Палестинский фактор в политике Китая на Ближнем Востоке и отношениях с Израилем. Часть 3

Глава Палестинской национальной администрации (согласно приказу ПНА от 2013 г. – президент Государства Палестина) Махмуд Аббас прибыл в Китайскую Народную Республику 13 июня 2023 г. с трехдневным официальным визитом, который стал для него пятым по счету с 2005 г. Для Си Цзиньпина это был первый приезд арабского лидера в этом году после его переизбрания на третий срок на пост генерального секретаря ЦК КПК в октябре 2022 г., что подчеркнуло важность китайско-палестинских отношений. М.Аббаса встретили со всеми воинскими почестями в Большом зале Дома народных собраний.

В Китае в оценке этого визита и двусторонних отношений исходят, во-первых, из их прочной основы и давней истории. Через год после своего создания Организация освобождения Палестины (ООП) открыла офис в Пекине в 1965 г. В 1988 г. Китай стал одной из первых стран, признавших ООП и Государство Палестина. С 1964 по август 2001 г. бывший палестинский лидер Ясир Арафат посетил Китай 14 раз.

Председатель КНР Си Цзиньпин 10 лет подряд направляет поздравления участникам торжественного мероприятия, приуроченного к Международному дню солидарности с палестинским народом, которое ежегодно отмечается 29 ноября. Он неоднократно выдвигал предложения по решению палестинского вопроса, подчеркивая необходимость решительно продвигать политическое урегулирование на основе принципа сосуществования двух государств (Палестины и Израиля) и активизировать международные усилия для достижения мира. В МИДе КНР заявили, что «Китай готов работать с Палестиной, чтобы реализовать общее понимание лидеров двух стран и вывести традиционную китайско-палестинскую дружбу на новый уровень».

 

Во-вторых, в Китае учитывается позитивная тенденция на Ближнем Востоке, к которой привели успешные посреднические усилия Пекина, проявившиеся в возобновлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Ожидается, что Китай раскроет свой потенциал и посредством двусторонних переговоров сдвинет мирный процесс между Палестиной и Израилем с мертвой точки в соответствии с предложенной им Инициативой в области глобальной безопасности (GSI).

При этом Китай является давним сторонником палестинской борьбы. «В течение многих лет Китай подвергал критике отклонения от первоначального плана мирного урегулирования на Ближнем Востоке, акцентируя внимание на соответствующие резолюции СБ ООН, продвигая аргументы в пользу более инклюзивных путей к восстановлению доверия между израильтянами и палестинцами».

В 2021 г. Китай предложил инициативу из пяти пунктов по достижению безопасности и стабильности на Ближнем Востоке, а последнее его предложение состоит из трех пунктов и включает решение палестинского вопроса на основе сосуществования двух государств путем возобновления мирных переговоров. В 2022 г. Пекин предложил свое решение проблем безопасности, стоящих перед человечеством, а именно Инициативу в области глобальной безопасности (GSI), которая продвигает «общую безопасность» для всех, призывает к уважению и серьезному отношению к законным опасениям в сфере безопасности всех стран. Восстановление дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в марте этого года и прекращение многолетнего противостояния при посредничестве Китая расценивается как успешная реализация принципов этой Инициативы.

Отмечается, что после такого успеха на Ближнем Востоке Китай активизировался с целью выхода из дипломатических тупиков. Так, на фоне роста напряженности в палестино-израильских отношениях и вспышках насилия, член Госсовета и министр иностранных дел КНР Цинь Ган 17 апреля с. г. позвонил министру иностранных дел Израиля Эли Коэну. Он выразил готовность Пекина содействовать мирным переговорам, чтобы «предотвратить эскалацию конфликта или его выход из-под контроля». Как раз Инициатива в области глобальной безопасности считается ключевым ориентиром в обмене мнениями между главами внешнеполитических ведомств двух стран, позволяет Пекину предложить более активный подход к стимулированию палестино-израильских переговоров, особенно когда они зашли в тупик более десяти лет назад.

