в Израиль. Инфракрасный модуль компании Heidelberg AIM применяется в качестве важного компонента оборудования боевой израильской авиации Lantirn (для F-16) или системы Tads, применяемой в вертолетах AH-64 Aapche. Израильские катера и корветы, которые обстреливали сектор Газа, оснащены немецкими двигателями MTU.

Оснащение израильских ВМС немецкими подводными лодками Dolphin — исключительный случай применения комплексных германских систем оружия. По оценке известного немецкого эксперта Отфрида Нассауэра, это связано с особенностями использования Dolphin: она предназначена в том числе для мелких прибрежных вод. Применение подводной лодки такого класса может в корне изменить положение на поле боя, отмечает Нассауэр, при учете того, что наземно будут действовать подразделения спецназа, осуществляться стрельба ракетами по наземным целям, выполняться задачи разведки и радиоэлектронной борьбы. Dolphin — пример германской разработки 80-х годов нового поколения подводных лодок специально для Израиля. Примечательно, что израильские специалисты — создатели концепции — постоянно находились в Германии и контролировали ход строительства подлодок. Поставка трех подводных лодок Израилю (1999 – 2001) стала самым нашумевшим из ставших известными проектов. Dolphin, по свидетельству израильской прессы, обладает ядерным потенциалом, каждая подлодка стоит 700 млн долларов, однако Израилю они обошлись дешевле. В настоящее время фирма Howaldtswerke-Deutsche Werft (Киль) готовит к отправке в Израиль (срок поставки — 2012 г.) два дополнительных Dolphin. Однако в идеале, по свидетельству неназванного источника в Минобороны Израиля, стране необходимо девять подлодок подобного класса, «чтобы охватить все соответствующие угрозы и цели», отмечает The Jerusalem Post.

Две новые подлодки — один из пунктов в рамках первых немецко-израильских консультаций в Иерусалиме. Они предусматривали дальнейшее развитие в оборонной сфере. В соответствии с иерусалимскими договоренностями в сентябре 2009 г. бойцы израильского и немецкого спецназа впервые провели совместные учения. 60 сотрудников GSG-9 — антитеррористического отряда федеральной полиции Германии — прибыли в Израиль для обмена опытом и знакомства с тактикой и технологиями своих израильских коллег из элитного спецподразделения по борьбе с терроризмом ЯМАМ. В ходе совместных учений, проходивших на территории военных баз на юге Израиля, спецназовцами отрабатывались, в частности, операции по освобождению захваченных террористами заложников, ориентирование на местности в условиях пустыни и снайперская стрельба.

Сотрудничество в оборонной сфере имеет много направлений. Реализуются положения подписанного в марте 2008 г. министрами обороны двух стран меморандума о взаимопонимании, предусматривающего углубление технологического сотрудничества, в рамках которого планируется разработка проектов по защите германских и израильских вооруженных сил от баллистических ракет. В соответствии с договоренностями в Иерусалиме компании ФРГ развивают экспорт немецкого вооружения в Израиль, причем около 40% суммы составляют детали для танков, боевых бронированных машин и внедорожников со специальной защитой, 20% приходится на долю средств индивидуальной защиты, более 18% — на электронное и навигационное оборудование. Компоненты и комплектующие являются неотъемлемой частью немецкого вклада в войне в секторе Газа. Высшие израильские офицеры, включая руководство секретных служб, в 2008-2009 гг. регулярно гостили в Германии. Немецкие и израильские солдаты совместно тренируются на симуляторах подводных лодок германского флота и авиационных симуляторах. Израильские альпинисты учатся у коллег из бундесвера.

Напомним: военное сотрудничество вступило в активную фазу в 80-х гг. Сотрудничество в области науки и техники еще более длительно — с начала 60-х годов, в него вовлечено более чем 25 тыс. ученых из обеих стран. Израиль является одним из важных направлений для движения венчурного капитала и современных технологий. В этом контексте уместно отметить, к примеру, что немецко-израильские научные проекты, особенно в последние два года, охватывают широкий круг проблем. Это обмен результатами в исследованиях плазмы в астрофизических лабораториях, вопросы генной инженерии, создание технологий по анализу диагностики и лечению ряда болезней. С израильской стороны в проектах принимают участие семь ведущих центров, в том числе Университет иудаизма в Иерусалиме, Научно-исследовательский институт в Реховоте, Технион в Хайфе. Немецкая составляющая не менее представительна: Технический университет в Дармштадте, Институт биохимии в Штутгарте, Институт генетических исследований в Гатерслебене, Университет в Гейдельберге и другие.

