Дарфур: долгожданный прорыв?

Похоже, что в долгих и мучительных попытках примирить дарфурских партизан с суданским правительством наступает долгожданный перелом. По крайней мере, медиаторы из Смешанной миссии Афросоюза-ООН (СМ) и Катара выражают в отношении этого уверенный оптимизм. По их планам, 24 января с.г. в Дохе должны стартовать прямые переговоры между представителями Хартума и руководством основной оппозиционной суданской группировки Движения за справедливость и равенство (ДСР). При этом государственный министр Катара Бен Махмуд четко указал, что эта встреча состоится в определенные ранее сроки и переноситься не будет. Если эта встреча состоится, то Хартум, скорее всего, будет представлять президентский советник Г.ат-Табани, который «хорошо потрудился» в последнее время. В частности, без всяких натяжек ему принадлежит основная заслуга в возможности возобновления такого диалога в принципе. И начал Г.ат-Табани именно с нормализации судано-чадских отношений. В конце декабря-начале января он провел целую серию серьезных консультаций с чадским лидером И.Деби, которого, похоже, смог убедить в «доброй воле Хартума». В «сухом остатке» получилось следующее. И.Деби дал фактически «зеленый свет» нормализации отношений с Суданом и согласился на отвод отрядов ДСР из приграничных районов. Он также готов с 21 января с.г. «закрыть» судано-чадскую границу и приступить к ее совместному мониторингу. В принципе, это было основное условие Хартума по нормализации отношений с соседом. Очень важно понять, что И.Деби никогда бы не пошел на такие шаги, не убедившись в начале отвода оппозиционных ему отрядов вглубь Судана из Дарфура. Общее количество этих повстанцев, по разным оценкам, составляет от 8 до 10 тыс. человек, что абсолютно достаточно, чтобы нынешний чадский режим свергнуть. Отметим, что нынешнее поведение чадского лидера разительно отличается от настроя, который он демонстрировал еще в октябре прошлого года, и высказывал серьезные сомнения в отношении искренности суданского режима в стремлении нормализовать двухсторонние отношения. Теперь же он в беседе «тет-а-тет» с представителями СМ откровенно заявил, что «Чад уже вдоволь натерпелся от Дарфура и пора это положение дел менять». Это говорит о серьезных подвижках в каких-то глубинных пластах судано-чадской политики. А если быть точнее, то не сильно ошибемся, если предположим, что во время своих «челночных поездок» в Нджамену Г.ат-Табани передавал какие-то личные послания президента О.аль-Башира, которые заставили И.Деби поверить в серьезность намерений Хартума.

Тем не менее, помимо этого, основного для себя условия, И.Деби был вынужден озвучить еще три, на которых настаивали руководители ДСР. Это должно было быть официальное соответствующее обращение катарских медиаторов к ДСР; присутствие на постоянной основе в Нджамене облеченного необходимыми полномочиями представителя медиаторов, который должен быть на постоянной связи с ДСР и соглашение с суданским правительством. Излишне говорить, что все эти условия были немедленно выполнены, а Г.ат-Табани 11-12 января с.г. провел встречи с лидерами ДСР в Нджамене, в процессе которых дал необходимые гарантии их безопасности и подтвердил готовность Хартума интегрировать представителей движения во внутрисуданский политический процесс. В итоге 24 января с.г. ожидается первый раунд прямых переговоров. В этой связи катарцы даже отложили запланированный на 18 января с.г. очередной этап диалога представителей «гражданского общества Дарфура» и ДСР. Действительно, при складывающейся ситуации необходимость в нем пока отпадает.

При этом, по всей видимости, в этих раундах переговоров примет участие и т.н. «эфиопская» группа повстанцев, которая была «сколочена» титаническими усилиями американского спецпредставителя С.Грейшена и после недолгих уговоров согласилась принять «главенствующую роль» ДСР в предстоящих консультациях. Сложнее дело обстоит дело с т.н. «ливийской группой», с которой до сих пор продолжаются консультации по этому вопросу с СМ. Если судить по настрою ее руководителей, они идут в позитивном ключе.

Несмотря на общий положительный тренд, добавим «ложку дегтя».

Прежде всего, это продолжающая фронда мирным переговорам со стороны партизанской Дарфурской фракции А-В.Нура. Свидетельством этому стали бои между боевиками фракции и суданскими вооруженными силами в районе Джабаль-аль-Мара в начале этого года. Пожалуй, первые и самые кровопролитные за ближайшие полтора года. Это может свидетельствовать только об одном. Все попытки «уговорить» А-В.Нура присоединиться к мирному процессу и выступить «единой силой» на переговорах с правительством, провалились, несмотря на признаки прогресса на этом направлении в конце прошлого года. Все это, вкупе с широко объявленным началом реальных переговоров, может означать следующее. Катарские медиаторы поставили «крест» на объединении всех партизанских групп как основном условии начала мирных переговоров и пошли, по существу, на «сепаратные» переговоры с ДСР. Такой вариант напрашивался давно, и к слову сказать, «был вброшен для обсуждения» российской стороной во время Московской конференции по Судану в октябре прошлого года, однако тогда был встречен скептически, но, похоже «идея созрела». Да, и по большому счету, иного выбора нет.

Такое развитие событий не смогло бы состояться без одобрения суданской стороны. Действительно, активность Хартума на чадском направлении вызывает самые положительные оценки. Попробуем предположить, что такая активность суданского руководства имеет только одну цель: урегулировать по возможности основные кризисные моменты в Дарфуре перед основным испытанием — референдумом о независимости Южного Судана в 2011 году. Если переговоры с партизанами пойдут по нарастающей, то в следующем году мы должны стать свидетелями интеграции ДСР в политическую жизнь Судана и его действий по наведению «порядка» в провинции. Хартум, похоже, серьезно рассматривает возможность отделения Юга и совершенно не готов «воевать на два фронта». По нашей оценке, объяснение такого развития событий состоит именно в этом факте, а не очередной попытки суданцев «побутафорить» перед международным сообществом. Одновременно не все «гладко» в самом суданском руководстве, реально идет внутрипартийная борьба в правящей Партии национального конгресса (ПНК). В том числе и по вопросам выбора путей дарфурского урегулирования. Например, в самый разгар сближения с партизанами Хартумский суд вновь огласил смертные приговоры ряду бойцов ДСР, обвиняемых в нападении на суданскую столицу. Выглядит это очень нелогичным. Правда, с учетом того, что сами партизаны это событие никак не прокомментировали, то, может быть, мы имеем дело с какими-то неведомыми «белому человеку» особенностями восточной психологии.

Косвенным подтверждением «серьезности» намерений Хартума является реакция госдепартамента США на последние события. Если отбросить обычные в таких случаях уверения «о воодушевлении» и «поддержке», то остается глубокое недоверие руководства внешнеполитического ведомства США в реальность улучшения отношений между Суданом и Чадом, без которого нельзя говорить о серьезности перспективы мира в Дарфуре. Объясняется это в большей степени продолжающейся пикировкой между госдеповцами и С.Грейшеном, который со спокойной совестью может занести себе в актив наметившийся прогресс по восстановлению диалога между партизанами и правительством.

52.25MB | MySQL:111 | 0,642sec