Еще один важный аспект своего дипломатического потенциала китайцы видят в том, что Пекин в течение многих лет поддерживал здоровые дипломатические отношения с обеими сторонами, создавая ценную общую основу для демонстрации своего нейтралитета и возможности совместного достижения мира. Государственный Китайский международный новостной телеканал (CGTN) приводит мнение эксперта, согласно которому «Палестина и Израиль ценят влияние Китая и приветствуют его позитивную роль», и якобы «существует значительный оптимизм в отношении способности Китая культивировать избыток доверия и эффективно выступать посредником в достижении прочного мира в регионе»[i].

Израильский Институт исследований национальной безопасности (INSS) в списке публикаций с анализом политики Китая в отношении палестинского вопроса числится статья в South China Morning Post, в которой указывается на сомнение в том, что Китай подходит на роль «нейтрального» посредника и приводится ряд причин.

Прежде всего, это отношения Китая с палестинским руководством, которое он поддерживает еще с момента основания Китайской Народной Республики — до того, как они оба получили признание со стороны ООН. Помимо того, что Китай стал одной из первых стран, признавших Палестину в качестве суверенного государства в 1988 г., Пекин остается ярым сторонником палестинцев в ООН. На протяжении многих лет он поддерживал и являлся соавтором резолюций, призывающих к созданию Государства Палестина и осуждающих Израиль, а также выступал в 2011 г. за получение Палестиной в ООН «статуса негосударственного наблюдателя».

Исходя из данных Центрального статистического бюро Израиля отношения Китая с Палестиной характеризуются скорее как риторика, чем реальные действия. Так, в 2022 г. объем торговли КНР с Палестиной составил всего 158 млн долларов по сравнению с 21 млрд долларов с Израилем. Таким образом, несмотря на симпатию к палестинцам, «на практике Китай больше внимания уделяет своим отношениям с Израилем из-за экономических и торговых интересов»[ii].

Хотя Китай официально не признавал Государство Израиль до 1992 г., экономическая активность между двумя странами начала быстро расти после визита Цзян Цзэминя в 2000 г. Китай стал вторым по величине торговым партнером Израиля после США. Только за последнее десятилетие торговля между двумя странами выросла на 127%.

Двусторонние отношения достигли апогея в 2017 г., когда обе стороны установили инновационное всеобъемлющее партнерство с перспективой его расширения во множестве областей, включая науку, технологии, сельское хозяйство, чистую энергию и финансы. Однако  некоторые аспекты их сотрудничества в последнее время стали предметом пристального внимания из-за растущего соперничества между США и Китаем.

По словам Тувии Геринга, исследователя Центра израильско-китайской политики Фонда им. Дайаны и Гилфорд Глейзер в INSS, «Израиль является близким партнером Америки, поэтому официальные лица США оказали на него давление, чтобы заставить его ограничить свои отношения с Китаем». Несмотря на американское давление, направленное на предотвращение китайских инвестиционных и инфраструктурных проектов, официально Израиль все еще пытается поддерживать теплые отношения с Пекином. Но в то время как экономические контакты развиваются, обе стороны далеки от теплых отношений на мировой арене. С 2021 г. Израиль присоединился к США и другим странам в Совете по правам человека ООН в осуждении предполагаемых злоупотреблений китайского руководства в Синьцзяне. Тогда как Китай уже давно активно критикует в ООН отношение Израиля к палестинцам, часто называя зачинщиком конфликта еврейское государство. Так, в мае представитель Китая в ООН Гэн Шуан призвал Израиль прекратить «провокации» на Западном берегу р. Иордан после того, как крайне правый министр безопасности Израиля сделал противоречивые заявления во время посещения Храмовой горы в Иерусалиме. Пекин также призвал «все стороны» и «в частности, Израиль» прекратить военные действия против гражданских лиц после вспышек насилия в январе этого года.

Китай долгое время является сторонником «решения на основе двух государств», которое предполагает создание независимого Государства Палестина вдоль границ с Израилем, что также поддерживают Соединенные Штаты. Цинь Ган подтвердил позицию КНР в мае этого года по случаю 75-й годовщины «Накбы», массового исхода палестинцев с их земель после создания Израиля в 1948 г.