Различные аспекты совместных исследований были скорректированы в ходе прошедшего германо-израильского Года науки и техники, открытие которого (согласно договоренности на первых немецко-израильских консультациях) состоялось 7 апреля 2008 г. в Берлине. Подобный форум, заседания которого проходили в Академии наук, Еврейском музее и других организациях, был проведен по инициативе федерального министра по образованию и науке Аннет Шаван (Annette Schavan) и ее израильского коллеги Галеба Maйадле (Galeb Majadle), участников первых консультаций в Иерусалиме. Симпозиум с символическим названием «Наука как дипломатия доверяющих» собрал 20 немецких и израильских ученых и позволил наметить темы прикладных исследований, которым будут способствовать фонды обеих стран: Minerva, BMBF-MOITAL-MOST, Немецко-израильский фонд научных исследований и развития (GIF), Немецко-израильская организация перспективных проектов (DIP), Центр немецких исследований имени Гельмгольца (HGF), Общество Макса Планка (MPG), Общество Фраунхофера (FhG), Общество немецких исследований (DFG), Фонд Александра Гумбольдта (AvH), Германская академическая служба (DAAD). По существу, задействован цвет немецкой науки, включая нобелевских лауреатов.

В ноябре 2008 г. Немецко-израильский фонд научных исследований и развития (GIF) отметил 20-летний юбилей. Этот фонд, финансируемый Германией и Израилем, поощряет перспективные разработки практически во всех научных дисциплинах с регулярно меняющимися приоритетами. Ежегодное финансирование — около 11 млн евро. В марте 2008 г. в Иерусалиме Германия и Израиль договорились о пролонгировании сотрудничества с целью исследования новых тем, таких как, к примеру, гражданская безопасность. Идея заключается в сочетании опыта в области науки, исследований и промышленности при совместной разработке инновационных решений для защиты людей с учетом меняющихся угроз — терроризма и стихийных бедствий. Эта актуальная тематика придает дальнейший импульс развитию немецко-израильского сотрудничества.

Чтобы уточнить степень готовности к проведению вторых немецко-израильских консультаций, Израиль с официальным визитом (23-24.11.2009) посетил министр иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле. Спектр вопросов, которые обсуждались им в беседах с высокими официальными лицами Израиля, в известной степени отражал повестку дня нынешних консультаций: пути к устойчивому прогрессу в мирном процессе на Ближнем Востоке; право Израиля на безопасность и вероятность учреждения палестинского государства; вопрос о поселениях; иранский пакет проблем: ядерное досье и противодействие иранской угрозе.

Подводя итоги вторых немецко-израильских межправительственных консультаций, канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу провели пресс-конференцию, продолжавшуюся около 25 минут. Б. Нетаниягу отметил, в частности, высокую продуктивность консультаций в различных вопросах (вместе с ним в Берлин прилетели шесть министров, в том числе министр обороны Эхуд Барак и глава МИДа Авигдор Либерман) и указал на ясность и мужество немецкого правительства, которое открыто обсуждало злободневные проблемы, касалось ли это вопроса ближневосточного урегулирования, иранской тематики или внутриполитических проблем Германии.

Расшифровывая последнее замечание Биньямина Нетаниягу, отметим, что в кабинете министров Израиля существует определенная озабоченность по поводу меняющихся позиций жителей Германии и Европы. Так, в начале декабря 2009 г. университет Билефельда выпустил исследование, которое показывает всплеск ненависти к евреям в Федеративной Республике и высокий уровень антиизраильских настроений по всей Европе. Около 46% европейцев считают, что Израиль ведет войну на уничтожение против палестинцев. Это проявление современного антисемитизма, по определению ЕС и Госдепартамента США: подобные сравнения с нацистскими действиями лишают Израиль права на существование. Понятно, что данное обстоятельство тревожит и кабинет министров ФРГ. По данному вопросу состоялся активный обмен мнениями.

Выводы экспертов ФРГ по итогам встречи ключевых министров Германии и Израиля в Берлине сводятся к следующему.

Первое. Израиль входит в число шести стран, с которыми федеральное правительство проводит периодически совместные заседания кабинетов министров. При этом частота такова: дважды в год с Францией и ежегодно с Италией, Испанией, Польшей и Россией. Известно, что вторая после Иерусалима подобная встреча должна была состояться в ноябре 2009 г., однако была перенесена из-за болезни израильского премьер-министра, как уточняют СМИ ФРГ. Подобная форма отношений позволяет руководителям соответствующих ведомств более эффективно и оперативно решать актуальные проблемы. Немецко-израильский межправительственный диалог имеет свои особенности: Израиль — единственная в вышеприведенном перечне неевропейская страна; ФРГ, включая в перечень Израиль, обозначает его как приоритетную страну, по отношению к которой немцы ощущают историческую ответственность и обязанность по поддержанию безопасности в окружении арабских соседей, уже не однажды проявивших себя как активные противники существования Государства Израиль. Иными словами, речь идет о развитии тенденции: уже проверенная в Европе модель политико-хозяйственных отношений обретает свой ближневосточный вектор.

Второе. Главы кабинетов министров ФРГ и Израиля отметили ряд особенностей, присущих встрече в столице ФРГ. Во-первых, конструктивный характер переговоров, который позволит «расширить и интенсифицировать отношения». Во-вторых, они стали важной вехой в процессе взаимных инвестиций, что расширяет возможности немецких и израильских предпринимателей, в частности, в аспекте подготовки проектов для третьих стран. К примеру, сообщает агентство KNA, они намерены помочь ряду африканских государств в области образования, в борьбе против бедности, голода и СПИДа. Запланированы проведение так называемого Дня инноваций с участием ведущих специалистов двух стран, развитие перспективных совместных исследований, в том числе по управлению водными ресурсами и использованию возобновляемых источников энергии. Основные темы переговоров в Берлине будут продолжены в ходе запланированного на 25-28.01.2010 визита в ФРГ израильского президента Шимона Переса. Ожидается его участие в рамках визита в церемонии поминовения жертв национал-социализма и других мероприятиях.

Третье. В ходе консультаций особо был затронут аспект безопасности Израиля. Это и продолжение сотрудничества в сфере совершенствования вооружений, и совместные усилия по снижению угроз. В этой связи напомним, что премьер-министр Израиля накануне поездки указал, что она «будет иметь очень важные последствия для безопасности Израиля». По свидетельству А. Меркель, обнародованному на пресс-конференции, правительство ФРГ в равной степени с израильским правительством озабочено вопросом — как эффективнее всего демилитаризовать жителей палестинских территорий. Эта тема войдет в число основных в повестке дня официального визита Махмуда Аббаса в Берлин в феврале с.г. В ходе предстоящего визита также будет рассмотрена позиция бывшего посла Израиля в ФРГ (1993–1999), ныне руководителя Центра европейских исследований в Герцлии, опытного дипломата Ави Примора. По его мнению, которое приводит Berliner Zeitung, «поскольку ЕС постоянно заявляет, что мирное урегулирование отвечает жизненно важным интересам европейцев», а палестинцы «не в состоянии обеспечить безопасность даже собственных высокопоставленных лиц», имеет смысл создать миротворческие силы Евросоюза в качестве надежного международного партнера по установлению мира на Ближнем Востоке. Несмотря на то что в свете критики можно было бы ожидать от Израиля по вопросу о поселениях большего, «мы также признаем, что Израиль предпринял значительные шаги, чтобы вести переговорный процесс в нужном русле», указала А. Меркель.

Четвертое. Лидеры ФРГ и Израиля продемонстрировали схожие взгляды на иранскую тематику. Премьер-министр Израиля, в частности, отметил, что стремящийся к обладанию ядерным оружием режим тирании в ИРИ поощряет терроризм, создает серьезную угрозу безопасности не только для Израиля и собственного иранского общества, но и для всего мира. А. Меркель выразила согласие с этой точкой зрения.

На вторых межправительственных консультациях в Берлине затрагивалась тема «Соотношение интересов немецкой экономики и потребностей в области безопасности Израиля на фоне продолжающихся хозяйственных связей ФРГ и Ирана». Так, в столице ФРГ правительственные круги Израиля выразили обеспокоенность захватом в середине минувшего декабря произведенного фирмой Siemens оборудования, предназначенного для Ирана, с оценочной стоимостью 23 млн долларов. В частности, турбокомпрессоры Siemens могут быть использованы для программы Ирана по производству ракет. Израильская печать упоминает также о факте конфискации в декабре британскими ВМС сложных компьютерных технологий немецкого производства, предназначенных для работы иранских АЭС. В ходе итоговой пресс-конференции и А. Меркель и ее израильский коллега также затронули эту тему. Ангела Меркель, выразив разочарование тем, что ИРИ не воспользовалась пакетом предложений «для разумного сотрудничества», подтвердила, что Германия вплотную подошла к моменту экономических санкций по отношению к Ирану. О «немедленном ужесточении санкций против иранской тирании» говорил и ее израильский коллега. В ближайшие недели начнется подготовка проекта соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Если вопрос о санкциях в отношении Ирана не удастся решить в рамках Совбеза ООН, то Германия решит его совместно со странами, «которые преследуют те же цели», подчеркнула Меркель.

 

* * *

Встреча в Берлине имеет значение, выходящее за рамки консультаций на уровне руководителей основных министерств. Отношения Германии и Израиля находятся в уникальном положении. Особенность его объясняется «ответственностью Германии за систематический геноцид около шести миллионов евреев в Европе в период национал-социализма», указывается на сайте МИДа ФРГ. Данное обстоятельство служит одной из причин того, что ФРГ последовательно отстаивает в рамках международных органов различные способы борьбы со всеми формами антисемитизма, расизма и ксенофобии. Действуя в русле политики по восстановлению исторической справедливости, правительственная делегация Израиля просила кабинет министров ФРГ о содействии в важном вопросе, который поднимался в ходе посещения римской синагоги папой римским Бенедиктом XVI — оно состоялось в воскресенье 17 января, когда понтифик впервые посетил римскую синагогу. Как известно, на его призыв к примирению и диалогу на основе воспоминаний о Второй мировой войне, когда папский престол, по словам Бенедикта XVI, часто осуществлял тайную помощь евреям, вице-премьер Израиля Сильван Шалом отозвался требованием рассекретить архив Пия XII, который был главой Римско-католической церкви во времена Холокоста. По мнению израильского руководства, обнародование документов поможет устранить атмосферу недоверия и неопределенности. Поскольку это напрямую касается контактов руководства Римско-католической церкви с нацистским режимом Германии, посредничество правительства ФРГ в решении такой деликатной проблемы может сыграть первостепенную роль.

52.3MB | MySQL:103 | 0,538sec