На протяжении многих лет Пекин продвигал ряд мирных планов. Последний призывает к созданию независимой Палестины в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, предусматривает усиление развития и гуманитарной помощи палестинцам, а также созыв крупномасштабной международной конференции для возобновления мирных переговоров. С 2013 г. Китай неоднократно пытался содействовать мирным переговорам, но без особого успеха. Наиболее конкретные действия были предприняты в 2017 г., когда в Пекине состоялся мирный симпозиум между Палестиной и Израилем, хотя результатом стала не имеющая обязательной силы декларация. Но если ранее эксперты и наблюдатели сомневались в приверженности Китая переговорам о мирном урегулировании между двумя сторонами, его успешная роль в восстановлении дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном заставила многих пересмотреть свои взгляды. «Вдруг никто уже больше не смеется», — сказал Т.Геринг. «Все стали относиться к Пекину более серьезно».

Тем не менее, израильские эксперты сомневаются относительно возможности двухгосударственного решения путем переговоров в нынешних условиях. Растет разочарование из-за провала предыдущих крупномасштабных переговоров по установлению прочного мира между израильтянами и палестинцами, таких как соглашения Осло 1990-х гг. и саммит в Кэмп-Дэвиде в 2000 г.

Согласно опросу The Palestine/Israel Pulse, опубликованному в январе этого года, поддержка решения о создании двух государств значительно снижается среди палестинцев и израильских евреев: с 43% в сентябре 2020 г. до 33% среди палестинцев и 34% среди израильских евреев. Из всех израильтян, евреев и арабов, 39% поддерживают двухгосударственное решение, что является самым низким уровнем поддержки с момента начала исследований вопроса в июне 2016 г.[iii]

Возобновление боевых действий, недееспособное и раздробленное палестинское правительство, увеличение числа израильских поселений на оккупированном Западном берегу р. Иордан и ультраправое израильское правительство во главе с Биньямином Нетаньяху также снижают веру в возможность переговоров в ближайшей перспективе.

Более того, ключевым является нежелание Израиля позволить Китаю выступить в качестве посредника из-за якобы пропалестинской политики Пекина. «Израиль на самом деле не считает Китай соблюдающим баланс или серьезным посредником», — сказал Т.Геринг. «Это препятствует желанию израильского руководства взаимодействовать с Китаем по этому вопросу». По его словам, критика Китаем Израиля в ООН и нежелание китайцев осуждать насилие со стороны палестинцев способствовали восприятию Китая как актора, который просто «ищет место за столом переговоров». По мнению Т.Геринга, если Китай серьезно настроен на урегулирование конфликта путем переговоров, ему придется серьезно относиться к проблемам безопасности Израиля[iv].

По мнению Галии Леви, специалиста по Китаю, исследователя и заместителя директора Центра израильско-китайской политики Фонда им. Дайаны и Гилфорд Глейзер в INSS, «в нынешней ситуации, особенно в свете четкого позиционирования Китая на стороне палестинцев, Израиль не может позволить себе холодно относиться к своему близкому другу – Соединенным Штатам. Эта враждебность может навредить отношениям Израиля со второй по величине экономикой мира [Китаем], и мы все почувствуем экономические последствия»[v].

[i] China’s security vision for advancing peace to give play as Abbas visits // CGTN. 13.06.2023. https://news.cgtn.com/news/2023-06-13/China-proposed-GSI-for-advancing-peace-to-give-play-as-Abbas-visits-1kByDhasrOo/index.html

[ii] China sends Israel a worrying diplomatic signal with Abbas visit // Ynet. 19.06.2023. https://www.ynetnews.com/article/hyv6vrtp3

[iii] Palestinian-Israeli Pulse: A Joint Poll. https://en-social-sciences.tau.ac.il/sites/socsci-english.tau.ac.il/files/media_server/resolution/Summary%20Report_%20English_Joint%20Poll%2024%20Jan%202023.pdf

[iv] Explainer | What would China do to solve Israeli-Palestinian conflict and how do its ties with the two sides compare? // SCMP. 15.06.2023. https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3224187/what-would-china-do-solve-israeli-palestinian-conflict-and-how-do-its-ties-two-sides-compare

[v] China sends Israel a worrying diplomatic signal with Abbas visit // Ynet. 19.06.2023. https://www.ynetnews.com/article/hyv6vrtp3

55.93MB | MySQL:116 | 0,765sec